Использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда. Информационные технологии в логопедической работе Виды презентаций, используемых в работе логопеда

Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в “приобщении” детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Л.С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.

Подходы к применению компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте:

  • Первое направление применения компьютера как средство обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении письму, чтению.
  • Второе направление: использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте – использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников и младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ.

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  3. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.
  4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  5. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Основной контингент детей с нарушениями речевого развития это дети с ОНР. Под общим недоразвитием речи понимается системное речевое недоразвитие, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы или периферического отдела речевого аппарата (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). У детей с ОНР отмечаются грубые недостатки в произношении и различении звуков речи, нарушение слоговой структуры даже двух-, трехсложных слов. Словарный запас беден. Наблюдаются многочисленные ошибки в грамматическом оформлении самостоятельных высказываний и трудности в понимании сложных грамматических конструкция. Особенно страдает связная речь. Дети затрудняются в построении развернутого высказывания, его лексико-грамматического оформления. По мере обучения устная речь приближается к общепринятым нормам, но возникают трудности при овладении письменной речью. Все типы ошибок, которые отмечаются в устной речи, находят свое проявление на письме: несовершенство звукового и буквенного анализа, трудности использования сложных слоговых структур, недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи. Отмечаются устойчивые затруднения при овладении техникой чтения и осмысления прочитанного.

Другая группа детей имеет некомпенсированное фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Под ФФНР понимается нарушение процессов формирования произносительной стороны речи (дизартрия). У детей с ФФНР наблюдается общая смазанность речи, ее недостаточная четкость и выразительность. В речи чаще всего проявляются замены при произнесении одного звука другим и смешении звуков. Нарушение письма у таких детей обусловлено несформированностью предпосылок к овладению звуковым анализом: дети с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделяемый звук, смешивают его с акустически парным и т.п. На письме чаще всего встречаются фонологические замены, нарушение структуры слова, раздельное написание частей слова, аграмматизмы, большое количество орфографических ошибок.

Для учащихся с ОНР и ФФРН характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Тяжелое речевое недоразвитие у учащихся препятствуют использованию в процессе обучения стандартных учебных программ и методик, рассчитанных на детей с нормой речевого развития. Особенно важно скорригировать речевые дефекты в устной речи и предупредить появление специфических трудностей в письменной на начальных этапах обучения. Известно, что предупредить нарушение всегда легче, чем его исправить, ломая сложившиеся стереотипы.

Для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения. В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов обучения возникла необходимость внедрения компьютерных технологий в специальное коррекционное обучение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции. Одной из компьютерных программ является специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”. Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. “Игры для Тигры” позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Компьютерная технология “Игры для Тигры” предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

  • звукопроизношение;
  • просодические компоненты устной речи;
  • фонематический слух и восприятие;
  • фонематический анализ и синтез;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • коммуникативные навыки;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);
  • слуховое и зрительное восприятие;
  • внимание;
  • словесно-логическое мышление.

Несколько слов о том, как с помощью компьютера можно “вылечить” дисграфию. В настоящее время необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, - одна из наиболее сложных и важных задач, стоящим перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер.

Логопедические занятия по исправлению дисграфии можно вести с помощью “Word” - текстового редактора.

Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Программа “Word” помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.

Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Удобства и эффективность работы в текстовом редакторе, очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания.

Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст может быть отпечатан с помощью принтера или его правильный вариант записан в тетрадь.

Примерные виды заданий для работы с компьютером на логопедических занятиях :

1. Работа на синтаксическом уровне.

Основная задача: развитие языкового анализа и синтеза.

Примерные виды заданий : разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, расставить границы предложения; изменить порядок слов в предложении; составить из двух предложений одно; исправить ошибки в предложении; дифференцировать написание предлога и приставки и др.

2. Работа на лексическом уровне.

Основная задача: развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи. Примерные виды заданий : подобрать имена прилагательные к именам существительным; подобрать глагол к имени существительному (составить предложение); образовать единственное и множественное число имен существительных; образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; найти синонимы (антонимы) и др.

3. Работа на уровне смешиваемых букв.

Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.

Примерные виды заданий : вставить пропущенные буквы; исправить ошибки; вставить слоги; заменить букву и др.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Евгения Канева
Использование компьютерных технологий в логопедической практике

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» , в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее : «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения»

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике .

Информационно – коммуникационные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Ни для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории.

Использование различных компьютерных игр , мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Я убедилась в этом на практике . Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение, добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми.

Для того чтобы результат включения ИКТ в работу по коррекционно-развивающей деятельности был более продуктивным, я изучила нормативные документы (закон РФ «Об образовании» , «Об учителях – логопедах и педагогах-психологах учреждений образования и т. д., познакомилась с условиями сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов, а именно :

использование новых моделей компьютера ;

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (с детьми 5-6 лет : 5-10 мин., с детьми 6-7 лет : 10-15 мин.) от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гимнастики для глаз.

С помощью программ Мicrosoft Word, Мicrosoft Роint, Мicrosoft Роwег Роint, Мicrosoft Оffice Publisher я использовала нескольких видов учебных ММП :

презентации для эпизодического включения в занятия;

презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;

игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.

Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются . Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Например, структура ММП к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука, дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с вагончиками веселого паровозика , реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд» ).

артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения) ;

изолированное произнесение звука (при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т. д.);

произнесение звука слогах (упраж. «моторчик» : у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);

произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги» , называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы» и т. д.) ;

определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда» );

произнесение звука в предложениях, тексте : договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок - помощников.

Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно , так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. И вдруг, по мановению «волшебной мыши» , бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно. Так в авторской игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т. д. Играя в эту игру-презентацию на занятиях с детьми, я увидела, что дети для определения количества слогов в слове пользуются сразу несколькими приемами : считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без моей просьбы. Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, компьютерные программы Института Коррекционной педагогики РАО.

В итоге мы получаем наш желаемый ИКР (идеальный конечный результат) - «обучение с увлечением» , а это – одна из главных составляющих успеха в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Для работы с родителями я использую компьютер в разных целях : составляю анкеты для родителей, разрабатываю «листы домашних заданий» , использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей. На этих семинарах и собраниях знакомлю их с приемами закрепления речевого материала, рассказываю и наглядно показываю им с помощью мультимедийных презентаций о том, чем мы занимаемся с детьми на занятиях, какие игры мы используем . Провожу консультации и знакомлю с готовыми логопедическими играми и тренажерами. Предлагаю вниманию родителей интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх , но и проиграть в них с ребенком онлайн. Подбираю материал для информационного стенда для родителей, где рассказываю о возможностях использования компьютера в домашних условиях , о правилах безопасности во время использования ребенком компьютера и т . д. Планирую подготовить различные игры и презентации для закрепления полученных речевых навыков на логопедических занятиях , которые родители могут использовать самостоятельно , занимаясь с ребенком дома.

Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда .

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка :

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям ;

формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

обучается некоторым элементарным действиям с компьютером .

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда :

составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;

позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;

компьютер на логопедических занятиях не цель , не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки : самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.

Компьютерные технологий в работе учителя-логопеда

Токарева Ольга Геннадьевна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» г.Пикалево

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. В связи с этим одной из актуальных проблем в работе учителя-логопеда становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Цель работы учителя - логопеда - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для ее достижения используются различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяются современные образовательные технологии. Одним из условий ФГТ к обеспечению качества образования является использование в ДОУ электронного образовательного ресурса.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в дошкольных учреждениях. Их эффективность зависит как от качества применяемых программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе. Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и групповых занятий. Инновационные технологии представляют для грамотного логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы, и структурно-семантического оформления высказывания, и темпа, ритма, плавности речи. Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Компьютер должен поддерживать работу педагога, помогая ему решать самые трудные задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений у детей.

Они применяются для:

  1. Повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы, участие в конкурсах, вебинарах и пр.)
  2. Ведения электронного портфолио
  3. Ведения документации (перспективное планирование, список группы с расписанием занятий, анкеты, речевые карты, конспекты занятий, карточки с заданиями, информационные листы в уголки для родителей – документы Microsoft Word, Excel).
  4. Проведения методической работы: консультаций, семинаров.
  5. Проведения занятий (презентации по лексическим темам – программа PowerPoint, специализированные компьютерные игры и технологии).

Подобная организация работы значительно сокращает время, затраченное логопедом на ведение необходимой документации.

Хотелось бы подробнее остановиться именно на проведении занятий, а точнее на использовании компьютерных технологий во время коррекционной работы с детьми.

В последнее время заметно выросла популярность обучающих игр, их выбор на рынке достаточно велик. Это и не удивительно, ведь их использование позволяет значительно ускорить формирование и развитие речи, высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Разумное применение компьютерной игры на занятии является чрезвычайно эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному. Знакомая и, возможно, надоевшая уже игра вызывает бурю восторга, и ребёнок готов играть в неё бесконечно.

Игр много, все они разные. Вопрос только в том, что именно ребёнку даст та или иная игра. Как это ни грустно, явственно ощущается нехватка специализированных игр, в частности, логопедических. Но даже те немногие технологии, представленные на рынке, можно эффективно использовать на занятиях с детьми.

Сложная структура нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с тяжелыми нарушениями речи, определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы. У таких детей, как правило, нарушены все стороны речевой деятельности: фонетическая, фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь, а также отмечаются нарушения слоговой структуры слова и несформированность общих речевых навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроле над своей деятельностью. Координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий позволяет активизировать компенсаторные механизмы организма. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация внимания, но зато хорошо развито непроизвольное внимание, а в играх материал представляется в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше.

Попытаемся проанализировать возможность использования конкретных специализированных компьютерных игр и технологий для коррекции различных сторон речевой активности.

На занятиях ведется работа по формированию общих речевых навыков. Таких, например, как длительность, плавность и сила ротового выдоха, темп, ритм, интонация, четкость и разборчивость речи. Здесь незаменимым помощником выступает компьютерная технология «Игры для Тигры» - блок «Просодика». Он содержит четыре модуля: «Дыхание», «Слитность», «Ритм», «Тембр». В упражнениях «Ветерок», «Одуванчики», «Кораблики» дети работают с микрофоном и учатся отрабатывать длительный плавный или короткий резкий выдох. Над слитностью произнесения слов и фраз, четкостью и разборчивостью речи мы работаем, выполняя упражнения «Рыбка», «Облако», «Пузыри», «Часы». А упражнения «Машина», «Пирамидка», «Дом» позволяют ребятам следить за темпом и ритмом речевого высказывания.

При коррекции и формировании фонематической стороны речи можно использовать мини-игру «Угадай-ка» из практического компьютерного курса «Домашний логопед», упражнения «Неречевые звуки», «Звукоподражания» программно-методического комплекса «Развитие речи». Здесь дети будут учиться слышать и определять неречевые звуки. А для определения звуков речи подойдут упражнения блока «Фонематика» КТ «Игры для Тигры», где дети будут определять наличие звука в слове (упражнение «Четвертый лишний»). Аналогичная задача ставится в разделе «Речевые звуки» ПМК «Развитие речи», а также в игре «Помоги Тигре» на портале Логопедические игры online. Для формирования навыков анализа и синтеза слова мы используем упражнения «Поезд», «Составь слово» («Игры для Тигры»), упражнения раздела «Речевые звуки» (ПМК «Развитие речи»), игры из уроков Мудрой Совы (сайт Логозаврия, ПМК «Радуга в компьютере»). Для дифференциации звуков детям нравится игра «Помощники деда Мороза» (портал Логопедические игры online), а также упражнения ПМК «Развитие речи».

При коррекции звукопроизношения, на этапе автоматизации звуков можно использовать ПК «Домашний логопед». Там представлен речевой материал, сопровождаемый забавными картинками.

Для развития лексико –грамматической стороны речи мы используем презентации по лексическим темам. Их в большом количестве можно найти в сети Интернет или создать самостоятельно в программе PowerPoint. Игры на обогащение словарного запаса, развития лексико-семантического значения слов представлены в КТ «Игры для Тигры» и на портале Логопедические игры online. Для формирования грамматического строя речи можно использовать задания ПМК «Развитие речи». В этом же комплексе предложены хорошие упражнения по составлению и пересказу рассказов для развития связной речи. Все эти игры могут использоваться учителем-логопедом в соответствии с еженедельно меняющейся лексической темой, а их разнообразие поможет сделать каждое занятие неповторимым и интересным для ребенка.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников.


Введение.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, так как использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.

Необходимо отметить несколько важных причин необходимости применения компьютера на уроках в начальной школе:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Психологами доказано, что престижная работа, успешная карьера для семилетнего ребёнка не являются актуальными. Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребёнка в учебном процессе. В связи с этим, традиционно учителями для повышения мотивации используются близкие цели: научиться читать быстрее соседа по парте, не огорчать маму и т.д. Недостаток такого подхода заключается в том, что дети становятся всё более и более инфантильными. На своём опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, я убедилась, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия помогает решить обозначенную выше проблему. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления. Это позволяет решить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Опыт показывает, что учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения, углублять свои знания, выполнять упражнения повышенной сложности. Учащиеся с более низким уровнем могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

В-третьих, применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде недоразвития различных уровней функциональной системы речи.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс. Для школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях логопедические и дефектологические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание использования компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования НИТ (новейших информационных технологий) в коррекционной работе. Надо отметить, что в последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество компьютерных программ, которые могут с успехом использоваться в учебной и коррекционной деятельности, а также для психологической поддержки школьников.


Использование компьютерных технологий в логопедической работе.

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютерные технологии включались в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Логопед, использующий в работе компьютерные технологии, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса с применением компьютерных игр, учитывались результаты исследований Института возрастной физиологии РАО в этом направлении, а именно: максимальный предел безопасной одноразовой работы на компьютере; периодичность занятий с одним ребёнком; психологическую готовность школьника к работе с компьютером.

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных программ позволяло максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогало подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делало коррекционное занятие более комфортным.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивался уровень сложности игры, который определялся строго индивидуально для каждого ребёнка.

В процессе исправления нарушений речи компьютерным программам должна быть отведена значительная роль. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у школьников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Оказаться полезными могут даже обыкновенные клавиатурные тренажеры, которые часто и, надо отметить довольно эффективно, применяют для формирования навыков "слепой" печати на клавиатуре ПК, а также современные текстовые редакторы (Блокнот, WordPad, Microsoft Word), графические редакторы (Paint и т.п.). По оценкам исследователей, использование НИТ в учебном процессе способствует развитию моторики, внимания и памяти ребёнка, активизации мышления, углублению и закреплению знаний по русскому языку, отработке правописания и т.п. Для получения высокого эффекта при работе с тренажерами, текстовыми редакторами необходимо строить занятия таким образом, чтобы выполнение практических упражнений чередовалось с повторением правил орфографии, развитием фонематического слуха, работой с книгой. В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр. Мною было изучено и апробировано в коррекционном процессе достаточно много учебных программ для детей младшего школьного возраста, такие как: «Фраза», «Кроссворд», «Rus», «Читай-ка» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Использую как готовые пакеты программ, так и собственные задания, составленные мною с учётом изученного материала и речевого нарушения данной группы детей. Также мною были составлены компьютерные тестовые задания по различным темам, отражающие знания детей по усвоению пройденной темы в процентном отношении. Для составления тестовых заданий я использовала программу «Генератор тестов». Программа удобна тем, что учитель сам может составлять тестовые работы по любому предмету и по любой теме. Тестовая работа занимает мало времени на уроке, но позволяет выявить уровень усвоения пройденной темы.

Использование графического редактора Paint способствует коррекции оптической дисграфии, развитию мелкой моторики и пространсвенной ориентировке. Детям гораздо интереснее выполнять графические задания на компьютере, чем на листе бумаги. Например, при прохождении темы «Дифференциация звуков [д]-[т] ребёнку даётся карточка с заданием:

Ребёнок выбирает правильные ответы и садится за компьютер, на экране которого он видит точки, соединив которые, он проверяет правильность своих ответов на карточке. Если он всё выполнил правильно, то у него получается заданный рисунок. Целесообразно дать дополнительное задание: рас красить и дорисовать заданные логопедом предметы слева, справа, вверху и внизу от получившегося рисунка. Если же ребёнок допустил ошибку при выполнении задания по карточке, он это наглядно видит и, исправив её, возвращается к выполнению задания на компьютере. Таким образом, у ребёнка развивается самоконтроль, мелкая моторика, пространственная ориентировка и поддерживается мотивация к учебной деятельности.

Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает коррекционной занятие для учащихся младших классов более интересным.

Основа коррекционной работы – индивидуальный подход, поэтому процесс обучения должен строиться в зависимости от речевых и индивидуальных личностных особенностей ребенка. Только при выполнении данного условия эффект применения логопедических методик может быть высоким. Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития аномальных детей (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие способности извлекать информацию из речевою общения, широкие возможности для которой предоставляют компьютерные средства обучения (Т.К. Королевская, 1998 и др.). Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и ученик, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Ж.А. Тимофеева, 1997). Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. У школьников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Поведение ребёнка на занятии становилось более раскрепощённым, повышалась его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а

контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с младшими школьниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Заключение.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.


Литература.

1. Н.Ф.Талызина. Компьютеризации обучения – научную основу // Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. - 1986. - N1. - с.3-9

2. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16

3. О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М.,1996

4. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.

5. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

6. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М.: Просвещение, 1978. с. 27-37

7. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

8. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

9. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

10. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

11. Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23.

12. Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с

церебральным параличом. //Дефектология. 1973. - № 6. с. 21.

13. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

14. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

15. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

16. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-4

Тема: «Использование компьютерных технологий в логопедической работе»

[ tlebedeva 70@ gmail . com]

Аннотация

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день,
а на завтрашний день детского развития.
Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.
Л.С.Выготский


Введение.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, так как использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.

Необходимо отметить несколько важных причин необходимости применения компьютера на уроках в начальной школе:

Во-первых , организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Психологами доказано, что престижная работа, успешная карьера для семилетнего ребёнка не являются актуальными. Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребёнка в учебном процессе. В связи с этим, традиционно учителями для повышения мотивации используются близкие цели: научиться читать быстрее соседа по парте, не огорчать маму и т.д. Недостаток такого подхода заключается в том, что дети становятся всё более и более инфантильными. На своём опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, я убедилась, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия помогает решить обозначенную выше проблему. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Во-вторых , реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления. Это позволяет решить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Опыт показывает, что учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения, углублять свои знания, выполнять упражнения повышенной сложности. Учащиеся с более низким уровнем могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

В-третьих , применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде недоразвития различных уровней функциональной системы речи.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс. Для школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях логопедические и дефектологические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание использования компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования НИТ (новейших информационных технологий) в коррекционной работе. Надо отметить, что в последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество компьютерных программ, которые могут с успехом использоваться в учебной и коррекционной деятельности, а также для психологической поддержки школьников.

2.Использование компьютерных технологий в логопедической работе.

В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютерные технологии включались в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Логопед, использующий в работе компьютерные технологии, обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса с применением компьютерных игр, учитывались результаты исследований Института возрастной физиологии РАО в этом направлении, а именно: максимальный предел безопасной одноразовой работы на компьютере; периодичность занятий с одним ребёнком; психологическую готовность школьника к работе с компьютером.

Важное значение имеет правильный подбор компьютерной игры, который зависит, прежде всего, от физиологических и возрастных возможностей ребёнка. Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры, при этом важно учитывать тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных программ позволяло максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями, помогало подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делало коррекционное занятие более комфортным.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивался уровень сложности игры, который определялся строго индивидуально для каждого ребёнка.

В процессе исправления нарушений речи компьютерным программам должна быть отведена значительная роль. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у школьников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Оказаться полезными могут даже обыкновенные клавиатурные тренажеры, которые часто и, надо отметить довольно эффективно, применяют для формирования навыков "слепой" печати на клавиатуре ПК, а также современные текстовые редакторы (Блокнот, WordPad, Microsoft Word), графические редакторы (Paint и т.п.). По оценкам исследователей, использование НИТ в учебном процессе способствует развитию моторики, внимания и памяти ребёнка, активизации мышления, углублению и закреплению знаний по русскому языку, отработке правописания и т.п. Для получения высокого эффекта при работе с тренажерами, текстовыми редакторами необходимо строить занятия таким образом, чтобы выполнение практических упражнений чередовалось с повторением правил орфографии, развитием фонематического слуха, работой с книгой. В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр. Мною было изучено и апробировано в коррекционном процессе достаточно много учебных программ для детей младшего школьного возраста, такие как: «Фраза», «Кроссворд», «Rus», «Читай-ка» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Использую как готовые пакеты программ, так и собственные задания, составленные мною с учётом изученного материала и речевого нарушения данной группы детей. Также мною были составлены компьютерные тестовые задания по различным темам, отражающие знания детей по усвоению пройденной темы в процентном отношении. Для составления тестовых заданий я использовала программу «Генератор тестов». Программа удобна тем, что учитель сам может составлять тестовые работы по любому предмету и по любой теме. Тестовая работа занимает мало времени на уроке, но позволяет выявить уровень усвоения пройденной темы.

Использование графического редактора Paint способствует коррекции оптической дисграфии, развитию мелкой моторики и пространсвенной ориентировке. Детям гораздо интереснее выполнять графические задания на компьютере, чем на листе бумаги. Например, при прохождении темы «Дифференциация звуков [д]-[т] ребёнку даётся карточка с заданием:


Ребёнок выбирает правильные ответы и садится за компьютер, на экране которого он видит точки, соединив которые, он проверяет правильность своих ответов на карточке. Если он всё выполнил правильно, то у него получается заданный рисунок. Целесообразно дать дополнительное задание: раск
расить и дорисовать заданные логопедом предметы слева, справа, вверху и внизу от получившегося рисунка. Если же ребёнок допустил ошибку при выполнении задания по карточке, он это наглядно видит и, исправив её, возвращается к выполнению задания на компьютере. Таким образом, у ребёнка развивается самоконтроль, мелкая моторика, пространственная ориентировка и поддерживается мотивация к учебной деятельности.

Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает коррекционной занятие для учащихся младших классов более интересным.

Основа коррекционной работы – индивидуальный подход, поэтому процесс обучения должен строиться в зависимости от речевых и индивидуальных личностных особенностей ребенка. Только при выполнении данного условия эффект применения логопедических методик может быть высоким. Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития аномальных детей (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие способности извлекать информацию из речевою общения, широкие возможности для которой предоставляют компьютерные средства обучения (Т.К. Королевская, 1998 и др.). Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и ученик, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Ж.А. Тимофеева, 1997). Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. У школьников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Поведение ребёнка на занятии становилось более раскрепощённым, повышалась его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а

контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с младшими школьниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Заключение.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие.
В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Литература.

    Н.Ф.Талызина. Компьютеризации обучения – научную основу // Вестник Московского Университета. Сер.14, Психология. - 1986. - N1. - с.3-9

    Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16

    О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М.,1996

    Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.

    Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

    Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М.: Просвещение, 1978. с. 27-37

    Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

    Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

    Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

    Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

    Мамайчук И. И., Пятаков Р. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. //Дефектология. 1990. - № 3. с. 23.

    Мастюкова Е. М. О развитии познавательной деятельности у детей с

церебральным параличом. //Дефектология. 1973. - № 6. с. 21.

    Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

    Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

    Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

    Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-4

Статьи по теме