Краткий пересказ каменный цветок бажов 5. Каменный цветок

Жил в одном из уральских заводов мастер Прокопьич, первый по малахиту в тех местах. Мастер уже пожилым был, вот барин и велел приставить к нему ученика. Только не шла наука у Прокопьича, “все у него с рывка, да с тычка”. Наставит мальчонке шишек по всей голове, уши оборвет, да и отсылает обратно – не способен, мол, к науке.

Местные мальчишки начали Прокопьича бояться, да и родителям не хотелось свое дитя на муки отправлять. Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был этот двенадца­тилетний мальчонка круглым сиротой – мать свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Лицом Данилка был чистенький и пригожий, поэтому взяли его “казачком” в господский дом. Тут надо бы вьюном виться, а мальчик уставится на украшение какое и замрет в уголке.

Посчитали Данилку “блаженным тихоходом” и отправили в подпаски. Но и здесь работа у него не пошла. Старый пастух заснет, Данилка замечтается, а коровы разбегутся. Однажды потеряли нескольких коров, одна из них приказчикова была.

Расправа тогда, известно, какая была. За всякую вину спину кажи.

Высекли сначала старого пастуха, а потом за хилого Данилку принялись. Палач сперва несильно ударил. Данилка зубы сжал и молчит. Тогда палач разозлился и начал бить изо всех сил. Мальчик так и сомлел, не проронив ни звука.

Выходила Данилку местная бабка-знахарка. От нее мальчик и узнал о каменном цветке. Растет этот цветок у Хозяйки в малахитовой горе, “на змеиный праздник полную силу имеет”. Если человек тот цветок увидит, всю жизнь несчастным будет, а почему – бабка не знала.

Скоро Данилка на ноги стал. Приказчик это углядел и приставил его учеником к Прокопьичу: мальчонка – сирота, учи, как хочешь, никто не заступится. Глаз у Данилки оказался верный. В первый же день он мастеру на ошибку указал.

Прокопьич один жил, жена его умерла, детей не нажил, вот и привязался мастер к сироте. Работать с малахитом вредно, каменная пыль быстро легкие забивает, поэтому решил мастер сначала худого и хилого Данилку откормить, а потом уж за науку приниматься. Приставил он мальчика к хозяйству, и начал задания давать – что ни работа, то забава.

Прокопьич крепостной был, но работать на себя, “по оброку”, ему разрешалось, поэтому был у мастера свой доход. Данилку он за сына принял, справил ему хорошую одежду, сапожки. К ремеслу своему мастер его пока не подпускал, но Данилка сам выспрашивал Прокопьича и все запоминал.

Скоро приказчик заинтере­совался: чей это мальчонка целыми днями бездельничает? Решил проверить, чему мастер его выучить успел. Оказалось, что между делом Данилка успел много премудрости усвоить. С этого дня кончилось Данилушкино вольготное житье, начал приказчик ему работу давать.

У них ведь – у малахитчиков – дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а сколько он над ней сидит!

За этой работой Данила и вырос. Работал он быстро, но Прокопьич учил его не спешить и приказчику внушил, что Данилка – тихоход. В свободное время мальчик даже читать-писать научился. Со временем стал Данила видным парнем – высоким, румяным, кудрявым и веселым, “одним словом, сухота девичья”.

Когда выточил Данила “зарукавье-змейку из цельного камня”, приказчик его мастером признал и написал о нем барину. Тот решил испытать нового мастера, велел выточить чашу из малахита, чертеж прислал и наказал присматривать, чтобы Прокопьич Даниле не помогал.

Поместил приказчик Данилу у себя. Сначала парень старался работать медленно, а потом ему скучно стало, она и выточил чашу одним махом. Приказчик ему еще две такие же чаши выточить велел. Получилось, что Данила сделал три чаши за срок, который барин на одну дал.

Понял приказчик, что Прокопьич его за нос водил, разозлился и описал все барину. Тот же “все как есть наоборот повернул” – назначил Даниле маленький оброк и не велел от Прокопьича забирать, надеясь, что вдвоем они что-то новенькое придумают. К письму барин приложил чертеж затейливой чаши, велел сделать такую же и срок отвел неограниченный.

Данила принялся за работу, но чаша ему не нравилась – не было в ней красоты, одни завитушки. С разрешения приказчика решил Данила еще одну чашу выточить, по своей задумке.

Не нами сказано: чужое охаять – мудрости немного надо, а свое придумать – не одну ночку с боку на бок повертишься.

Стал Данила-мастер задумчивый, невеселый, с лица спал, все ходил по лугам, искал цветок, чтобы по его подобию свою чашу сделать и всю красоту камня показать. Выбрал он для чаши дурман-цветок, но сперва решил барский заказ доделать.

Прокопьич его отговаривал, потом женить решил, надеясь, что после свадьбы вся дурь из головы выйдет. Данила признался, что соседка Катя давно его ждет. Наконец, выточил Данила барскую чашу и устроил по этому случаю праздник, пригласил невесту и старых мастеров. Один старик, учитель Прокопьиа, и рассказал парню, что те, кому каменный цветок увидеть удается, постигают всю красоту камня и навсегда попадают к Хозяйке в горные мастера.

Потерял Данила покой, о свадьбе забыл – так хотелось ему красоту камня понять. Однажды пошел он малахит для своей дурман-чаши искать, а голос ему и подсказывает: сходи на Змеиную гору. Потом мелькнула перед Данилой женщина и пропала. Отправился парень на Змеиную гору, нашел то, что искал, принялся за работу, но не выходит у него чаша, жизни в ней нет.

Понял Данила, что сам не в силах поймать красоту камня, жениться решил. Свадьба пришлась “как раз около Змеиного праздника”. Пришел Данила в последний раз к Змеиной горке, сел отдохнуть, тут ему Хозяйка и явилась. Парень ее по красоте и малахитовому платью узнал. Попросил он Хозяйку показать ему каменный цветок. Та его отговорить попыталась: увидевшие цветок радость жизни теряют и сами к ней возвращаются. Но Данила не отступал. Отвела его Хозяйка в свой сад с деревьями и травой из разного камня и подвела к черным, будто бархатным кустам.

На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют.

Нагляделся Данила-мастер на каменный цветок, и Хозяйка его домой отпустила.

В тот день у Кати-невесты вечеринка была. Сперва Данила веселился вместе со всеми, а потом загрустил. Вернувшись после вечеринки домой, разбил Данила свою дурман-чашу, в барскую чашу плюнул и выбежал из избы.

Долго Данилу искали. Одни считали, что он с ума сошел и в лесу загинул, а другие говорили, что Хозяйка взяла Данилу в горные мастера.

Краткое содержание сказки Бажова “Каменный цветок”

Другие сочинения по теме:

  1. Жил на свете маленький цветок. Рос он на сухой глине пустыря, среди старых, серых камней. Его жизнь началась с семечка,...
  2. Пошли однажды двое рабочих на дальние покосы, траву смотреть. Оба они малахит в горе добывали. Старший рабочий “вовсе изробленный” был,...
  3. Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и...
  4. У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти...
  5. В 1883 году писатель завершил лучшее свое произведение – рассказ “Красный цветок”, который стал как бы символом его жизни и...
  6. Мама собралась поить простудившегося сына бузиновым чаем. В гости заглянул старичок, у которого всегда была наготове сказка. Когда к старичку...
  7. Бедный угольщик из Шварцвальда, Петер Мунк, “малый неглупый”, стал тяготиться малодоходным и, кажется, совсем не почетным ремеслом, унаследованным от отца....
  8. Сочинение по сказке Бажова “Малахитовая шкатулка”. Многообразны традиции народной сказки в “Малахитовой шкатулке”. Здесь и приемы перехода от реального к...
  9. Горная лужайка с маленькой хижиной под нависшей скалой. На краю колодца сидит юная Раутенделейн, существо из мира фей, и расчесывает...
  10. Ы Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей...
  11. У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это...
  12. Для Ф. М. Достоевского, как и для многих его современников, гармония общественного бытия заключалась не только в братском союзе людей,...

Бажов П., сказка "Каменный цветок"

Жанр: сказ

Главные герои сказки "Каменный цветок" и их характеристика

  1. Данилка Недокормыш, Данилушко, Данило-мастер. Очень талантливый паренек, одержимый своей работой.
  2. Прокопьич. Старый мастер. Данилка был для него как сын. Суровый, но справедливый.
  3. Приказчик. Жадный, жестокий.
  4. Катя. Невеста Данилки. Простая, добрая и верная девушка.
  5. Хозяйка Медной горы. Волшебное существо.
План пересказа сказки "Каменный цветок"
  1. Старый мастер Прокопьич и его ученики.
  2. Как Данилка коров пас
  3. Наказание
  4. Бабка Вихориха
  5. В учениках Прокопьича
  6. Приказчик устраивает экзамен
  7. Три чаши
  8. Новый заказ
  9. Некрасивый чертеж
  10. Поиски нужного камня
  11. Голос в шахте
  12. Нужная глыба
  13. Дурман-чаша
  14. Невеста Катя
  15. На Змеиной горке
  16. Сад Хозяйки
  17. Грусть и печаль
  18. Разбитая чаша.
Кратчайшее содержание сказки "Каменный цветок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Многих учеников давали Прокпьичу, но взял он только Данилку.
  2. Стал Данилка мастером и заказал ему барин чашу по чертежу..
  3. Не понравился Данилке чертеж, пошел другой камень искать.
  4. Сделал он дурман-чашу, но не казалась она живой.
  5. Сводила Данилку Хозяйка в свой сад, показала каменный цветок.
  6. Разбил Данилка свою чашу и пропал.
Главная мысль сказки "Каменный цветок"
Стремление достичь идеала может свести человека с ума.

Чему учит сказка "Каменный цветок"
Сказка учит стремится к совершенству, но не забывать за работой о простых жизненных радостях. Учит прежде всего оставаться человеком. Учит трудолюбию и упорству. Учит самому выбирать свой путь в жизни. Учит любить близких людей, а не выдуманную красоту.

Отзыв на сказку "Каменный цветок"
Мне понравилась эта история, хотя конец у нее печальный. Данилка был одержим своей идей создать каменную чашу как живой цветок. Но даже самому талантливому человеку сделать это не под силу. Поэтому Данилка и сошел с ума. Он променял обычную человеческую жизнь, на вечное стремление к идеалу.

Пословицы к сказке "Каменный цветок"
Век живи, век учись.
Пока талант получат, век учат.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Своя рубашка ближе к телу.
Дело мастера боится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Каменный цветок"
Жил в старину в наших местах мастер Прокопьич и лучше его никто с малахитом работать не мог. Чтобы его мастерство не пропало, барин велел отрядить к Прокопьичу мальчишек в обучение. Но Прокопьич всех браковал, никто ему не нравился. А поскольку учил он все тычками, то и дети не горели желанием к нему в ученики попасть.
Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был то тихий мальчик лет двенадцати, которого сперва в казачки отрядили, но там он себя не проявил, вот и сдали его в подпаски. Только и в подпасках Данилка не удержался. Все на букашек, да на цветочки смотрел, а коровы у него разбредались кто куда.
Одно только Данилка умел хорошо - на рожке играть. Так за игрой его и беда случилось. Заслушались его игру пастухи, и несколько коров пропали. Так их не нашли, видно волки съели.
Данилку за это дело высечь решили. А он лежит, молча удары принимает. Так чуть не помер и все молча. Ну приказчик и решил его, такого терпеливого, Прокопьичу отдать, если выживет.
Выходила Данилку бабка Вихориха, местная травница. Хорошо было у нее Данилке, все бабку про цветочки разные расспрашивал. А та и про папоротник рассказала и про разрыв-цветок, и каменный цветок упомянула.
Как выздоровел Данилка, отправил приказчик его к Прокопьичу. А тот посмотрел на малого и пошел отказываться, боялся, что такого убьешь ненароком. Но приказчик ни в какую - дал и учи.
Вернулся Прокопьич, а Данилка на малахитовую доску смотрит, где зарез сделан, чтобы кромку отрубить. Любопытно стало Прокопьичу, спросил, что мальчик про эту доску думает. А Данилка и говорит, что неправильно зарез сделан, с другого края резать надо, чтобы узор не испортить. Прокопьич конечно пошумел, но мальчишку не тронул, потому что видел, что прав тот оказался. Потом про жизнь расспросил, ужином накормил, да спать уложил.
На следующее утро отправил Прокопьич Данилку за калиной. Потом за щеглом, так и пошло, не работа, а забава. Привык Прокопьич к Данилке, как к сыну стал относиться. А мальчик и дела справляет и к мастерству присматривается. Про все Прокопьича расспрашивает, всем интересуется.
Раз поймал приказчик Данилку на пруду, расшумелся, за ухо схватил и к Прокопьичу. Старик Данилку выгораживает, а приказчик мальчику экзамен устроил. Но что ни спросит, на все у Данилки правильный ответ готов. Ушел приказчик, а Прокопьич удивляется, откуда малец все знает. Данилка и отвечает, что все примечал, что старик показывал, да объяснял. Прокопьич аж прослезился на радостях.
Стал после этого приказчик Данилке работу задавать. Не самую сложную, но тщательную. И Данилка быстро всему выучился, да сам приказчик его мастером признал, даже барину про него отписал.
А Данилка от приказчика читать и писать выучился. Сам вытянулся, красавец стал, девки заглядываться на него стали. Только Данилка весь в работу был погружен.
А барин в ответ на письмо приказчика, приказал Даниле чашу каменную сделать на ножке, чтобы решить оставить ли его на оброке.
Дали Даниле новое место, станок, принялся он за работу. Сперва время тянул, но потом не выдержал, выточил вазу. А приказчик еще одну требует, потом третью. А как третью Данилка сделал, обрадовался приказчик, сказал, что знает теперь полную силу Данилки, не сможет тот от работы увиливать.
Но барин по-своему решил. Оставил Данилку с Прокопьичем, да оброк пустяковый назначил. Только чертеж новой вазы прислал, с узором из листочков. Стал Данила вазу делать, но не нравится она ему. Некрасивая. Обратился к приказчику, а тот пошумел немного, но вспомнил наказ барина, и разрешил одну вазу точно по чертежу сделать, а вторую как сам Данила захочет.
А Данилка задумался. Стал в лес ходит, все цветочки разные разглядывать. То за барскую чашу примется, то вдруг бросит работу. Наконец объявил Прокопьичу, что по дурман-цветку будет чашу делать. Но что-то у него не заладисось, и решил Данила сперва барскую чашу сделать. Работы там много, не на один год.

А Прокопьич про женитьбу стал разговоры вести, Катю Лемитину в невесты предлагал. Только Данила все отказывался, говорил, что нужно сперва с чашей закончить, а Катя подождет его.
Сделал наконец Данила барскую чащу. Катя смотрит на нее удивляется, мастера восхищаются, придраться не к чему, все точно по чертежу. Один Данила не доволен, нет красоты в чаше. Разгорячился, с мастерами спорит. А один старичок возьми и скажи ему, чтоб выбросил Данилушко эту дурь из головы, а то к Хозяйке в горные мастера попадет. А те мастера цветок каменный видали и красоту его поняли. Их изделия словно живые получаются.
А Данилка как услышал про каменный цветок, стал про него старика расспрашивать. Мастера шумят, Катя в слезы, старик на своем стоит - есть каменный цветок и все тут.
Вскоре после этого пошел Данилка на гумешки, камень подходящий искать. Один перевернет, не нравится, другой - не подходит. Вдруг слышит женский голос, который ему на Змеиной горке поискать советует. Удивился, но решил действительно на Змеиную горку сходить. Там и нашел огромную глыбу, как кустик обделанную. Обрадовался Данила, привез на лошади глыбу, Прокопьичу показал. Говорит, вот как сделаю чашу, так и женюсь на Кате.
Жарко принялся за работу Данилка, и получился дурман-цветок как настоящий. Мастера только руками разводят, а сам Данила не доволен, нет жизни в чаше. Все думал как ее поправить, да бросил. Стал с женитьбой торопить.
Приказчик как чашу ту увидел, хотел сразу барину отослать, но Данила задержал, сказал, поправить немного нужно.
Назначили свадьбу на Змеиный день, а как раз накануне решил Данила еще раз на Змеиную горку сходить. Пришел, сел, задумался. Вдруг теплом повеяло. Смотрит Данила, а напротив сама Хозяйка сидит, по красоте ее и признал.
Спросила Хозяйка про чашу, а Данила стал просить ее каменный цветок показать. Отговаривала его Хозяйка, но Данила на своем стоял. И повела она его в свой сад. Смотрит Данила, а стен нет, только деревья каменные стоят, с листочками, с сучками. Подвела Хозяйка Данилу к полянке, а там кусты черные как бархат, на каждом колокольчик малахитовый, а в нем сурьмяная звездочка.
Увидел Данилушка каменный цветок, но понял, что камня такого ему вовек не найти. А Хозяйка рукой повела и очнулся Данила на том же месте, у Змеиной горки.
Вернулся домой, на вечеринке невестиной ему что-то плохо стало. Повела его Катя домой провожать, а Данилушка никак не развеселится.
Пришел домой грустный, на чашу свою смотрит. Потом взял и расколотил ее на мелкие кусочки. А ту, что по чертежу делал не тронул, только плюнул в серединку. Выбежал Данилушка из дома и пропал. Больше его никто и не видел. Поговаривали, что взяла его к себе Хозяйка мастером.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Каменный цветок"

Год написания: 1937

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Прокопьич - мастер, Данилка Недокормыш - ученик, сирота.

Сюжет

Прокопьич был отличным мастером по малахиту. Но состарился и барин решил, что старик должен подготовить себе приемника. Все было сложно. Дети, приходившие на науку, оказались неспособными освоить ремесло. Телесные наказания отпугивали и детей, и родителей. Очередь дошла до Данилки. Ему было 12 лет. Его пробовали лакеем и пастухом, но мальчик был медленным. Однажды за потерю коровы его сильно высекли. Спасла бабка - знахарка. Она поведала, что человек увидевший каменный цветок несчастен. У мастера Данилка научился многому и ловко работал. Хотел сделать чашу красивее, чем делал для барина, но безуспешно. Тогда на Змеиной горке Хозяйка показала каменный цветок. Парень исчез бесследно, забыв о работе и невесте.

Вывод (мое мнение)

Упорно добиваться успеха - вот к чему побуждает сказка. Прокопьич хотя был суровым человеком, но развивал талант Данилы всеми силами. Это учит не смотреть на происхождение человека, и замечать доброе.

Павел Петрович Бажов - знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко - сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком - так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище - Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них - Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она - хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина - благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

"Каменный цветок" Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них - Великий Полоз. Он - владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза - Медяницы.

Бабка Синюшка - персонаж с многочисленными истоками. Она - «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка - персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях - как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка - важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

"Каменный цветок" Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них - Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой - древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце - это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова - один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки - золотая пыль, а с другой - черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов - Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» - дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька - сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов - соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» - произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова - простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Творчество и красота

«Каменный цветок» - не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов - люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду - богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова - люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример - Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства - чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения - настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи - картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Что же было дальше?

Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» - талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» - чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов - единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов - эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт - выше нет. Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло.

Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был.

Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.

Пущай-де переймут все до тонкости.

Только Прокопьич, - то ли ему жаль было расставаться со своим мастерством, то ли еще что, - учил шибко худо. Все у него с рывка да с тычка. Насадит парнишке по всей голове шишек, уши чуть не оборвет да и говорит приказчику:

Не гож этот... Глаз у него неспособный, рука не несет. Толку не выйдет.

Приказчику, видно, заказано было ублаготворять Прокопьича.

Не гож, так не гож... Другого дадим... - И нарядит другого парнишку.

Ребятишки прослышали про эту науку... Спозаранку ревут, как бы к Прокопьичу не попасть. Отцам-матерям тоже не сладко родного дитенка на зряшную муку отдавать, - выгораживать стали свои-то, кто как мог. И то сказать, нездорово это мастерство, с малахитом-то. Отрава чистая. Вот и оберегаются люди.

Приказчик все ж таки помнит баринов наказ - ставит Прокопьичу учеников. Тот по своему порядку помытарит парнишку да и сдаст обратно приказчику.

Не гож этот... Приказчик взъедаться стал:

До какой поры это будет? Не гож да не гож, когда гож будет? Учи этого...

Прокопьич, знай, свое:

Мне что... Хоть десять годов учить буду, а толку из этого парнишки не будет...

Какого тебе еще?

Мне хоть и вовсе не ставь, - об этом не скучаю...

Так вот и перебрали приказчик с Прокопьичем много ребятишек, а толк один: на голове шишки, а в голове - как бы убежать. Нарочно которые портили, чтобы Прокопьич их прогнал. Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что - на вытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, поначалу-то, потом рукой махнули:

Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет.

На заводскую работу либо в гору все ж таки не отдали - шибко жидко место, на неделю не хватит. Поставил его приказчик в подпаски. И тут Данилко не вовсе гож пришелся. Парнишечко ровно старательный, а все у него оплошка выходит. Все будто думает о чем-то. Уставится глазами на травинку, а коровы-то - вон где! Старый пастух ласковый попался, жалел сиротку, и тот временем ругался:

Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думка-то у тебя?

Я и сам, дедко, не знаю... Так... ни о чем... Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а листок широконький... По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили... А букашка-то и ползет...

Ну, не дурак ли ты, Данилко? Твое ли дело букашек разбирать? Ползет она - и ползи, а твое дело за коровами глядеть. Смотри у меня, выбрось эту дурь из головы, не то приказчику скажу!

Одно Данилушке далось. На рожке он играть научился - куда старику! Чисто на музыке какой. Вечером, как коров пригонят, девки-бабы просят:

Сыграй, Данилушко, песенку.

Он и начнет наигрывать. И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит. Шибко за те песенки стали женщины привечать Данилушку. Кто пониточек починит, кто холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьет. Про кусок и разговору нет, - каждая норовит дать побольше да послаще. Старику пастуху тоже Данилушковы песни по душе пришлись. Только и тут маленько неладно выходило. Начнет Данилушко наигрывать и все забудет, ровно и коров нет. На этой игре и пристигла его беда.

Данилушко, видно, заигрался, а старик задремал по малости. Сколько-то коровенок у них и отбилось. Как стали на выгон собирать, глядят - той нет, другой нет. Искать кинулись, да где тебе. Пасли около Ельничной... Самое тут волчье место, глухое... Одну только коровенку и нашли. Пригнали стадо домой... Так и так - обсказали. Ну, из завода тоже побежали - поехали на розыски, да не нашли.

Расправа тогда, известно, какая была. За всякую вину спину кажи. На грех еще одна-то корова из приказчичьего двора была. Тут и вовсе спуску не жди. Растянули сперва старика, потом и до Данилушки дошло, а он худенький да тощенький. Господский палач оговорился даже.

Экой-то, - говорит, - с одного разу сомлеет, а то и вовсе душу выпустит.

Ударил все ж таки - не пожалел, а Данилушко молчит. Палач его вдругорядь - молчит, втретьи - молчит. Палач тут и расстервенился, давай полысать со всего плеча, а сам кричит:

Какой еще терпеливый выискался! Теперь знаю, куда его поставить, коли живой останется.

Отлежался-таки Данилушко. Бабушка Вихориха его на ноги поставила. Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от надсады, которая от ломоты... Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала.

Хорошо Данилушке у этой бабушки Вихорихи пожилось. Старушка, слышь-ко, ласковая да словоохотливая, а трав, да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешено по всей избе. Данилушко к травам-то любопытен - как эту зовут? где растет? какой цветок? Старушка ему и рассказывает.

Раз Данилушко и спрашивает:

Ты, бабушка, всякий цветок в наших местах знаешь?

Хвастаться, - говорит, - не буду, а все будто знаю, какие открытые-то.

А разве, - спрашивает, - еще не открытые бывают?

Есть, - отвечает, - и такие. Папору вот слыхал? Она будто цветет на

Иванов день. Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека вредный. На разрыв-траве цветок - бегучий огонек. Поймай его - и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок. А то еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.

Чем, бабушка, несчастный?

А это, дитенок, я и сама не знаю. Так мне сказывали. Данилушко у

Вихорихи, может, и подольше бы пожил, да приказчиковы вестовщики углядели, что парнишко маломало ходить стал, и сейчас к приказчику. Приказчик Данилушку призвал да и говорит:

Иди-ко теперь к Прокопьичу - малахитному делу обучаться. Самая там по тебе работа.

Ну, что сделаешь? Пошел Данилушко, а самого еще ветром качает. Прокопьич поглядел на него да и говорит:

Еще такого недоставало. Здоровым парнишкам здешняя учеба не по силе, а с такого что взыщешь - еле живой стоит.

Пошел Прокопьич к приказчику:

Не надо такого. Еще ненароком убьешь - отвечать придется.

Только приказчик - куда тебе, слушать не стал;

Дано тебе - учи, не рассуждай! Он - этот парнишка - крепкий. Не гляди, что жиденький.

Ну, дело ваше, - говорит Прокопьич, - было бы сказано. Буду учить, только бы к ответу не потянули.

Тянуть некому. Одинокий этот парнишка, что хочешь с ним делай, - отвечает приказчик.

Пришел Прокопьич домой, а Данилушко около станочка стоит, досочку малахитовую оглядывает. На этой досочке зарез сделан - кромку отбить. Вот Данилушко на это место уставился и головенкой покачивает. Прокопьичу любопытно стало, что этот новенький парнишка тут разглядывает. Спросил строго, как по его правилу велось:

Ты это что? Кто тебя просил поделку в руки брать? Что тут доглядываешь? Данилушко и отвечает:

На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь, узор тут, а его и срежут. Прокопьич закричал, конечно:

Что? Кто ты такой? Мастер? У рук не бывало, а судишь? Что ты понимать можешь?

То и понимаю, что эту штуку испортили, - отвечает Данилушко.

Кто испортил? а? Это ты, сопляк, мне - первому мастеру!.. Да я тебе такую порчу покажу... жив не будешь!

Пошумел так-то, покричал, а Данилушку пальцем не задел. Прокопьич-то, вишь, сам над этой досочкой думал - с которой стороны кромку срезать. Данилушко своим разговором в самую точку попал. Прокричался Прокопьич и говорит вовсе уж добром:

Ну-ко, ты, мастер явленый, покажи, как по-твоему сделать?

Данилушко и стал показывать да рассказывать:

Вот бы какой узор вышел. А того бы лучше - пустить досочку поуже, по чистому полю кромку отбить, только бы сверху плетешок малый оставить.

Прокопьич знай покрикивает:

Ну-ну... Как же! Много ты понимаешь. Накопил - не просыпь! - А про себя думает: "Верно парнишка говорит. Из такого, пожалуй, толк будет. Только учить-то его как? Стукни разок - он и ноги протянет".

Подумал так да и спрашивает:

Ты хоть чей, экий ученый?

Данилушко и рассказал про себя. Дескать, сирота. Матери не помню, а про отца и вовсе не знаю, кто был. Кличут Данилкой Недокормышем, а как отчество и прозванье отцовское - про то не знаю. Рассказал, как он в дворне был и за что его прогнали, как потом лето с коровьим стадом ходил, как под бой попал. Прокопьич пожалел:

Не сладко, гляжу, тебе, парень, житьишко-то задалось, а тут еще ко мне попал.

Статьи по теме