Правовое образование в современных условиях. Программа "правовое образование" Образовательные условия решения задач правового образования

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством , или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

n совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка. С помощью правового обучения пополняются знания права, его норм и принципов; глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к п законам, необходимости их выполнения. П.о. населения в определенной степени способствуют правовая пропаганда с п

Правовое образование - совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка. С помощью правового обучения пополняются знания права, его норм и принципов; глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения. П.о. населения в определенной степени способствуют правовая пропаганда с помощью средств массовой информации, включение индивидов в юридическую практику, а тж. самовоспитание и самообразование.

омощью средств массовой информации, включение индивидов в юридическую практику, а тж. самовоспитание и самообразование. совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка. С помощью правового обучения пополняются знания права, его норм и принципов; глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения. П.о. населения в определенной степени способствуют правовая пропаганда с помощью средств массовой информации, включение индивидов в юридическую практику, а тж. самовоспитание и самообразование.

Выпускная работа

Сагайдак Оксаны Валерьевны,

Уполномоченной по защите прав участников образовательного процесса

МОУ «СОШ № 5 г. Вольск»,

слушателя КПК с применением ДОТ «Теория и методика деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Кафедра философии и методологии науки

Система правового обучения и воспитания в нашей школе.

Выпускная работа

Сагайдак Оксаны Валерьевны,

Уполномоченной по защите прав участников образовательного процесса

МОУ «СОШ № 5 г. Вольск»,

слушателя КПК с применением ДОТ «Теория и методика деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса»

г. Саратов, 2012 г.

Введение……………………………………………..…………………… с. 3-4.

Основная часть……………………………………………………………с. 5-11.

Заключение………………………………………………………………. с. 12.

Список использованной литературы и ресурсов Интернета……………с. 13

Введение

Большую часть своего детства и юности мы прово дим в школе. Не зря иногда говорят, что школа - это наш второй дом. От того, ка кие отношения у нас будут складываться с одноклассниками, старшеклассниками, учителями, насколько мы будем прилежны в учении, дисциплинированы, зависит реа лизация нашего права на образование, зна чит, и наша будущая жизнь.

В каждой шко ле есть свои традиции, действуют разные правила, но работа любой школы строится на основе уважения к личности ученика, его человеческого достоинства. В школе должны быть созданы благоприятные усло вия, чтобы каждый ученик получил хоро шее образование и вырос успешным, дос тойным человеком и гражданином.

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации учащихся имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания.

Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

В наше время с пугающей частотой говорят о подростковой преступности, это происходит потому, что дети зачастую не понимают в силу молодости и горячности тяжесть содеянного. Причиной этого является ряд негативных факторов: асоциальные условия проживания многих семей, рост числа неполных семей и ослабление традиционных семейных связей, снижение уровня духовных потребностей молодых людей.

В связи с этим необходимо в школах создавать систему правового воспитания и обучения несовершеннолетних.

Основная часть

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

  1. уважения к праву,
  2. собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
  3. компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Основой правового воспитания учащихся нашей школы является их правовое просвещение на уроках и во внеклассной деятельности. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре делять грань между дозволенным и запрещенным, выби рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления право вой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитан ности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолет них в нашем образовательном учреждении включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с кото рыми наиболее важно для юношей и девушек, вступаю щих в самостоятельную жизнь: это трудовое, брачно-семейное, уголовное и административное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, зна комство с которыми для школьников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в об щественных местах и др.

Основными формами правового просвещения учащих ся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюс трируются местным материалом; правовые беседы; исполь зование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стен ды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспи тания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные зада чи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероп риятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой - у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе ак тивной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего за конодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

В нашей школе существуют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряд юных друзей полиции, «зеленые» пат рули по охране природы, отряд юных инспекторов до рожного движения, а также активное участие учащихся в работе по пропаганде правовых зна ний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен ной правовой культуры.

В основе воспитательной системы МОУ «СОШ №5г. Вольск» лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать формированию социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, уважительное отношение к своей семье, «малой родине», стране, окружающей среде.

Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы: охрана безопасности жизнедеятельности обучающихся, нравственное и правовое воспитание школьников, патриотическое и экологическое воспитание.

Одной из основных задач воспитательной работы нашей школы является: совершенствование работы по гражданско-правовому воспитанию. В течение года в каждом звене проходят мероприятия, соответствующие целям и задачам данной программы.

Формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Основной целью на данном этапе становится правовое просвещение в игровой, занимательной форме. Это игры, викторины, презентации с использованием героев сказок и мультипликационных фильмов.

В среднем и старшем звене - это школьные беседы инспектора ПДН «Знай свои права!» с подростками, требующими особого внимания; дискуссия «Подросток и толерантность» в 8 кл.; открытые мероприятия по правовому просвещению; беседы юрисконсульта Центра «Семья» с учащимися 8-9 классов; заседание Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; тематические беседы, викторины и классные часы.

Также в школе реализуется программа «Подросток и закон» по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников, координация и контроль реализации, которой возложен на управление образования администрации Вольского муниципального района.

Основные мероприятия этой программы: проведение диагностических исследований; социологические опросы; оформление и обновление в образовательных учреждениях информационно-консультационных стендов по праву, законам; создание банка данных видео, аудио, CD- материалов по данному направлению работы; координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в общеобразовательных учреждениях; организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов; проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях УО, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях; проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся; организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся; организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся; оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

Конечно же, существует и план мероприятий социального педагога и педагога-психолога в данном направлении. Проводятся мероприятия по:

  1. профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,
  2. по профилактике экстремизма,
  3. формированию толерантности,
  4. профилактике суицида среди учащихся,
  5. профилактике безнадзорности и беспризорности,
  6. профилактике жестокого обращения,
  7. пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ, наркомании, алкоголизма и табакокурения с привлечением правоохранительных органов, медицинских работников (нарколог, гинеколог, психотерапевт).

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания является содержание образования, в первую очередь - гуманитарного. Программы по предметам истории, обществознания, литературы, обж, географии включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей Родины. В программах также поставлена задача использования приобретенных знаний в повседневной жизни для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского сообщества, гражданина России.

Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания.

Данные предметы формируют правовую культуру, гражданскую грамотность через изучение норм общественной жизни и законов общества.

Задачами своей педагогической деятельности я считаю:

Формирование навыков социально-активного поведения личности, прояв ляющихся в осознанном правомерном поведении,

Эффективная реализация прав и свобод, умелая и цивилизованная их защита,

Ответственное отношение к обязанно стям гражданина РФ,

Способность в любых ситуациях действовать юридически гра мотно,

Активно проявлять гражданские качества, отстаивать свою гражданскую пози цию,

Бережно относиться к историческому наследию нашего народа.

На данный учебный год мною были запланированы и проведены следующие мероприятия.

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Класс

Сроки

Кто я? Какой я?», «Хочу и надо»

Беседа

5а, 5б

сентябрь

Урок милосердия и доброты

Акция милосердия

сентябрь

«Быть человеком»

Дискуссия

7а, 7б

сентябрь

«Добро и зло»

Видео-урок

5а, 5б

октябрь

«Мои права и обязанно сти»

Беседа о школь ном уставе

октябрь

«Права человека глазами ребенка»

Конкурсные работы

7 - 8

октябрь

«Конвенция о правах ребенка»

Классный час

5а, 5б

ноябрь

«Колесо прав»

Внеклассное мероприятие

ноябрь

«Кража или...?»

Мозговой штурм

7а, 7б

ноябрь

«Насилие и закон»

Круглый стол с привлечение сотрудников МВД

ноябрь

«День героев Отечества»

Презентация

5 - 8

декабрь

«Поговорим о ПДД»

Беседа с привлечение сотрудников

ГИБДД

5а, 5б

январь

«Имею право»

Оформление правового уголка

6 - 7

январь

«Мой выбор»

Диспут

январь

«Как не стать жертвой преступления»

Беседа

5 - 6

февраль

«Правонарушение и преступление»

Лекция с привлечением сотрудников ПДН

7 - 8

февраль

«Я - гражданин!»

Ролевая игра

5а, 5б

март

«Вина и ответственность»

Классный час

март

«Если тебя задержала полиция»

Практикум

7 - 8

март

Успешная реализация правового образования и воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении во многом зависит от целеустремленности и взаимодействия всего педагогического коллектива школы.

Заключение

Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в школе закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. Закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании», закрепляя приоритет интересов личности обучающегося, определяет ст. 14, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, укрепление и совершенствование правового государства в России .

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Понимая актуальность и сложность данного процесса, в нашей школе проводится системная, целенаправленная и комплексная работа с учениками.

Список использованной литературы

  1. Болотова Е.Л. Права ребенка в школе. - М.: Арсенал образования , 2010;
  2. Основы правовых знаний: Пробный учебник для 8-9 классов. В 2-х книгах. / С.И. Володина, А.М. Полиевктова, Е.М., Ашмарина и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект "Правовое образование в школе". Серия "Основы правовых знаний". - М.: Вита-Пресс, 1999;
  3. Права человека – твои и мои (в школьную библиотеку). Книга первая. Материалы конференции «Права человека и школа в открытом обществе». М., 1999;
  4. Сироткин С. Старшеклассникам о праве и правах человека. М., 2002;
  5. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Второй этап - основная школа 5-7 (8) классы/ под ред. Н.И. Элиасберг.- Спб.: Специальная литература, 1999.

Интернет-ресурсы:


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный педагогический университет

Факультет юриспруденции

Курсовая работа

Правовое образование в учебных заведениях высшего профессионального образования

Исполнитель: студентка 3 курса

Педина Анастасия

Научный руководитель:

к.п.н. Шереметьева О.Ю.

Екатеринбург 2011

Введение

Глава 1. Возникновение юридического образования в России

§1. Возникновение юридического образования XVII-XIX вв.

§2. Юридическое образование после 1917 года

§ 3. Современное юридическое образование

Глава 2. Правовое образование у студентов неюридических вузов

§1. Проблемы правового образования в неюридических вузах

§2. Способы формирования правового сознания у студентов неюридических факультетов

Глава 3. Правовое образование студентов юридических вузов

§1. Профессиональное юридическое образование как фактор формирования правовой системы России и элемент правовой культуры общества

§2. Качество высшего юридического образования в России. Влияние новых тенденций на формирование профессионального правосознания

§3. Повышение качества юридического образования путем его информатизации

Заключение

Библиография

Введение

Юридическая наука - это важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Наука непосредственно связана с образованием, так как наука питает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения. Образование, в свою очередь, питает науку новыми кадрами.

На сегодняшний день качеству юридического образования не уделяется должного внимания. Специалисты отмечают: современная образовательная ситуация характеризуется тем, что ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности к профессиональной деятельности и социализации выпускников вузов. Так же следует отметить, что на рынке труда на специальность по профилю юриспруденции предложение превысил спрос. Поэтому многие специалисты по данной профессии остаются невостребованными. В связи со сложившейся ситуацией проблема правового образования в высших учебных заведениях на сегодняшний день стала актуальна.

Целью данной работы является изучение качества правового образования в высших юридических и не юридических учебных заведениях. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

.Проследить возникновение и окончательное становление юридического образования в России;

2.Выяснить на каком уровне ведется правовое образование у студентов не юридических факультетов;

.Сравнить качество правового образования студентов юридических факультетов высших учебных заведений с юридической и не юридической квалификацией.

Объектом исследования курсовой работы явилось правовое образование в высших учебных заведениях как юридического, так и не юридического профиля.

Предметом данной курсовой работы является качество профессионального юридического образования, уровень преподавания правоведения на неюридических факультетах, правовая культура российского общества.

Методологической основой исследования в курсовой работе явилась общетеоретическая литература, научные статьи о юридическом образовании.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: метод анализа; метод синтеза; метод индукции; метод дедукции; гипотетический метод; метод обобщения; исторический метод; включенное наблюдение; опосредованное описание; метод сравнения; метод экспертных оценок; метод деконструкции.

Глава 1. Возникновение юридического образования в России

В Европе уже в начале X века отрываются первые юридические школы, тогда как профессиональное юридическое образование в России начинало зарождаться лишь в XVII веке. До этого времени юридическими делами занимались дьяки. Они получали начальное образование в семьях, затем совершенствовали и развивали его на практике. Естественно этого было недостаточно. В связи с развитием чиновничьей бюрократией стал накапливаться дефицит квалифицированных кадров. Следовательно, создание профессионального юридического образования было делом времени.

§1. Возникновение юридического образования XVII-XIX вв.

В XVII веке в России зародилось профессиональное юридическое образование при центральных и малых учреждениях власти, то есть при приказах и приказных избах. Перед совершенно новыми учебными заведениями ставилась определенная цель - подготовка грамотных и специально подготовленных дьяков для нужд государственного аппарата.

декабря 1685 года была открыта Московская эллино - греческая академия, основателем которой являлся известный священник и просветитель Симеон Полоцкий.

Петр I задумался о радикальном изменении системы юридического образования, так как за время его правления было принято более трех тысяч законов. Старые чиновники, и особенно дьяки, не справлялись с таким количеством нормативных актов. Кроме того, Петр I активно перенимал западные законы, которые дьякам были не известны и не понятны. Стала острая необходимость подготовки новых юридических кадров.

Петр I начал реформировать систему образования через создание военных юридических учебных заведений. В апреле 1719 года своим указом он повелел набрать в Военную коллегию двадцать юношей для обучения юридическим навыкам. В 1710 - 1725 гг. в Россию по указанию Петра I было привезено около 600 книг по праву. В январе 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии российских наук. Одним из факультетов должен был быть юридический. Но открыть академию Петр I не успел, после его смерти это сделала императрица Екатерина I.

Важную роль в развитии юридического образования в России в XVIII веке играли специальные юридические учебные заведения. К таким заведениям можно отнести: Кадетский корпус, основанный 29 июня 1731 года; Морской кадетский корпус, основанный 15 декабря 1752 года; Артиллерийскую и инженерскую дворянскую школу, основанную в 1758 году; Пажеский корпус, основанный в 1756 году.

Значительным событием в развитии юридического образования является открытие Московского университета. Одним из первых факультетов был юридический факультет.

В 1803 году указом императора Александра I было создано Ярославское правовое училище. Оно финансировалось одним из богатейших людей России Демидовым.

В XIX веке в России наблюдался бум юридического образования. Было создано большое количество юридических учебных заведений. 5 декабря 1835 года состоялось торжественное открытие Училища правоведения в Санкт-Петербурге.

Наконец, 17 июня 1878 года была основана Военно-юридическая академия. Сегодня это Военный университет Министерства обороны России. Одним из главных является юридический факультет.

Таким образом, к концу XIX века в России было завершено создание системы юридического образования, которая состояла из:

а) университетов с юридическими факультетами; б) специальных правовых училищ, где преподавались только юридические науки; в) военных училищ.

§2. Юридическое образование в России после 1917 года

После октябрьской революции к власти пришли большевики. Юридическое образование сошло на нет, так как правительство большевиков полагало, что в результате классовой борьбы государственные институты в скором времени перестанут существовать, товарно-денежные отношения исчезнут, поэтому, специалисты, которые связанны с этими вопросами тем или иным образом, останутся без работы. Из-за политики большевиков большинство высших учебных заведений, в том числе практически все высшие юридические учебные заведения, были закрыты.

В начале 1930-х годов политика большевиков терпит крушение, становится ясно, что мировой пролетарской революции не произошло, деньги продолжали функционировать, хозяйственную и экономическую деятельность пришлось усиливать. Встал вопрос, кто будет заниматься обеспечением этих процессов. К этому времени старая юридическая профессура практически исчезла, а новой не было. Поэтому было принято решение: назначить идейно преданных большевиков, прошедших Гражданскую войну профессорами юриспруденции. Эти люди не имели ученых степеней, некоторые из них не имели даже высшего образования. Таких профессоров называли красными профессорами. Им в ученики были переданы молодые люди, которые стали изучать юриспруденцию.

Благодаря красным профессорам в 1930-е годы были возрождены многие юридические факультеты, а так же были созданы несколько новых высших юридических ученых заведений. Приоритетным направлением в подготовке юристов считалось обучение практическим навыкам. Прежде всего требовались специалисты в области коммерческого права, которое правильно назвать правом социалистического хозяйствования, так как частная собственность в стране была ликвидирована. Так же ощущалась нехватка специалистов для работы в прокуратуре и судах. Количество юристов строго ограничивалось государственным заказом. Ни один юрист не оставался без работы.

Сложившаяся в 1930-ых годах система подготовки юристов с небольшими изменениями просуществовала вплоть до 1990 года. Основными ее характеристиками были:

а) бесплатное образование;

б) ограничение доступа к юридическому образованию и в связи с этим большой конкурс при поступлении;

в) централизованное распределение выпускников (от предложенной работы никто не мог отказаться).

В советское время работала блестящая группа ученых-правоведов. Об этом свидетельствуют качественные, хорошо разработанные законы, действовавшие в то время. Не случайно, что многие советские законы с изменениями с учетом местной специфики действуют в странах Восточной Европе и в коммунистическом Китае и сегодня.

В 1990-е годы было создано большое количество учебных заведений. Впервые открывались негосударственные, частые учебные заведения. Система государственных заказов и обязательного распределения была отменена. Юридическая специальность стала одной из самых престижных профессий. Многие юристы занялись бизнесом, поэтому ушли из государственных структур. Из-за этого в судах и прокуратурах оказалось много вакантных мест. Спрос рождает предложение. Юридические факультеты стали открываться в каждом университете. Количество учебных заведений, которые готовят юристов, увеличилось более чем в 10 раз.

§3. Современное юридическое образование

Современная система подготовки юристов, по сравнению с XVII-началом XX века, очень разнообразилась. Подготовка юристов в современном обществе складывается из следующих компонентов.

.Подготовку юристов осуществляют частные высшие учебные заведения, прошедшие лицензирование.

2.Подготовка юристов ведется в общих учебных заведениях, подчиненных министерству образования и науки. В эту группу учебных заведений входят классические университеты, где имеются юридические факультеты.

.Подготовка юристов производится так же в специализированных вузах при министерствах и других государственных органах. Например, Российская правовая академия Министерства юстиции, Российская академия правосудия, Академия Генеральной прокуратуры, Военный университет при Министерстве обороны и т.д.

.Подготовка юристов в учебных заведениях с одной специальностью, подчиненных Министерству образования и науки: Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина, Саратовская государственная академия права, Уральская государственная юридическая академия.

.Подготовка юристов ведется в федеральных университетах: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Данные университеты имеют собственные учебные планы, но в то же время, определяют общие стандарты юридического образования в стране.

.Повышение квалификации юристов занимаются как общеобразовательные юридические учебные заведения, так и специализированные. Приоритет отдается специализированным учебным заведениям.

Современное юридическое образование отличается не только методом его получения, но и качеством. Анализ юридического образования показывает, что качественной характеристики в подготовке специалистов не уделяется должного внимания. В связи с этим ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности к профессиональной деятельности.


Изучение права в неюридических вузах заключается в том, что оно способствует решению государственных, общественных и образовательных задач: построение правового государства; становление гражданского общества; воспитание ответственного гражданина, его культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей; определение своего места и роли в обществе. Реализация данных задач правового образования в современной России затруднена значительной социокультурной инерцией, которая была сформирована исторически.

В современной России ситуация такова, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Более 15 лет происходит коренное обновление законодательства и при этом все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания людей. Для воспитания ответственного гражданина необходимо искоренить правовой нигилизм студенческой молодежи, важно формировать правовую компетентность будущих специалистов.

§1. Проблемы правового образования в неюридических вузах

Целью правового воспитания и обучения, будущих специалистов в вузе является не только получение ими определенных сумм знаний о праве, но и формирование у них активной жизненной позиции в правовой сфере, экономике и повседневной жизнедеятельности. Однако в подготовке специалистов неюридических вузов существует ряд проблем, а именно в уровне их правовой подготовки. Продавцы не знакомы с законами о защите прав потребителей, менеджеры туризма не владеют правовыми знаниями необходимыми для работы с клиентами, экономисты крайне нуждаются в правовых знаниях, педагоги не могут применить то, чему их научили, демонстрируя свою правовую неграмотность и беспечность.

Причины данных проблем заключаются в то, что: требования к правовой компетентности при итоговой аттестации выпускника неюридических вузов слишком занижены; предлагаемые к изучению правовые дидактические единицы представлены в стандартах по специальностям автономно от базового курса «Правоведения»; недостаточная правовая компетентность преподавателей правовых дисциплин неюридического вуза которые должны иметь базовое юридическое образование.

В высшие учебные заведения неюридического профиля необходимо введение системы правовых учебных курсов, которые сопровождали бы обучение студента на протяжении всего периода подготовки в вузе и выполняли бы базовую функцию при раскрытии специальных правовых тем в дисциплинах предметной подготовки. Введение данных курсов позволило бы искоренить правовой нигилизм в студенческой среде.

Так же необходимо повсеместно начать переподготовку и повышение квалификации преподавателей правовых дисциплин, охватывая при этом те отрасли права, которые необходимы для подготовки специалиста, в конкретной сфере будущей его деятельности.

§2. Способы формирования правового сознания у студентов неюридических факультетов

Правовая культура как социальное явление характеризуется качественным правовым состоянием личности и общества и выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания граждан и в уровне правового развития субъекта степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Процесс подготовки специалиста в высших учебных заведениях зависит от взаимосвязи образовательного и воспитательного фактора. Неподготовленность молодых специалистов к жизненным ситуациям, требующих знаний своих прав и обязанностей связаны с субъективными факторами, обусловленными низким уровнем правового воспитания. Функция правового воспитания в подготовку будущих специалистов возложена на каждого преподавателя, который своим личным примером должен демонстрировать образцы законопослушности, профессионализма и патриотизма. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных организаций, основанная на принципах педагогики, а так же общественных и религиозных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан по передаче юридического опыта от одного поколения к другому. Юридический опыт - это своеобразный «код - шаблон» поведения в тех или иных ситуациях несущих в себе правовую основу.

Формирование правового сознания у будущих молодых специалистов задача высших учебных заведений. Человек, отправляющийся во взрослую серьезную жизнь должен знать свои права и быть готовым выполнить свои обязанности.

В настоящее время в Российской Федерации происходят интенсивные правовые реформы, издаются новые законы, поправки к старым. Бывает нелегко разобраться в происходящих законодательных процессах нашего государства, формирующего современную законодательную базу. Необходимо постоянно информировать студентов об изменениях в законодательной базе, так как правовые знания должны дать возможность молодому специалисту ориентироваться в жизни и, прежде всего, способствовать профессиональной активности. Гражданин, знающий как составить трудовой договор или как внести изменения в уже существующий, куда обращаться, если возник спорный вопрос с работодателем, как составить брачный контракт и так далее является основой правового государства, он сам становится носителем права. «Право» начинает функционировать в обществе, поэтому главное не просто знакомить студента с правовой информацией, сколько формировать правовое мышление гражданина, позиция которого будет активной.

Важная роль в правовой воспитательной деятельности отводится учебным заведениям, в которых развитие правовой культуры осуществляется главным образом через правовое обучение.

Сегодня можно наблюдать противоречия между потребностью в значительных правовых знаниях, с одной стороны, и действующим механизмом обучения правовым знаниям в университете, нацеленным в основном на получение некоторого количества правовых знаний, но не обеспечивающего в полной мере развитие правовой культуры у студентов.

Студенты неюридических факультетов могут получить правовые знания только в курсе преподавания учебной дисциплины «правоведение». Как правило, на изучение курса правоведения отводится один семестр, причем он включает в себя, только изучение общих понятий, а так же истории права, что ни плохо само по себе, но является лишь определенной базой для получения прикладных знаний. Таким образом, студент, прослушавший такой курс и получивший зачет, не имеет четких правовых знаний необходимых в его реальной жизни. Необходимо более детально изучать гражданское, административное и уголовное право. Студент должен уметь составить заявление в суд или юстицию, понимать содержание нормативных документов различного содержания, он должен осознавать важность таких практических умений. Курс правоведения должен быть более соотнесен к реалиям нашей современной жизни.

Таким образом, формирование и развитие правовой культуры студентов неюридических факультетов является важнейшей задачей, стоящей перед вузовским образованием. Образовательный процесс в современном вузе не отражает необходимость формирования правового сознания у студента. Курс правоведения не дает достаточной как теоретической, так и практической базы для подготовки будущего специалиста к современным реалиям нашей жизни, поэтому следует определить педагогические условия эффективного введения правового образования в процесс профессиональной подготовки студентов неюридических факультетов.

юридический образование правовой культура

Глава 3. Правовое образование у студентов юридических вузов

Совершенно очевидно, что на современном этапе развитии России пристальное внимание стало уделяться системе высшего профессионального образования. Качество подготовки профессиональных специалистов именно в данной области имеет принципиальное значение для любого государства. Юрист - профессионал - ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов. По существу, юристы, задействованы в различных областях народного хозяйства и в органах власти, являются основными проводниками государственной воли, изложенной в нормативно - правовых актах. И какими бы ни были законодательные решения, то, как они будут претворены в жизнь, как будут восприняты обществом, зависит от конкретных исполнителей, которыми в абсолютном большинстве случаев, так или иначе, являются юристы.

В России в настоящее время наблюдается процесс повышенной востребованности юридического образования. Причин тому множество: стремление к получению престижного образования, повышению личного социального статуса, легализация возможности получить юридическое образование за плату, возникновение новых юридических специальностей, корпоративных объединений юристов, появление новых и расширение традиционных сфер деятельности юристов, изменение структур, методов и форм получения юридического образования. В связи с этим необходимо уделять большое внимание профессиональному юридическому образованию, так как оно является фактором формирования правовой системы России, а так же профессиональное правосознание юристов является неотъемлемым элементом правовой культуры общества.

§1. Профессиональное юридическое образование как фактор формирования правовой системы России и элемент правовой культуры общества

Продолжающееся реформирование системы образования в России и особое внимание, проявляемое руководством страны к высшему юридическому образованию, позволяют поставить вопрос об актуальности исследования той роли, которую играет юридическое образование в развитии такого сложного и многопланового явления, как правовая система.

В современной юридической литературе даются неодинаковые определения правовой системы. Это объясняется тем фактом, что правовая система - сложное социальное явление, многогранность которого можно определить только с помощью системы научных категорий.

А.Х. Саидов под понятием правовой системы понимает право определенного государства. Наряду с системой права оно включает в себя ряд других компонентов правовой жизни общества.

М.Н. Марченко предпочитает говорить о правовой системе общества как целостном комплексе правовых явлений, складывающийся в результате взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов юридической надстройки.

Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают: «Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно - организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

По мнению данных авторов, помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

По моему мнению, правовая система - это структурированная совокупность правовых норм, институтов и правоприменительных механизмов, существующих в данном конкретном государстве, достигших достаточно высокой степени развития, исторически обусловленных и соответствующих определенному уровню правосознания.

Важнейшим признаком правовой системы является наличие системы права, то есть в первую очередь, деление ее на отрасли права.

Определить степень сформированности правовой системы можно с помощью основополагающих признаков:

.Система права - наличие основных отраслей, четкие различие между ними.

2.Структурированность источников права.

.Появление различных видов систематизации источников права.

.Наличие национальной специфики в развитии права.

.Создание системы национального юридического образования.

.Достижение определенного уровня развития правосознания.

Наибольший вклад в становление правовой системы вносят именно те личности, которые в силу своих профессиональных обязанностей имеют постоянное и непосредственное соприкосновение с правовой средой. Вот здесь и проявляется определяющее воздействие системы юридического образования, которое нацелено на подготовку специалистов правовой сферы общества. Особенности системы юридического образования определяют мировоззрение будущих правосоздателей и правоприменителей и тем самым закладывают специфику всей правовой системы.

Особый интерес представляет признак, связанный с созданием системы национального юридического образования. Действительно, говорить о сформированной правовой системе можно только тогда, когда в данном государстве создана полноценная система юридического образования. От количества подготовленных и грамотных юристов напрямую зависят и некоторые иные признаки правовой системы, а именно уровень развития правовой культуры общества.

Понятие «правовая культура» относительно недавно появилось в категориальном аппарате российской теории права. Как самостоятельная эта категория отсутствует в ряде современных системных изложениях общей теории права.

Многообразные определения правовой культуры содержатся в юридической литературе. На сегодняшний день в силу отсутствия единого подхода к трактовке самой категории «правовая культура» насчитывается более 250 ее определений.

Я придерживаюсь понятия «правовая культура», которое трактовал Сальников В.П. - «Правовая культура общества представляет как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. По существу, это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. Ее элементами выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоятельства. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а так же иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей».

Правовая культура общества всегда будет зависеть от уровня правосознания всего населения страны. Однако в правовой сфере общественной жизни определяющим компонентом духовной культуры является профессиональное сознание юристов. Именно от его уровня зависит качество практической правовой деятельности - как правотворческой, так и правоприменительной.

Для современной отечественной науки характерно понимание правосознания как совокупности идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а так же полученные на их основе правовые предписания, реализуемые в правовом поведении, правоприменительной и правотворческой деятельности.

Профессиональное сознание юриста - это научно обоснованная стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание - это представления о праве, формирующееся у юристов профессионалов, специалистов - правоведов на основе мировоззренческой правовой идеологии и специальных юридических знаний. Привычным источником формирования профессионального правосознания является юридическое образование, в процессе которого человек приобретает системную совокупность знаний о правовой действительности и навыков для осуществления практической юридической деятельности. В дальнейшем полученные знания развиваются и углубляются в результате профессиональной деятельности и приобретения практического опыта.

Базисная составляющая процесса формирования профессионального правосознания - высшее юридическое образование, поскольку именно его наличие дает возможность осуществлять практическую юридическую деятельность высшей квалификации.

Высшее юридическое образование - часть правовой культуры российского общества. Которая состоит в образовательной деятельности, осуществляемой высшими учебными заведениями, и имеющая целью формирование у обучающихся системы знаний и навыков, соответствующих государственным образовательным стандартам и необходимых для осуществления профессиональных функций юриста в интересах российского общества и государства.

Являясь главным, базовым источником профессионального правосознания в современном цивилизованном обществе, высшее юридическое образование выполняет в ней и другие особые функции:

.Высшее юридическое образование является мостиком, связующим звеном между научным правосознанием и профессиональным правосознанием;

2.Профессиональное юридическое образование аккумулирует в себе достижения правовой культуры общества и передает их от одного поколения профессиональных юристов к другому;

.Высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования.

Формирование высокого уровня профессионального правосознания юристов должно стать центральной идеей всего юридического образования, поскольку от качественного решения данной задачи напрямую зависит профессиональный уровень выпускника: его компетентность, практическая готовность к будущей профессии, устойчивость к профессиональной деформации и многое другое. Юрист, обладая развитым профессиональным правосознанием, способен стать активным носителем правовой культуры, идей демократии и справедливости и, следовательно, успешно участвовать в решении проблем укрепления законности, повышения правовой культуры и правосознания населения.

§2. Качество высшего юридического образования в России. Влияние новых тенденций на формирование профессионального правосознания

Анализ состояния российского юридического образования показывает, что качественной составляющей в системе образования не уделяется должного внимания. В этом плане специалисты обоснованно отмечают: современная образовательная ситуация характеризуется тем, что ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности к профессиональной деятельности и социализации выпускников. Претензии к качеству образования - тот редкий случай, когда воедино сошлись мнения всего правового сообщества страны - судей, прокуроров, адвокатов, ученых - правоведов и чиновников от министерства образования. Современная наука настаивает на необходимости формирования социально востребованной и последовательной стратегии развития российского юридического образования.

Основными критериями низкого качества юридического образования в России можно выделить следующие:

Во-первых, выпуск юристов непрофильными вузами нашей страны. В отличие от многих специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования, юридическое образование - это пропуск на государственные должности, обремененные властью и ответственностью. Поэтому подготовка юристов для таких должностей, по природе, не может быть организована на любительском уровне.

Высокая востребованность юристов в России в последние годы привела к открытию большого числа негосударственных юридических учебных заведений, а так же юридических факультетов в непрофильных государственных вузах, имеющих к тому же массу филиалов на всей территории страны. Многие из них функционируют с нарушением законодательства роб образовании, зачастую не обеспечены преподавательскими кадрами требуемой квалификации, выпускают слабо подготовленных специалистов и нацелены в основном на получение прибыли за счет реализации платных образовательных услуг.

Во-вторых, увеличение количества внебюджетных студентов, обучающихся по юридической специальности, которые не имеют достаточный уровень знаний. В результате общая начальная планка, необходимая ранее для получения высшего профессионального юридического образования, неуклонно снижается. Эта тенденция может непосредственно или опосредованно отразиться на содержании и формах преподавания, на минимальных требованиях к положительным знаниям, других параметрах образовательного процесса и в итоге поставить под угрозу сохранение достигнутого уровня качества подготовке на выходе.

В-третьих, увеличение контингента студентов - юристов, обучающихся по заочной форме обучения, и так называемого дистанционного обучения. Качественный анализ контингента этих форм обучения показывает, что студенты и слушатели, обучающиеся по сокращенным и ускоренным образовательным программам, в очень незначительной части связаны с практической юридической деятельностью. Эффективность подготовки юристов на заочной и дистанционной формах обучения, как показывает практика, несопоставимо ниже, чем на дневной форме обучения.

В-четвертых, введение многоуровневой системы высшего профессионального юридического образования. В законодательстве не закреплено какие должности могут занимать выпускники бакалавриата и магистратуры, тем самым возникают опасения, что данный процесс может негативно повлиять на процесс формирования профессионального правосознания юристов в высших учебных заведениях.

В-пятых, интеграция юридического образования и науки как процесс взаимодействия научной и образовательной составляющей деятельности вуза, а так же процесс сотрудничества организаций академической науки и высшего образования в целях повышения эффективности научной и образовательной деятельности, подготовки высококвалифицированных специалистов, рационального использования финансовых, материально - технических и кадровых ресурсов.

В-шестых, происходит последовательная интеграция юридического образования и юридической практики. Особенность юридического образования выражается в том, что теоретические знания и практические навыки тесно связаны и переплетаются. Сегодня в учебном плане преобладают теоретические курсы, а дисциплин, позволяющих обучать студентов практическим навыкам, в нем явно недостаточно.

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

.Доступность платного высшего юридического образования привела не только к снижению качества подготовки специалистов в области права и их невостребованности, но и к кризису профессионального правосознания, падению престижа права, оно стало восприниматься молодыми специалистами как высокий источник дохода.

2.Образование должно соответствовать единым общеуниверситетским критериям.

.Необходимо допускать к обучению высшему юридическому образованию по заочной и дистанционной формах обучения лиц, уже работающих в юрисдикционных и правоохранительных органах или органах государственного и муниципального управления.

.Необходимо всячески стимулировать и поощрять творческое начало во всех аспектах организации юридического образования и науки. Юридическая наука - важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни.

.Необходимо максимально использовать возможности практики как формы обучения. Усилить интеграцию юридического образования и практики, в частности, путем:

a)Увеличения сроков практической подготовки студентов;

b)Обязательность для государственных юрисдикционных органов предоставления мест практики студентам специализированных государственных вузов в пределах контингента, обучающегося за счет средств государственного бюджета;)Совершенствование системы ознакомительных и учебных практик, то есть исключение формализма в прохождении практики, возможность скользящих графиков, заключение долгосрочных договоров с ведомствами, испытывающими трудности с кадрами;)Внедрение инновационных форм практики.


§3. Повышение качества юридического образования путем его информатизации

При целенаправленном применении информационных технологий в процессе правового обучения и воспитания обучающихся происходит интеграция знаний из предметов права и информатики, формируются более прочные навыки работы с компьютерной техникой. Системное использование компьютерной техники на занятиях способствует выработке у обучающегося устойчивого интереса к обучению правовым дисциплинам, обусловленного внедрением в учебный процесс информационных технологий.

Целью информатизации правового высшего образования является повышение качества общеправовой подготовки будущих специалистов.

Средствами реализации информатизации правового образования являются прикладные программы пакета Microsoft Office и электронные образовательные ресурсы (мультимедиа, Интернет, электронные издания и др.), педагогические возможности применения упомянутых информационных средств в правовом обучении студентов вуза заключается в следующем:

.Использование текстового редактора MS Word. Текстовый редактор MS Word имеет обширные возможности, необходимые для изучения правовых дисциплин. Данная офисная программа используется не только для отображения текста, с помощью чего можно создавать различные таблицы, диаграммы и также вставить на поле текста различные рисунки и фотографии. Все эти возможности MS Word с большим успехом можно применять в правовом обучении.

2.Применение презентаций, подготовленных на MS PowerPoint, на лекциях и семинарских занятиях. К электронным продуктам MS PowerPoint отнесем статические и динамические презентации. При использовании статической презентации используется недвижимые тексты, схемы и рисунки. В динамической презентации последовательно предъявляются тематические слайды, включающие в себя текстовую, графическую информацию правового содержания.

.Составление базы данных на MS Access, необходимо для изучения различных правовых фактов в обществе. Информационная среда MS Access предназначена для работы с базами различных информаций и сведений. С помощью этой программы можно упорядочить все возможные информации, проводить в них поиск и отбор, создавать для заполнения формы.

.Использовать возможности MS Excel в целях исследования закономерностей разнообразных правовых процессов. Программа VS Excel предназначена для подготовки, обработки и хранения данных в виде электронных таблиц. Область применения программы MS Excel очень обширна. Данная программа является не только мощным инструментом, необходимым для проведения сложных расчетов в исследованиях точных наук, она стала широко применяться и в исследованиях гуманитарных наук, в частности в праве.

.Использование мультимедиа в процессе обучения студентов правовым дисциплинам. Использование мультимедиа в процессе обучения правовым дисциплинам создает условия для повышения профессиональной подготовки студентов и для формирования личностных, общекультурных качеств. Педагогические и технические возможности мультимедиа (анимация, видео, звук и др.) способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.

.Применение интернет - ресурсов в правовой подготовке будущих специалистов. Интернет имеет неисчерпаемые ресурсы в плане информатизации правового образования. К правовым информационным возможностям интернета можно отнести организацию интернет-конференции, поиск информации правового содержания, учебно-исследовательскую работу с порталом и сайтами вуза, где обучается студент, и других учебных заведений, пользование услугами электронной почты для доставки информации до адресата и др. Немаловажную роль играют в правовом просвещении обучающихся сайты правового содержания, юридическое интернет-консультирование, юридические порталы страны и другие возможности интернета.

.Использование электронных учебников и учебных пособий в правовой подготовке студентов. Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а так же программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать все возможности мультимедийных технологий. Электронные учебники с правовым и юридическим содержанием выступают одним из эффективных средств общеправовой подготовки будущих специалистов.

.Компьютерное тестирование по правовым дисциплинам. Несомненное преимущество компьютерного тестирования является его непредвзятость, объективность, мгновенная обработка материалов, что позволяет сократить временные затраты на получение результатов.

.Анимации на Macromedia Flesh, где моделируются различные процессы правового содержания. С помощью этой программы можно создать мультипликационные фильмы-фрагменты и анимации, демонстрирующие различные правовые и юридические ситуации.

Таким образом, для обеспечения качества правовой подготовки будущих специалистов следует создать оптимальную систему ИКТ, ориентированную на правовую подготовку студентов, и разработать эффективную методику использования ИКТ в правовом обучении и воспитании. Результатами информатизации правового образования могут стать сформированная профессионально - правовая культура, система интегрированных знаний, информационная компетентность и развитие самостоятельности у студентов при изучении правовых дисциплин. Наличие этих результатов у будущих специалистов выступает критериями определения у них качества правовой подготовки.

Заключение

По итогам курсовой работы представляется возможным сделать вывод о достижении цели поставленной в данной работе, а именно: изучение качества правового образования в высших юридических и неюридических учебных заведениях.

Юридическое образование в России возникло намного позже, чем в Европе, а именно, в 17 веке. Основателем профессионального юридического образования можно считать Петра 1, так как именно он начал постройку первых юридических университетов, вводил законы европейских государств на территории России. В XIX веке произошло возрастание популярности юридического образования, российские юристы считались одними из лучших юристов мира. С приходом к власти большевиков в 1917-1930-х годах юридические факультеты, институты закрылись, юристы стали не востребованными, юридическое образование сошло на нет. Но после того как политика большевиков потерпела крушение, мировая пролетарская революция не произошла необходимо было возрождать юридическую науку и этим занялись идейно преданные большевики, прошедшие Гражданскую войну. С 1930-х годов сложилась система подготовки юристов, которая просуществовала, с небольшими изменениями вплоть до 1990-х годов. Данная система характеризовалась следующими признаками:

а) бесплатное образование;

б) ограниченным доступом к юридическому образованию и в связи с этим большой конкурс при поступлении;

в) централизованное распределение выпускников (от предложенной работы никто не мог отказаться). С 1990-го года система государственных заказов и обязательного распределения была отменена. Юридическая специальность стала одной из самых престижных профессий. Юридические факультеты стали открываться в каждом университете. Количество учебных заведений, которые стали готовить юристов, увеличилось более чем в 10 раз. Анализ современного юридического образования показывает, что оно отличается не только методом получения, но и качеством. Анализ так же показывает, что качественной характеристики в подготовке специалистов не уделяется должного внимания. В связи с этим ни систему образования, ни потребителей образовательных услуг не устраивает уровень готовности к профессиональной деятельности.

В современной России ситуация такова, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Более 15 лет происходит коренное обновление законодательства и при этом все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания людей. Для воспитания ответственного гражданина необходимо искоренить правовой нигилизм студенческой молодежи, важно формировать правовую компетентность будущих специалистов.

На данный момент этого сделать нет возможности, так как в неюридических вузах требования к правовой компетентности при итоговой аттестации выпускника слишком занижены; предлагаемые к изучению правовые дидактические единицы представлены в стандартах по специальностям автономно от базового курса «Правоведения»; недостаточная правовая компетентность преподавателей правовых дисциплин неюридических вузов которые должны иметь базовое юридическое образование. В высшие учебные заведения неюридического профиля необходимо введение системы правовых учебных курсов, которые сопровождали бы обучение студента на протяжении всего периода подготовки в вузе и выполняли бы базовую функцию при раскрытии специальных правовых тем в дисциплинах предметной подготовки. Введение данных курсов позволило бы искоренить правовой нигилизм в студенческой среде. Так же необходимо повсеместно начать переподготовку и повышение квалификации преподавателей правовых дисциплин, охватывая при этом те отрасли права, которые необходимы для подготовки специалиста, в конкретной сфере будущей его деятельности. Студентам необходимо более детально изучать гражданское, административное и уголовное право. Студент должен уметь составить заявление в суд или юстицию, понимать содержание нормативных документов различного содержания, он должен осознавать важность таких практических умений. Курс правоведения должен быть более соотнесен к реалиям нашей современной жизни. На сегодняшний день образовательный процесс в вузе не отражает необходимость формирования правового сознания у студента. Курс правоведения не дает достаточной как теоретической, так и практической базы для подготовки будущего специалиста к современным реалиям нашей жизни, поэтому следует определить педагогические условия эффективного введения правового образования в процесс профессиональной подготовки студентов неюридических факультетов.

В становление правовой системы, правового государства наибольший вклад вносят именно те личности, которые в силу своих профессиональных обязанностей имеют постоянное и непосредственное соприкосновение с правовой средой. Вот здесь и проявляется определяющее воздействие системы юридического образования, которое нацелено на подготовку специалистов правовой сферы общества. Особенности системы юридического образования определяют мировоззрение будущих правосоздателей и правоприменителей и тем самым закладывают специфику всей правовой системы. Правовая культура общества всегда будет зависеть от уровня правосознания всего населения страны. Однако в правовой сфере общественной жизни определяющим компонентом духовной культуры является профессиональное сознание юристов. Именно от его уровня зависит качество практической правовой деятельности - как правотворческой, так и правоприменительной. Базисная составляющая процесса формирования профессионального правосознания - высшее юридическое образование, поскольку именно его наличие дает возможность осуществлять практическую юридическую деятельность высшей квалификации. Таким образом, высшее юридическое образование - часть правовой культуры российского общества. Центральной идеей всего юридического образования должно стать формирование высокого уровня профессионального правосознания юристов, поскольку от качественного решения данной задачи напрямую зависит профессиональный уровень выпускника: его компетентность, практическая готовность к будущей профессии, устойчивость к профессиональной деформации и многое другое. Для того чтобы в современном обществе сформировать профессиональное правосознание студента необходимо использовать новые технологии. Следует создать оптимальную систему ИКТ, ориентированную на правовую подготовку студентов, и разработать эффективную методику использования ИКТ в правовом обучении и воспитании. Результатами информатизации правового образования так же может стать сформированная профессионально - правовая культура, система интегрированных знаний, информационная компетентность и развитие самостоятельности у студентов при изучении правовых дисциплин. Наличие этих результатов у будущих специалистов выступает критериями определения у них качества правовой подготовки.

Юрист, который обладает развитым профессиональным правосознанием, способен стать активным носителем правовой культуры, идей демократии и справедливости и, следовательно, успешно участвовать в решении проблем укрепления законности, повышения правовой культуры и правосознания населения.

На сегодняшний день в профессиональном юридическом образовании существует ряд проблем:

Выпуск юристов непрофильными вузами нашей страны

Увеличение количества внебюджетных студентов, обучающихся по юридической специальности, которые не имеют достаточный уровень знаний

Увеличение контингента студентов-юристов, обучающихся по заочной форме обучения, и так называемого дистанционного обучения

Введение многоуровневой системы высшего профессионального юридического образования.

Эти проблемы препятствуют повышению качества подготовки юристов, следовательно, повышению правового сознания населения страны. Для решения данных проблем необходимо, чтобы государство было заинтересовано в повышении уровня правового сознания населения. Правительство должно сократить непрофильные вузы, которые выпускают неграмотных, неквалифицированных юристов; так же сократить количество платных мест на юридические специальности; допускать к обучению по профилю юриспруденции на заочное и дистанционное обучение только тех студентов, которые уже работают в области юриспруденции; отменить систему многоуровневого юридического образования.

Библиография

1.«Юридическое образование и наука» №4. 2010 г. С 2 - 3;

2.Аванесян В.В. «Большая юридическая энциклопедия» - М: Эксмо, 2001. - с 455;

.Берулаева Г.А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе // Вестник университета академии образования. - 2009. - №1. -С. 32;

.Бугров А.С. О преодолении правового нигилизма средствами современного общего образования// Образование и наука. - 2008. - №2 (44). - С. 88 - 98;

.Горбатова М.К. Надышна Е.В. Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в условиях модернизации системы вузов России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2010 №3 (1) С. 268;

.Домина А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания / А.В. Домина //проблемы юридического образования и науки. 2011. - №1. С. 8;

.Егоров Е.В. Проблемы правового образования в неюридических вузах. с 1-2;

.Законный брак. Государство намеренно повысить качество юридического образования в стране // Российская газета. 2009 №68 17 апреля;

.Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 7 - ое изд. Спб.: Питер, 2004. С. 362;

.Корнев Г.П. Общая теория государства и права: Учебное пособие. Н.Новгород: Нижегородская гос. Аохит - строит. Университет, 2005. С. 158;

.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М, 2005; Оксамытный В.В теория государства и права. М., 2004;

.Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М.: Зерцало, 2000., с. 104 - 105;

.Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юрист, 2004. С. 83;

.Мукушев С.Б. Концепция информатизации правового образования в высшей школе. С. 113 - 116;

.Петров А.В., Горбатова М.К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России. Монография, Н. Новгород.: Изд - во ННГУ, 2007. С. 5 - 6, 8, 17;

.Русинов Р.К. Семитко А.П. Правосознание и правовая культура//Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов/ под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. М. 1997. С. 331;

.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М.: Юрист, 2000., с. 117;

.Сальников В.П. Правовая культура: Теория государства и права. Курс лекций/ под. Ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., Юрист, 1997. С. 575;

.Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII - начала XX века) // Государство и право. 2000. №9;

.Теслицкий И.В. Практические занятия и формирование правосознания студента - юриста // общество и право. 2009 №4. С. 281 - 285.

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Поэтому одна из основных задач правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса - от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.См. Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию. // Обществознание в школе. - 1997. - №3, с.12

Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Эти три элемента правового образования реализуются и приобретают различное значение на каждой ступени образования. Соответственно и общие образовательные цели конкретизируются, учитывая логику и особенности возрастного развития, изменения правового статуса обучающихся, практическую востребованность той или иной области правовых знаний, возможности получения соответствующего социального опыта, применительно к каждой возрастной ступени на материале общего содержания курсов права Формулирование, исходя из общих целей, самостоятельных образовательных задач и результатов обучения для различных уровней образования будет обеспечивать непрерывность и преемственность правового образования. Главная цель правового образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.См. Гражданское образование Под ред. Н.Воскресенской, И.Фрумина. Совет Европы. .М., АПК и ПРО -2000 г.с.2

Важная цель правового образования - социализация школьников. Приобретенные ими правовые знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

Одной из наиболее важных задач правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий «справедливости», «равенства», «свободы», «достоинства», «прав человека», «демократии» и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.

Основная задача правового образования - ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности. У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса). Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. См. Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4 с.3

Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Требования к уровню подготовки выпускников - установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения документа об образовании государственного образца о достигнутом уровне общего образования. Требования по праву разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Они задаются в деятельностной форме, определяя, что в результате изучения учебного предмета «Право» выпускники должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования. См. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089.

В состав требований включено три категории - «знать/понимать», «уметь» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Категория «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается учащимися и является «содержательной» основой всего комплекса требований. При этом требования в категории «знать/понимать» по праву сформулированы на ступени основного общего образования в весьма обобщенной форме, так как включены в состав требований в рамках учебного предмета «Обществознание», в старшей школе - более детально. Конкретизация содержания этих требований осуществляется на основе обязательного минимума содержания, установленного государственным стандартом (в том числе с учетом двухуровневой модели обязательного минимума, где курсивом обозначена та часть учебного материала, который обязателен для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Категория «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям правового образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на каждой из степеней. Эта категория является ключевой в составе требований, поскольку отражает приоритетные направления учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля знаний и умений учащихся по праву.

Категория «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для» включает требования, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке. Специфика учебного предмета «Право» предполагает тесную связь этой категории требований с рефлексивной деятельностью и социально-мировоззренческим развитием учащихся.

Достижение указанных требований учащимися позволит обеспечить эффективную преемственность между ступенями правового образования.

Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в основной и старшей школе (базовый уровень) в качестве самостоятельного предмета, рекомендуется проведение экзамена по предмету по выбору учащихся в 9 и 11 классах. Формы проведения экзаменов регламентируются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х и Х1(ХП) классов общеобразовательных учреждений. См. Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного права //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№8, с.16

Статьи по теме