Самообразование экспериментирование в средней группе. Программа по самообразованию по экспериментированию в старшей группе "любознайки"

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

2016-2017

ЦЕЛЬ:

  1. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
  2. Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
  3. Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
  2. Развитие сенсорной культуры.
  3. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
  4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
  2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
  3. Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
  4. Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

План работы 2016-2017

МЕСЯЦ

РАБОТА ПЕДАГОГА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА

С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;

2. Постановка целей и задач по данной теме.

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

Октябрь

1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования.

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Ноябрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе».

2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Эксперименты с водой, песком, воздухом:

1. Узнаем, какая вода.

2. Что в пакете?

3. Мы - волшебники.

4. Поплывет или утонет?

1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

Декабрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику».

2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Эксперименты с водой, снегом:

1. Снеговичок.

2. Налил - вылил.

3. Кораблики.

4. Цветные льдинки.

Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».

Январь

Эксперименты с цветом, формой:

Волшебная кисточка.

Высокий - низкий.

Широкий - узкий.

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

Февраль

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом:

Горячо - холодно.

Создание фотоальбома:

«Мы экспериментируем».

Март

Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды».

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.

Самоанализ плана самообразования

Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью.

Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 п. Стодолище

План по самообразованию на тему

«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Воспитатель: Костенкова Т.В.

п. Стодолище, 2014 год

Тема : Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников.

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Список литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф . «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В . и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.И . Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Срок

Тема

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

Январь

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Февраль

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Март

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Апрель

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №8 «Солнышко»»

Мензелинского муниципального района РТ

Программа

по экспериментированию

для детей старшего дошкольного возраста

«Любознайка»

г.Мензелинск, 2016 г.

1.Пояснительная записка………………………………………………………………3

2.Цель. Задачи. Ожидаемый результат………………………………………………..5

3.Методическое обеспечение программы ……………………………………………6

5.Перспективно-тематическое планирование по детскому экспериментированию …………………………………………………………………………8

6.Библиографический список…………………………………………………………16

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. »

К.Е. Тимирязев .

Пояснительная записка

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность темы . Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 в детских садах утверждены и введены в действие ФГОС. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Новизна программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов России. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

Целью данной программы является:

- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

- формировать у детей элементарные географические представления;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона.

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

Представления о свойствах веществ

Умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

Навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

Расширять знания об объектах и их свойствах

Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей. Основными условиями детского экспериментирования являются:

Взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

Использование разных видов деятельности;

Четкое определение содержания экологического воспитания;

Использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

Взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

Создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

Экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приёмы организации детей в процессе обучения:

Работа небольшими группами;

Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

Включение игровых упражнений;

Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

Выполнение нетрадиционных заданий;

Решение проблемных ситуаций;

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

Вопросы к детям.

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанныйвзрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

Основные принципы , заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Перспективно – тематический план по экспериментированию 5 -6 лет.

Месяц

Октябрь

Блок

Песок, глина, камни

Программные задачи:

- познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы.

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).

Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

Тема:

1 . «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Песок – природный фильтр».

5 . «Для чего человеку песок и глина?»

6 . «Какими бывают камни?»

7 . «Камни из растений и животных».

8 . «Что такое горы? Почему разрушаются горы?»

Материалы и оборудование:

прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, ракушки, глобус, стол песок – вода, магнитная доска.

Программные задачи:

- уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, как по ней определять возраст дерева.

Познакомить детей с многообразием коры, её свойствами.

Расширять знания детей о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из древесины и коры деревьев.

Познакомить детей с одной группой царства растений – мхами, лишайниками.

Познакомить со свойством мха, лишайника: (ломкость, способность впитывать воду и терять ее, вегетативно и при помощи спор размножаться)

Выявить зависимость строение мха от факторов внешней среды;

Заинтересовать детей работой с мхом, лишайником с помощью экспериментальной деятельности;

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память;

Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть роль мха, лишайника в природе и хозяйственной роли человека.

Тема:

1. «Тонет – не тонет»

2. «Посадим деревце»

3. «Чудо дерево» (оттиск корой)

4. «Меняет ли цвет кора?»

5. «Есть ли у растения органы дыхания?»

6. «Могут ли растения жить без корней?»

7. «Как вырастить мох?»

8. «Как размножается мох, лишайник?»

9. «Как меняется цвет мха?»

Материалы и оборудование:

Бумага, восковые карандаши, миски с водой, фартуки, скрепки, лупы, пульверизатор, часы, термометр, линейка, схемы выполнения опытов, тетради, простые карандаши, кора разных деревьев, мох, лишайники.

Месяц

Декабрь

Блок

Воздух

Программные задачи:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас,

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Развивать любознательность, мыслительную деятельность, память, активизировать речь детей;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение;

Воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.

Тема:

1. «Невидимка – воздух»

2. «Мыльные пузыри»

3. «Подводная лодка»

4. «Упрямый воздух»

5. «Сухим из воды»

6. «Большие – маленькие»

7. «Почему не выливается?»

8. «Как рождается ветер?»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри), два подноса, две свечи, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов, веера, воздушные шары, шприцы, ёмкость с водой пластиковые бутылки с пробками, монетка, картины с изображением ветреной и безветренной погоды, модели с алгоритмами выполнения опытов, магнитная доска.

Месяц

Январь

Блок

Электричество

Программные задачи:

Подвести к понятию проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов; учить устанавливать причину возникновения статического электричества в природе.

Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать речь детей, познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать экологическую культуру детей в природе и быту.

Тема:

1 . «Волшебники»

2 . «Как увидеть и услышать электричество?»

3 . «Волшебные шары»

4 . «Как увидеть молнию?»

Материалы и оборудование:

Кусочки шерстяной ткани, воздушные шары, пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, подставка, синтетический свитер, картины с изображением молнии, схемы – таблицы, магнитная доска.

Месяц

Февраль

Блок

Вода

Программные задачи:

- познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар).

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема:

1 . « Вода - жидкость, не имеющая собственной формы»

2. «Вода – растворитель»

3. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода.»

4. «Круговорот воды в природе».

5. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

6. «Водяная мельница».

7. «Вода нужна всем».

8. «Почему воду нужно беречь?»

9. «Почему тундра покрыта болотами?»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки,

пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, магнитофон.

Месяц

Март

Блок

Звук

Программные задачи:

- подвести к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела); познакомить с простейшим устройством для передачи звука; выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей, дать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тема:

1 . «Почему всё звучит?»

2 . «Звук в воде»

3 . «Передай секрет»

5 . «Спичечный телефон»

6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

7 . «Поющая струна»

8 . «Как видят летучие мыши?»

Материалы и оборудование:

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, гитара, металлическая детская посуда, стеклянный стакан, длинная пластмассовая трубка, большая ёмкость с водой, камешки, два спичечных коробка, тонкая нить, иголка, спички, проволока, деревянная рамка.

Месяц

Апрель

Блок

Свет

Программные задачи:

- подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение; как можно многократно отражать свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где не должно быть видно;

Дать знания о том, что освещенность предмета зависит от силы источника и удалённости от него, познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Развивать внимание, память, любознательность, познавательный интерес к природному миру, желание исследовать его, активизировать речь детей.

Воспитывать бережное, экономное отношение к свету.

Тема:

1 . «Свет вокруг нас»

2 . «Уличные тени»

3 . «Волшебные лучи»

4 . «Разведчики»

5 . «Передача солнечного зайчика»

6 . «Солнечные часы»

7 . «Световой луч»

8 . «Радуга на стекле»

Материалы и оборудование:

Зеркала, настольная лампа, фонарик, белая ткань, гранёное стекло, противень, стол. Иллюстрации с изображением солнечных лучей, магнитная доска.

Месяц

Блок

Вода

Программные задачи:

- закрепить знания детей о свойствах воды (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, пар, вода).

Закрепить элементарные знания о круговороте воды в природе, навыки проведения лабораторных опытов,

Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;

Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности; развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение,

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитывать бережное использование воды.

Тема:

1 . «Вода – жидкость, не имеющая собственной формы»

2 . «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода».

3 . «Вода – растворитель»

4 . «Круговорот воды в природе»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, магнитофон.

Библиографический список:

1.Закон РФ «Об образовании» 1992г.

2. Приказ №1155.

3.СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

4. Основные положения В.А. Петровского.

5. Программа Т.Н. Дороновой «Из детства - в отрочество» Москва «Просвещение» 2007.

6. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова. Москва 1998.

7.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. 2007. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е.

8. Материалы интернет – сайтов.

Наталья Савенкова
План самообразования «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»

на 2015-2016 учебные годы

Тема : « как условие успешной социализации»

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников , протекающая в форме экспериментальных действий . В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности .

Для достижения поставленной цели определила ряд задач :

Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) ;

Расширение перспектив развития экспериментально- исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддержания у детей инициативы , сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности .

Форма работы с детьми : групповая .

Методы и приемы работы с детьми : практические, проблемно-поисковые. Работа педагога :

Изучение научно-педагогической литературы;

Разработка перспективных планов , конспектов образовательной деятельности по теме ;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе ;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

Активное участие в работе методического объединения района;

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

Обучение на курсах повышения квалификации;

Обобщение опыта работы по самообразованию . Предполагаемый результат работы над темой самообразования .

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются : основы педагогического мастерства :

Умение анализировать научно-методическую литературу;

Умение применять полученные знания на практике;

Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся : самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы :

1. Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры , центры игровой деятельности и пр .).

Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2. Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми . Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы :

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях »

«Научите ребенка любить живую природу» .

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования .

Тематические фотовыставки :

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему : «Лаборатория чудес и превращений» .

На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

Анкета для родителей :

Цель : выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей .

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации :

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;

«Требования к проведению наблюдений» .

Открытый показ НОД «Удивительное рядом» .

Анкета для педагогов :

Цель : изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

План реализации программы по самообразованию

Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки» . В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., оформляется уголок «Огород на подоконнике» , изготовлены дидактические материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :

1. безопасность для жизни и здоровья детей ;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям :

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :

Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка , так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развития личности и психического развития .

Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том , что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания . В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников , оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности ; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент , делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности , умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе ;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома .

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома ; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности .

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем , первооткрывателем.

Список литературы :

1. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность » изд. «Детство-пресс» , 2007г.

2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников ». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей » изд. - 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель» , 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М : Мозаика – синтез. 2006г.

9. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность » В. В. Москаленко.

План работы по самообразованию на 2015 - 2016 уч. год

Воспитатель ИМАМИЕВА А.М. группы № 3 МБДОУ№ 8 «Зоренька
Тема:
Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.

2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии экспериментальной деятельности.

3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.

4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

6. Исследовать результативность применения метода в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.

7. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

8. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Литература :

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

7. КривоваЛ.И., Климова М.Р. Система методической работы по разделу «Детское экспериментирование».

8. ПрохороваЛ.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.-Аркти, 2008.

9. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

10. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.

11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.

12. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.

13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.

14. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

16.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

17. Материалы Интернет-сайтов. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Форма работы

выполнения

Участники

(дети, родители, педагоги)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов и методической литературы по теме.

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы методкабинета ДОУ по данной проблеме.

3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи».

5. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Сентябрь –

родители-

педагоги-

Консультация для родителей

«Основные цели и задачи метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Изготовление папки-передвижки «Наблюдаем вместе с детьми»

Оформление информационных материалов по теме.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Создание условий экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

Анализ изученной литературы.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Накопительно - практический

1. Изучение методики технологии экспериментирования педагогов в Интернете.

2. Проведение цикла экспериментов с детьми группы:

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

3. Консультации для педагогов ДОУ.

4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

5. Привлечение родителей к организации экспериментов в группе.

6. Освещение данной темы на Интернет сайтах разного уровня.

Октябрь –

педагоги-

родители-

Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования».

Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Просмотр занятия с элементами экспериментирования.(видео) Обсуждение.

Показ открытого занятия с элементами экспериментирования.

- Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом, «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

Экологический проект «Моё дерево»

Проект «Хочу всё знать!»

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

4. Диагностика

5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

6. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

родители, дети-

педагоги-

Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать».

Фотовыставка «Юные исследователи».

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Доклад на педагогическом совете детского сада.

Проведение открытой ООД (коллективный просмотр)

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Выступление на семинаре-практикуме.

1.Продолжить работу с детьми по теме.

2.Корректировка планов.

3.Работа с литературой

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Статьи по теме