Монашеские ордена. Средневековая европа Францисканцы и бенедиктинцы

Орден францисканцев был одним из самых влиятельных и могущественных в истории христианской церкви. Последователи его существуют по сегодняшний день. Орден получил название по имени своего основателя - святого Франциска. Францисканцы сыграли огромную роль мировой истории, особенно в

Цели создания монашеских орденов

Возникновение религиозных орденов произошло из-за необходимости появления священников, которых бы не затрагивали светские дела и были способны показывать чистоту веры собственным примером. Церкви были нужны догматики для борьбы с ересью во всех ее проявлениях. Сначала ордена соответствовали поставленным задачам, но постепенно, с годами, все начало меняться. Но обо всем по порядку.

Предыстория ордена

Святой Франциск Ассизский - покровитель Италии. В миру он именовался Джованни Бернардоне. Святой Франциск Ассизский - основатель ордена францисканцев. Джованни Бернардоне родился приблизительно в период с 1181 по 1182 гг. Более точная дата появления его на свет неизвестна. Изначально Франциск был ловеласом, но после череды событий в его жизни сильно изменился.

Он стал очень набожным, помогал нищим, ухаживал за больными в лепрозории, довольствовался плохой одеждой, отдавая хорошие вещи нуждающимся. Постепенно вокруг Франциска собрался круг последователей. В период с 1207 по 1208 гг. Джованни Бернардоне было основано братство миноритов. На его основе потом возник орден францисканцев.

Создание ордена

Братство миноритов существовало до 1209 г. Организация была новой для церкви. Минориты старались подражать Христу и апостолам, воспроизводить их жизнь. Был написан Устав братства. В апреле 1209 г. оно получило устное одобрение от Папы Святого Иннокентия III, который приветствовал деятельность общины. В результате официальное основание ордена францисканцев закрепилось окончательно. С этого времени ряды миноритов начали пополняться женщинами, для которых было учреждено второе братство.

Третий орден францисканцев основан в 1212 г.Он носил название "братство терциариев". Его члены должны были соблюдать аскетический устав, но могли при этом жить среди простых людей и даже иметь семью. Монашеское одеяние носилось терциариями по желанию.

Письменное утверждение существования ордена состоялось в 1223 г. папой Гонорием Третьим. Во время одобрения братства святым перед ним стояло всего двенадцать человек. Когда умер св. Франциск, община насчитывала почти 10 тысяч последователей. С каждым годом их становилось все больше.

Устав ордена св. Франциска

Устав ордена францисканцев, утвержденный в 1223 г., делился на семь глав. В первой призывалось к соблюдению Евангелия, послушанию и чистоте. Во второй объяснялись условия, которые должны выполняться желающими вступить в орден. Для этого новые послушники обязаны были продать имущество и раздать все бедным. После этого год ходить в рясе, подпоясанной веревкой. Последующая одежда разрешалась для ношения только старая и простая. Обувь надевалась лишь при необходимости.

Глава третья гласила о посте и как нести веру в мир. Перед утром францисканцы читали «Отче наш» по 24 раза, через несколько часов - 5. В один из четырех часов в день - еще по 7 раз, вечером - 12, на ночь - 7. Первый пост соблюдался от празднования Дня всех святых до Рождества. Обязательным был 40-дневный пост и многие другие. По Уставу запрещалось осуждение, ссоры и словесные схватки. Францисканцы должны были воспитывать в себе смирение, покорность, миролюбие, скромность и иные положительные качества, не умаляющие достоинство и права других людей.

Четвертая глава касалась денег. Членам ордена запрещалось брать монеты для себя или других. В пятой главе говорилось о работе. Все здоровые члены братства могли работать, но при условии соблюдения количества прочитанных молитв и времени, которое было четко для этого расписано. За работу вместо денег члены ордена могли брать лишь то, что необходимо было для собственных или братских нужд. Причем принимать заработанное обязалось смиренно и с благодарностью, даже в самых малых количествах.

Шестая глава гласила о запрете воровства и правилах сбора милостыни. Члены ордена должны были без смущения и стыда принимать подаяния, оказывать помощь другим членам братства, особенно больным и немощным.

Седьмая глава рассказывала о наказаниях, которые применялись для согрешивших. За это полагалась епитимья.

В восьмой главе описывались главенствующие братья, к которым необходимо было обращаться в решении серьезных вопросов. Также слушаться министров ордена беспрекословно. Описывалась процедура преемственности после смерти высокопоставленного брата или его переизбрания по серьезным причинам.

В девятой главе рассказывалось о запрете проповедей в епархии епископа (без его разрешения). Запрещалось это делать и без предварительного экзамена, который сдавался в ордене. Проповеди членов братства должны были быть простыми, понятными и продуманными. Фразы - короткими, но наполненными глубоким содержанием про пороки и добродетели, о славе и каре.

В десятой главе объяснялось, как нужно исправлять и увещевать братьев, нарушивших Устав. Обращаться к вышестоящим монахам следовало при малейшем колебании в вере, нечистой совести и т. д. Братьев призывали беречься от гордыни, тщеславия, зависти и т. д. Членам ордена нельзя было обучаться грамоте, а вменялась обязанность к размышлениям, а также любить врагов и молиться за тех, кто обижает.

Отдельная глава (одиннадцатая) была про посещение женских монастырей. Это было запрещено без особого разрешения. Францисканцы не имели права быть крестными отцами. Последняя, двенадцатая глава гласила о разрешении, которое должны были получить братья ордена, чтобы попробовать обращать в христианскую веру сарацинов и неверных.

В конце Устава отдельно обращалось внимание, что отменять или изменять установленные правила запрещается.

Одежда францисканцев

Одежда францисканцев началась тоже со св. Франциска. Согласно легенде, он специально обменялся с нищим одеянием. Франциск взял его невзрачное платье и, отказавшись от кушака, подпоясался простой веревкой. С тех пор каждый монах ордена францисканцев стал одеваться так же.

Названия францисканцев

В Англии они назывались «серыми братьями», по цвету платьев. Во Франции у членов ордена было название «кордельеры» из-за опоясывающей простой веревки. В Германии францисканцы именовались «босоногими» благодаря сандалиям, которые надевались на голую ногу. В Италии последователей Франциска называли «братьями».

Развитие ордена францисканцев

Орден францисканцев, фото представителей которого есть в данной статье, после смерти основателя сначала возглавлял Иоанн Паренти, затем генерал Илия Кортонский, ученик св. Франциска. Его связи и близость с учителем при его жизни помогли укрепить положение братства. Илией была создана четкая система управления, разделение ордена на провинции. Были открыты францисканские школы, развернуто строительство храмов и монастырей.

Началось возведение величественной готической базилики в Ассизи, в честь св. Франциска. Авторитет Илии укреплялся с каждым годом. На строительство и другие проекты требовались большие денежные суммы. В результате были увеличены взносы провинций. Началось их сопротивление. Это привело к тому, что Илия был отстранен от руководства братством в 1239 г.

Постепенно орден францисканцев вместо странствующего становился все более иерархичным, оседлым. Это еще при жизни претило св. Франциску, и он не только отказался от главы братства, но и в 1220 г. вовсе отошел от руководства общиной. Но так как св. Франциск дал обет послушания, то он не противился происходившим изменениям в ордене. Св. Франциск окончательно отошел от руководства братством после поездки на Восток.

Превращение ордена в монашескую структуру

Во время правления Кортонского нищенствующий орден францисканцев начал разграничиваться на два основных движения, в которых заветы св. Франциска и его отношение к соблюдению Устава и бедности понимались по-разному. Одни члены братства старались следовать правилам основателя ордена, живя в бедности и смирении. Другие начали истолковывать Устав по-своему.

В 1517 г. папа Лев Десятый официально выделил две разные группы в ордене францисканцев. Оба направления стали независимыми. Первая группа называлась обсервантами, то есть братьями-миноритами, которые строго соблюдали все правила св. Франциска. Вторая группа стала называться конвентуалами. Они несколько по-другому интерпретировали Устав ордена. В 1525 г. из братства францисканцев образовалось новое ответвление - капуцины. Они стали реформистским течением среди миноритов-обсервантов. В 1528 г. Климентом Пятым новое ответвление было признано отдельным братством. В конце XIX в. все группы обсервантов были объединены в одну, которая стала называться орденом Меньших братьев. Папа Лев Восьмой дал название этому братству «Леонианская уния».

Церковь использовала проповеди св. Франциска в своих целях. В результате братство поддерживали разные слои населения. Получалось, что орден направлялся в нужное церкви русло. В итоге основанная изначально организация превратилась в монашеский орден. Францисканцыполучили право инквизиции над еретиками. В политической области они стали бороться с противниками пап.

Доминиканцы и францисканцы: сфера образования

Ордена францисканцев и доминиканцев относились к нищенствующим. Основаны братства были почти одновременно. Но цели у них немного различались. Главной задачей было глубокое изучение теологии. Цель - подготовка грамотных проповедников. Вторая задача - борьба с ересью, несение в мир Божественной истины.

В 1256 г. францисканцам было предоставлено право преподавания в университетах. В результате орденом была создана целая система богословного образования. Это породило множество мыслителей в периоды Средневековья и Ренессанса. Во время Нового времени активизировалась миссионерская и исследовательская деятельность. Многие францисканцы начали работать во владениях испанцев и на Востоке.

Одно из направлений францисканской философии было связано с естественными и точными науками. И даже в большей мере, чем с теологией и матафизикой. Новое направление было представлено в Оксфордском университете. Первым профессором из францисканцев стал Роберт Гроссетест. Впоследствии он стал епископом.

Роберт Гроссетест был выдающимся ученым того времени. Он стал одним из первых, кто обратил внимание на необходимость применения математики во время исследования природы. Наибольшую известность профессору принесла концепция о создании мира светом.

Францисканский орден в XVIII-XIX веках

В восемнадцатом веке орден францисканцев имел приблизительно 1700 монастырей и почти двадцать пять тысяч монахов. Братство (и ему аналогичные) было ликвидировано во многих европейских государствах в период Великой и буржуазной революций девятнадцатого века. К его концу орден был восстановлен в Испании, а потом в Италии. Их примеру последовала Франция, а потом другие страны.

Характеристика ордена францисканцев до 1220 года

Орден соблюдал все правила Устава до 1220 г. В этот период последователи Франциска, облачившись в шерстяные коричневые туники и подпоясавшись простыми веревками, в сандалиях на босу ногу странствовали с проповедями по миру.

Братство старалось не только распространять христианские идеалы, но и соблюдать их, воплощать в жизнь. Проповедуя нищенство, францисканцы сами ели самый черствый хлеб, говоря о смирении, покорно выслушивали ругань и т. д. Последователи ордена сами подавали яркий пример соблюдения обетов, были фанатично преданы христианской вере.

Францисканцы в современное время

Орден францисканцев в наше время существует во многих российских и европейских городах. Занимаются пастырской, издательской и благотворительной деятельностью. Францисканцы преподают в учебных заведениях, посещают тюрьмы и дома престарелых.

В наше время для священников и братьев ордена предусмотрена и специальная программа монашеской подготовки. Сначала кандидаты проходят духовное и научное обучение. Оно состоит их нескольких этапов:

  1. Первая ступень - Постулат. Это один испытательный год, за который происходит общее знакомство с орденом. Для этого кандидаты проживают в монашеской общине.
  2. Вторая ступень - Новициат. Это период в один год, когда происходит введение кандидата в монашескую жизнь. Проводится подготовка к временным обетам.
  3. Третья ступень длится шесть лет. В этот период кандидаты получают высшее образование в области философии и богословия. Также присутствует и ежедневная духовная подготовка. На пятом году обучения приносятся вечные обеты, на шестом - рукоположение.

Ответвления ордена в современное время

Изначально существовал только первый францисканский орден, в который входили исключительно мужчины. делится сейчас на три основные ветви:

  1. Меньших братьев (в 2010 г. там числилось почти 15 000 монахов).
  2. Конвентуальных (4231 монах ордена францисканцев).
  3. Капуцинов (количество человек в этом ответвлении - почти 11 тысяч).

Заключение о деятельности ордена францисканцев

Орден францисканцев существует уже восемь веков. За этот довольно длительный период братство внесло огромный вклад не только в церковное развитие, но и в мировую культуру. Созерцательная сторона ордена прекрасно сочетается с активной деятельностью. Орден вместе с ответвлениями насчитывает почти 30 000 монахов и тысячи мирян-терциариев, которые проживают в Германии, Италии, США и многих других странах.

Францисканские монахи с самого начала стремились к аскетизму. Во время существования ордена они пережили разъединение и основание отдельных общин. Во многих были все более строгие правила. В XIX веке произошла обратная тенденция. Разрозненные общины начали объединяться. Этому немало поспособствовал папа Лев Третий. Именно он объединил все группы в одну - орден Меньших братьев.

Орден бенедиктинцев стал первым монашеским орденом, созданным Римской католической церковью. Еще за 1000 лет до сожжения ведьм они усердно трудились, часто преодолевая серьезное сопротивление, чтобы насадить иудео-христианство в Западной и Центральной Европе. В этом процессе из отдельных племен создавались новые государства, появлялись новые языки.

Бенедиктинцы были первопроходцами, действующими во имя великой цели создания европейского континента, однако редко брали во внимание такие будничные, но важные вопросы искоренения остатков древних верований людей, которые проживали на территориях, охваченных их вниманием. Находились и те, кто упорствовал и не желал принимать новую веру и отказываться от своего языка. Чтобы довести до конца дело евангельского просвещения «темных» народов, нужны были другие монахи, обладающие иной ментальностью.

Имена членов ордена бенедиктинцев встречаются во многих документах, свидетельствующих о судах над ведьмами, однако это вызвано скорее их исторической ролью в деле обращения народов Западной Европы в иудео-христианство. Им сопротивлялись приверженцы жреческой религии и представители духовенства друидов , несколько меньшее противодействие оказывали ирландские евангелисты-гностики, но только не «ведьмы», которых на тот момент еще не «изобрели». К их чести следует сказать, что бенедиктинцы решили не марать себя тем, что впоследствии назвали охотой на ведьм , это страшное бремя возложили на себя доминиканцы и францисканцы.

Францисканцы

Братья-францисканцы представляли собой разношерстную группу, состоящую из городских бродячих проповедников, которые, как правило, выглядели весьма неопрятно и потрепано.

Они почти не отличались от пророков с безумным взором, которых нередко можно было встретить скитающимися по сельским территориям европейских стран, в частности, Франции. Однако, нет ничего удивительного в том, что со временем из них сформировался вполне организованный монашеский орден европейского уровня. Их богословское рвение и слишком скудное образование сделало их идеально подходящими для дела «промывания мозгов» народу, для внушения людям опасности, якобы исходящей от ведьм, которые собираются на свои шабаши и отвергают и извращают все добродетели, признанные в обществе.

И вновь, предназначение ордена зашифровано в самом его названии: «Уничтожение ереси требует упорства и терпеливого назидания, осуществляемого братством».

Разумеется, имени Святого Франциска орден был удостоин уже после того, как сформировался. Во многих исторических книгах можно встретить упоминание о том, что в 1209 году папа Иннокентий III позволил Святому Франциску Ассизскому создать братство, цель которого – проповедь и епитимья.

Но дело обстояло несколько иначе. Многие папы, носившие имя Иннокентия (буквально – невинный), оказались не столь невинными, как хотели выглядеть в глазах мира. Появление печально известного и ненавидимого миром «Молота ведьм» с его беспощадными наставлениями, сделало Иннокентия VIII самым жестоким из пап.

Существовало три разновидности францисканцев:

  • зелоты, настаивавшие на соблюдении примитивных правил тотальной бедности. Впоследствии некоторые из них стали капуцинами.
  • лаксисты, допускающие некоторое смягчение наказаний.
  • модераты, выступавшие за структуру, которая позволяла своего рода коммунальную собственность. Впоследствии братства Парижа и Оксфорда преобразовались в богословские школы.

Как оказалось, францисканцы принимали активное участие в процессах против ведьм, они собирали или фабриковали свидетельства, предоставляя их в различные суды (включая Логроньо в Испании), несмотря на то, что для этой деятельности им приходилось приостанавливать свою проповедь. В качестве вещественных доказательств в судах над ведьмами они представляли «разделанных лягушек» и «составленные ведьмой целебные мази».

Они следили за потенциальными «ведьмами», обо всех их действиях докладывали властям. Не гнушались они и таким неблаговидным делом, как выбивание признаний, особо отличился в нем монах Фрей Хуан де Ладрон. Он непосредственно участвовал в охоте на ведьм в Алаве, будучи на то время одним из особых эмиссаров Инквизиции.

Он донес Мартину Лопесу де Лазаррага, священнику города Ларреа о трех женщинах, якобы являющихся «ведьмами», помогал духовному лицу связать женщинам руки и накинуть веревки на шею, а затем угрожал отправить их Логроньо, если они не сознаются в ведьмовстве. Признания были получены самым жестоким способом, однако женщинам удалось сообщить Салазару обо всем произошедшем. Лазаррага был назначен членом комиссии Инквизиции, он сумел внушить одной из женщин идею оговорить шестерых ни в чем не повинных местных священнослужителей и обвинить их в ведьмовстве. В результате множество людей подвергались пыткам, пока не признались во всем, чего требовали от них монахи. Одна из женщин, Марикита де Атаури, глубоко раскаявшись в том, что обрекла на муки совершенно невиновных людей, утопилась в реке неподалеку от собственного дома. Самым искусным в деле добывания признательных показаний стал брат-францисканец Фрей де Ладрон. До сих пор существуют письменные свидетельства того, как францисканцы выбивали из обвиняемых показания и предъявляли их трибуналам, присовокупив к ним образцы снадобий, составленных «ведьмами».

Такова самая отвратительная страница в истории этого братства.


Первыми нищенствующими орденами, послужившими образцом для прочих, были ордена францисканский и доминиканский. (В XII в. возникли также ордена кармелитов и августинских отшельников, основанные оба в 1156 г., но преобразованные в нищенствующие ордена лишь веком позже: Кармелитский – папой Иннокентием IV в 1254 г., Августинский – Александром IV в 1256 г.)

Францисканский и доминиканский ордена были основаны почти одновременно, и если бы святой Франциск Ассизский пожелал, они составили бы одно целое. Своим возникновением они обязаны преимущественно двум причинам.

С одной стороны, западноевропейская паства нуждалась в руководителях, действительно наполненных духом Евангелия. Между тем в начале XIII в. белое духовенство, обогатившись более, чем это было полезно, все еще, несмотря на реформу, было более занято светскими интересами, нежели духовными делами. Черное духовенство, сосредоточенное в монастырях, которые всегда находились вне городов, в очень отдаленных местностях, было слишком изолировано от светского общества и, кроме того, также утратило чистоту нравов вследствие роста своих богатств. Таким образом, ни белое духовенство, ни монашество не могли доставлять народу необходимых руководителей. Для этого нужны были люди, которые относились бы с полным презрением к мирским благам, вели бы строгий образ жизни в кругу своих братьев и без устали проповедовали бы покаяние и самоотречение как словом, так и личным примером. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенствующего ордена святого Франциска.

С другой стороны, католическая вера была поколеблена опасными ересями катаров и вальденсов , которые вкрадывались в умы, придавая себе вид высшей формы христианства, и которые грозили исказить чистоту догмата. Между тем, светскому духовенству в ту эпоху, когда только начинали образовываться университеты, часто недоставало образования, необходимого для борьбы с еретиками. Что касается монашеского духовенства, то если оно и не было лишено образования, но его отдаленность от городов и склонность заниматься более богослужением, чем богословием, позволяли ему действовать лишь в исключительных случаях. Для борьбы с опасностью нужны были люди, которые в силу своего звания были бы обязаны изучать и проповедовать догму. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенского ордена святого Доминика . Но если эти два новых ордена несколько отличались друг от друга по своим задачам, так как францисканцы стремился более исправить нравы, а доминиканцы – веру, то, в общем, они преследовали одну и ту же цель: преобразовать светское общество. И францисканцы, и доминиканцы употребляли для этого одни и те же средства: отречение от мирских благ, чтобы быть более независимыми от условий своего времени; жизнь в городе, чтобы быть в более тесных отношениях с паствой; постоянная проповедь, чтобы распространять религиозное образование; наконец – основание «третьего ордена» (терциаров), чтобы в среде самого светского общества приобрести помощников, пропитанных их духом.

Основание ордена францисканцев

В 1209 г. Джованни, прозванный за свою склонность к употреблению французского языка Франциском, приступил к осуществлению этого плана. Родившись в 1182 г., сын богатого купца в Ассизи (в Италии) Петра Бернардоне, предназначался сначала к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к нему примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, он начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полного нищенства (1209); таково было скромное происхождение ордена миноритов (францисканцев) . В 1212 г. Франциск своим примером и советами склонил свою соотечественницу Клару Ассизскую к пострижению; Клара вскоре собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин, которые и составили ядро ордена Бедных Кларисс (клариссинок). В течение нескольких лет число последователей св. Франциска и последовательниц св. Клары настолько увеличилось, что образовались два францисканских ордена – мужской и женский, и св. Франциск был вынужден составить для них более подробные правила. Устав нищенского ордена миноритов был утвержден в 1223 г. папой Гонорием III , который даровал этому ордену, как раньше – доминиканцам, право повсеместно проповедовать и исповедовать; устав клариссинок, составленный в 1224 г., был утвержден в 1251 г. папой Иннокентием IV. Кроме того, в 1221 г. святой Франциск, видя стремление масс вступать под его руководство, и боясь, как он говорил, лишить провинции населения, открыв им свои монастыри, прибавил к двум учрежденным ранее орденам так называемый третий орден (ordo tertius de poenitentia) – терциариев , предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своем собственном доме. Вскоре после того, как организация этих трех орденов была закончена, 4 октября 1226 г., Франциск Ассизский скончался, простершись на помосте церкви Порциункула, своего любимого местопребывания, вблизи Ассизи. Спустя два года Григорий IX причислил основателя францисканского ордена к лику святых.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Основание ордена доминиканцев

При совершенно иных обстоятельствах возник орден доминиканцев. Доминик Гусман, родившийся в 1170 г. в Калагорре, в епархии Осмы в Испании, с детства обнаруживал большое усердие в молитве и стремление к подвижнической жизни, которые должны были привести его к духовному сану. Пробыв 4 года в Валенсийском университете, он был рукоположен в священники епископом Осмы Диего и сделался каноником-иноком этого города. Прибыв в 1206 г. вместе со своим епископом во Францию, он был охвачен грустью при виде успехов альбигойской ереси в Лангедоке и решил с этого времени посвятить свою жизнь обращению еретиков. Десять лет оставался он в Южной Франции, почти один и без большого успеха борясь с ересью; но его мирный крестовый поход составлял утешительный контраст с кровавым крестовым походом , который в то же время предприняли рыцари Северной Франции. В 1215 г., после долгих размышлений он отправился в Рим и представил папе Иннокентию III свой проект основания общества проповедников, которые, подчиняясь монашескому уставу, исполняли бы те же обязанности, что и белое духовенство. Иннокентий III утвердил проект и подчинил новый ниществующий орден доминиканцев уставу св. Августина. В следующем году новый папа Гонорий III даровал Доминику и его последователям название Братьев проповедников и право повсеместной проповеди и исповеди. Около этого времени состоялось знаменитое свидание Доминика с Франциском Ассизским, на котором первый предложил слить оба их ордена в один. Святой Франциск предпочел оставить их разделенными, но святой Доминик не отказался от своего плана. На первом генеральном капитуле, который он собрал в Болонье в 1220 г., он отказался от августинского устава и принял францисканский устав в его главных чертах. Он умер в следующем году (6 августа 1221 г.), оставив второй нищенствующий орден вполне организованным и при нем такой же женский орден и третий орден для мирян. Но в окончательной форме доминиканский устав был составлен лишь в 1238 г. третьим генералом ордена святым Раймондом Пеннафортским.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Дальнейшая история нищенствующих орденов

К этому времени оба нищенствующих ордена – францисканцев и доминиканцев – достигли уже большого распространения. С нескрываемым сочувствием встреченные массой, которая чувствовала в них большую близость к себе, чем в бенедиктинских орденах , и лучше сознавала их благодетельное влияние, они распространились по всей Европе. В 1264 г. генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. Генерал доминиканского ордена также начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию хотя бы в самые отдаленные страны; в 1280 г. существовал монастырь Братьев проповедников в Гренландии. Этот изумительный успех нищенствующих орденов, вначале поощряемый папством, скоро отодвинул на второй план старые монашеские ордена и не замедлил вызвать столкновение со светским духовенством и университетами. С одной стороны – светское духовенство было в высшей степени недовольно теми обширными привилегиями, которые получили нищенствующие минориты и проповедники, и иногда – как, например, Гильом де Сент-Амур в 1255 г. – горько жаловалось на незаконное отправление ими церковной службы в приходах. С другой стороны – францисканцы и доминиканцы, считая преподавание частной формой проповеди, заявили притязание на право преподавать в университетах и начали против них памятную борьбу, которая окончилась в пользу ниществующих монахов. Поддерживаемые общественным мнением и громадной известностью некоторых из своих членов, как, например, доминиканца Фомы Аквинского и францисканца Бонавентуры (оба умерли в 1274 г.), они в конце концов сосредоточили в своих руках почти все отрасли народного просвещения.

Но этот необыкновенный расцвет не мог быть продолжительным. В конце XIII в. доминиканцы и францисканцы, забыв о дружбе, соединявшей их основателей, вступают в борьбу друг с другом; мало того, в среде самих францисканцев возникают раздоры. Еще при жизни святого Франциска среди его последователей можно было различать два направления, различавшихся по степени готовности проводить в жизнь идею нищенства: ригористическое, представителем которого был сам святой Франциск, и более умеренное, во главе которого стоял Илья Кортонский, его викарий и первый преемник. Эти два направления с течением времени породили две враждебные партии, которые Бонавентуре удалось примирить во время его настоятельства, но после его смерти антагонизм между ними возобновился. В 1279 г. папа Николай III сделал бесплодную попытку вмешаться в эти раздоры, издав буллу «Exiit quiseminat», благоприятную для конвентуалов , то есть для монахов, умеренных по отношению к идее нищенства. Тогда ригористическая партия, носившая название спиритуалов , возмутилась против св. престола и, казалось, была близка к отпадению от церкви. Целестин V немедленно отделил ее от францисканского ордена и соединил с только что основанным им орденом Целестинских отшельников; но его преемник Бонифаций VIII , наоборот неустанно преследовал ее и принудил распуститься (1302).

В середине XIII века приняли обет совершенной нищеты еще два ордена: кармелитский , распространившийся по западной Европе из Палестины и конгрегация августинских пустынников, монастыри которых не имели до той поры общего управления. Новые нищенствующие ордена подучили те же привилегии, как и два первые, которые остались, однако же, могущественнее их.

Роль нищенствующих орденов в католическом мире

Нищенствующие францисканцы и доминиканцы были самыми усердными слугами папской власти, через них народы приучались признавать папу безусловным повелителем церкви. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями, освободили от подвластности епископам, так что они были подчинены только непосредственно папе. Те монахи прежнего времени, которые хотели соблюдать апостольскую нищету, жили пустынниками в лесах, горах или среди песчаных степей. Нищенствующие монахи францисканского и доминиканского орденов принимали самое активное участие в общественной жизни; они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения папы. Они были миссионеры, проповедники крестовых походов ; они сообщали народу те буллы об отлучении от церкви, которых не хотели обнародовать местные католические епископы; они продавали индульгенции , собирая деньги для папской казны; они были сборщики денария Петра и других налогов, шедших в папскую казну; выпрашивали пожертвования в пользу папы, были его шпионами и тайными послами. В частности доминиканцы были инквизиторами , францисканцы вращались среди простого народа и действовали главным образом как духовники. Грешники и грешницы раскрывали свою душу чужому монаху легче, нежели приходскому священнику, потому что чужой монах скоро уйдет, а свой священник будет встречаться с ними постоянно. Нищенствующие монахи вмешивались в семейные дела; францисканцы были посредниками по всяким делам для простолюдинов, с которыми масса их была близка по невысокому уровню образования. Доминиканцы держали себя более гордо, хвалились своей ученостью, овладевали профессорскими кафедрами в университетах; знаменитые католические богословы средних веков , Альберт Великий и Фома Аквинский , были доминиканцы; но и францисканцы имели великих богословов. С возникновением нищенствующих орденов значительно изменилось отношение католической церкви к народу: своей бедностью они дали ей популярность, выставили ее близкой к идеалу набожных людей. Между своими сочленами нищенствующие ордена не делали разницы между людьми знатными и незнатными, давали талантливым простолюдинам путь к достижению высших степеней католической иерархии.

Важные позиции занимает , организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов , деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития.

Бенедиктинцы

Основатель бенедиктинского монастыря - Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино , в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.

Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.

Кармелиты

Основатель - Бертольд Калабрийский , глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения — у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток , а затем и мужской. К особенностям ордена относится затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества.

Картезианцы

Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. -Cartusia ). Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства — производство и продажа ликера «Шартрез».

Цистерцианцы

Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито (Cito ). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название бернардинский. Монахи ордена активно участвовали в , поддерживали папу в его борьбе со светскими властями.

Францисканцы

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты — «наименьшие из всех людей» — жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия . С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев , распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть . Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними» (лат. -domini canes ). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Рыцарские братства

Духовно-рыцарские ордена начали возникать на территории Палестины, завоеванной в ходе первого Крестового похода для защиты завоеванных земель. Рыцари приносили три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В отличие от обычных монахов члены орденов должны были сражаться за веру с оружием в руках. Они подчинялись только папе и орденским властям — капитулу и великим магистрам.

Госпитальеры

Около 1070 г. в Иерусалиме был построен странноприимный дом (hospitalis ) для раненых и больных пилигримов. Дому дали имя св. Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха. Вскоре монахи, ухаживавшие за ранеными, сами стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа утвердил орденский устав, согласно которому госпитальеры, или иоанниты, были призваны воевать с неверными. После завоевания Палестины мусульманами в 1309 г. иоанниты овладели островом Родос, а затем, когда в 1522 г. его захватили османы, перебрались на остров Мальту, после чего орден получил название Мальтийского. Отличием ордена стал красный плащ с белым крестом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. Орден накопил значительные денежные средства. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. Король Филипп IV Красивый, стремясь завладеть богатствами ордена, обвинил тамплиеров в манихействе (синтез зороастризма и христианства). В 1310 г. рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии — Тевтонский орден — по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом.

Иезуиты

Название произошло от лат.SocietasJesu — «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель — испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена — борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью.

Страница 7 из 7

Францисканцы и доминиканцы: различия

Глубокие различия между францисканцами и доминиканцами (например, во Флоренции даже их церкви располагались в противоположных концах города) становились еще очевиднее, когда при теологических дискуссиях эти ордены оказывались на противоположных позициях. Хотя оба ордена были созданы в ответ на возросшую потребность общества в духовной жизни, методы их были совершенно различны.

Если учение францисканцев затрагивало эмоциональные струны в народном благочестии, то доминиканцы добивались чистоты доктрины, стремясь перестроить воззрения. Францисканский орден очень скоро отказался от идеала абсолютной бедности, провозглашенного св. Франциском, избрав менее суровую монастырскую жизнь.

Францисканцы чаще ощущали потребность вспоминать о своих истоках, чем доминиканцы, доктрина которых мало изменилась. Живописные циклы из жизни св. Доминика встречаются крайне редко, но очень часто изображается другой доминиканский святой - Фома Аквинский, канонизированный в 1323 г. Его слава основываются на сочинении «Сумма теологии» (1267-1273), представляющем поистине монументальный синтез философии политической и нравственной.

Этот труд, фактически примиривший греческих философов-язычников с христианскими теологами, сдержал возросшую тем самым угрозу свободомыслия. Триумф св. Фомы - сюжет, довольно часто встречающийся в искусстве доминиканцев, прославлял его интеллектуальный подвиг.

Источники его вдохновения и мудрости - Христос, Моисей, св. Павел, евангелисты, Платон и Аристотель, все они несут святому свои произведения; эта связь показана наглядно - лучами, соединяющими головы изображенных с изображением сочинения св. Фомы.

Доминиканцы также получали значительные пожертвования от представителей богатой городской буржуазии. Испанская капелла была заказана Буонамико Гвидалотти, который в своем завещании (1355) оставил средства для строительства капитульной залы, где предстояло установить его усыпальницу. Здание строилось по цистерцианским образцам и было украшено изображениями откровенно пропагандистского характера - их отбирали сами доминиканцы. Орден был основан для борьбы с ересью и придавал большое значение защите церковных установлений.

Его влияние наглядно предстало в виде нового собора во Флоренции, тогда еще только строившегося. Итак, внизу высшее духовенство, расположившееся в протокольном порядке, что соответствует иерархической структуре церковной власти в понимании доминиканцев. Скачущие тут же собаки - шутливая аллегория власти ордена, наглядно выражающая игру слов: Dorninicanes (доминиканцы) и Domini Canes, то есть Псы Господа.

Признание папством трех монашеских орденов - цистерцианцев, францисканцев и доминиканцев - было очень разумным шагом, позволившим избежать открытого столкновения. За этим последовала глубокая реформа религиозной жизни - в монастырях, в интеллектуальных кругах, да и в среде обычных людей. Новые идеи нуждались в новом воплощении. Реформаторство порождало новые изобразительные и концептуальные идеи, имеющие огромное значение в истории христианского Запада.

Статьи по теме