Правила подключения коммерческого счетчика электроэнергии нтд. Законодательная база российской федерации

14.1. Правила учета электрической энергии

Расчеты за потребляемую электроэнергию являются одной из основополагающих позиций договорных взаимоотношений между потребителем и энергоснабжающей организацией, учитывающих интересы обеих сторон.

Требования к расчетным приборам учета электроэнергии являются многогранными и включают в себя достоверность и точность определения расхода электроэнергии с учетом ее потерь в электрических сетях, открытости и доступности результатов измерений на всех этапах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии.

Эти вопросы находятся в центре внимания на самом высоком государственном уровне и отражены в ряде законодательных правительственных документов, в том числе:

в Законе Российской Федерации «Об энергосбережении» № 28-ФЗ, принятом Государственной Думой 13 марта 1996 г., в котором указана необходимость обеспечения обязательного приборного учета всего объема производимых и потребляемых энергоресурсов;

в статьях 541, 543 и 544 Гражданского кодекса, в которых подчеркивается, что количество переданной электрической энергии определяется в соответствии с данными приборов учета о ее фактическом потреблении и т. д.;

в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.11.95 № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению», на базе которого действуют Правила учета электрической энергии ;

в Законе Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», который устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

в Законе Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 10 марта 1995 г., который определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ;

в других законодательных, правовых и подзаконных актах, а также в государственных стандартах и ряде нормативно-технической документации.

Настоящие Правила учета электрической энергии определяют общие требования к организации ее учета и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.

Допускается на основании действующих правовых и нормативно-технических документов ведомствами разрабатывать и утверждать в установленном порядке в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие утвержденным Правилам учета электрической энергии. Если эти документы содержат требования межведомственного характера, они должны быть согласованы в установленном порядке с Ростехнадзором.

Правила учета электрической энергии являются обязательными при:

осуществлении производства, передачи, распределении и потреблении электрической энергии;

выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.

Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о ее производстве, передаче, распределении и потреблении на оптовом и розничном рынках для решения следующих основных технико-экономических задач:

финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между энергоснабжающими организациями и потребителями электроэнергии с учетом ее качества;

определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;

определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;

обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):

выработанной генераторами электростанций;

потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;

переданной в сети других собственников или полученной от них;

отпущенной потребителям из электрической сети;

переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:

определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;

составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;

контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;

расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;

управления электропотреблением.

Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.

Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.

Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

К средствам учета относится совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующей НТД в части:

мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.

Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензию на проведение данных видов работ, т. е. документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих НТД и инструкций заводов-изготовителей.

Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

На основании действующих правовых и нормативно-технических документов ведомства могут разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные НТД в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.

В сроки, установленные Госстандартом России, необходимо производить периодическую проверку средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества. Перестановка, замена или изменение схем включения средств учета осуществляется с согласия энергоснабжающей организации.

Помимо Правил учета электрической энергии действует Типовая инструкция по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), которая содержит основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, устанавливает требования к организации, составу и правилам эксплуатации систем учета электроэнергии и мощности. Типовая инструкция предназначена для персонала акционерных обществ энергосистем, проектных организаций и потребителей электроэнергии.

Представители Ростехнадзора имеют право доступа к приборам учета электроэнергии, измерительным комплексам и системе учета в целом на всех электростанциях, подстанциях и предприятиях, расположенных в зоне обслуживания, для выполнения инспекционных и регламентных работ с участием персонала соответствующего энергообъекта (электроустановки).

Каждый измерительный комплекс учета электроэнергии, введенный по нормальной или временной схеме размещения приборов расчетного и технического учета электроэнергии, должен иметь технический паспорт-протокол следующей формы.

ПАСПОРТ-ПРОТОКОЛ

измерительного комплекса

Настоящие Правила учета электрической энергии согласованы с Госстандартом России, Главгосэнергонадзором России и РАО «ЕЭС России» и утверждены в Минтопэнерго Российской Федерации и в Минстрое Российской Федерации.

Из книги Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора. Правовые основы взаимоотношений автора

Приложение 1. Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии 1. Объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального

Из книги Управление электрохозяйством предприятий автора Красник Валентин Викторович

ГЛАВА 14 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТНОГО УЧЕТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 14.1. Правила учета электрической энергии Расчеты за потребляемую электроэнергию являются одной из основополагающих позиций договорных взаимоотношений между потребителем и энергоснабжающей

Из книги Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики в вопросах и ответах. Пособие для автора Рябов Сергей

14.2. Приборы учета электрической энергии В качестве расчетных и технических (контрольных) средств учета на предприятиях (организациях) используются электросчетчики одно-и трехфазного тока в основном двух типов: индукционные и электронные (1-, 2– и многотарифные),

Из книги Планирование и нормирование расхода этилового спирта на предприятиях и в организациях: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич

Раздел 9. Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках Вопрос 1. Кем заключаются договоры оказания услуг по передаче электрической энергии?Ответ. Договоры оказания услуг по передаче

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

Раздел 12. Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках Вопрос 1. На основании каких данных производится оплата потребленной электрической энергии и предоставленных услуг на розничных рынках?Ответ. Оплата потребленной

Из книги Теплоэнергетические установки. Сборник нормативных документов автора Коллектив авторов

Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г.

Из книги автора

IX. Особенности оказания услуг по передаче электрической энергии и оплаты потерь электрической энергии на розничных рынках 117. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии,

Из книги автора

XII. Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках 136. Оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях

Из книги автора

2. ПРАВИЛА УЧЕТА, ТРАНСПОРТИРОВКИ И ХРАНЕНИЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА 2.1. Определение объемного содержания безводного этилового спирта при его приемке, хранении и выдаче 2.1.1. Отличительной особенностью этилового спирта, затрудняющей его учет и бесконфликтную передачу от

Из книги автора

§ 49. Источники электрической энергии Источниками электрической энергии на судах являются генераторы постоянного или переменного тока.Судовые генераторы приводятся в движение двигателями, которые в зависимости от типа главной судовой силовой установки могут быть

Из книги автора

ПРАВИЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИУТВЕРЖДЕНО Первый заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации В. Н. Костюнин 12 сентября 1995 г.СОГЛАСОВАНО Заместитель председателя Комитета Российской

Из книги автора

5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ 5.1. Общие требования5.1.1. Узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и

Из книги автора

6. ДОПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ УЗЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ИСТОЧНИКЕ ТЕПЛОТЫ 6.1. Допуск в эксплуатацию узла учета источника теплоты осуществляется представителем Госэнергонадзора в присутствии представителей источника теплоты и тепловых сетей, о чем составляется

Из книги автора

7. ДОПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ УЗЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ У ПОТРЕБИТЕЛЯ 7.1. Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (прил. 4).

Из книги автора

8. ЭКСПЛУАТАЦИЯ УЗЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ИСТОЧНИКЕ ТЕПЛОТЫ 8.1. Узел учета тепловой энергии на источнике теплоты должен эксплуатироваться в соответствии с технической документацией, указанной в п. 6.1 настоящих Правил.8.2. За техническое состояние приборов узла учета

Из книги автора

9. ЭКСПЛУАТАЦИЯ УЗЛА УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ У ПОТРЕБИТЕЛЯ 9.1. Узел учета тепловой энергии у потребителя должен эксплуатироваться в соответствии с технической документацией, указанной в п. 7.1 настоящих Правил.9.2. Ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание

Но зато этот счетчик как раз можно подключить к интеллектуальной системе. И его установка будет бесплатной для потребителя, но не раньше лета 2018 года. В новых многоквартирных домах уже сразу устанавливают новые приборы учета.Также промышленные потребители в большей степени поменяли счетчики за свой счет. И основная часть тех, кто пользуется старыми приборами, живет в домах, построенных более 15 лет назад, пишет РГ.По данным исследования J son & Partners Consulting, предполагается, что степень проникновения современных интеллектуальных средств учета электроэнергии на российском рынке к 2020 году может составить в зависимости от сценария от 10 до 40 процентов. Замена счётчика электроэнергии в 2018 году: за чей счет Внимание На сегодняшний день практически во всех регионах нашей державы компании энергосбыта просят людей ставить счетчики за свои денежные средства.

Правила учета электроэнергии действующие в 2018 году

В случае когда жильё находится в собственности частного лица, вопросом электросчётчика должен заниматься исключительно собственник, а именно:

  • Производить замену старого оборудования учёта электроэнергии на новое.
  • Содержать и поверять прибор согласно действующему законодательству.

В случае когда прибор расположен внутри частного помещения, все затраты относительно него лягут на плечи собственника. Но бывает, что прибор установлен в подъезде, и к вопросам по замене и обслуживанию могут быть привлечены:

  • Владелец квартиры, учёт которой ведёт прибор.
  • Компания, которая предоставляет услугу по электроснабжению.

Для того чтобы понять, на ком лежат финансовые обязательства за манипуляции со счётчиком, нужно изучить договор между собственником и компанией - там чётко прописаны обязанности сторон.

Она хоть и стоит дороже, но относится к категории электросберегающей, с экономным потреблением электричества. Но немало и тех, кто использует морально устаревшие холодильники и телевизоры, электроемкие обогреватели и прочую электрозатратную технику. Одним из способов сократить счета и установить справедливую оплату за потребляемое электричество является использование трехтарифного счетчика.


Принципы учета и тарификации в РФ предполагают, что в течение суток люди должны платить по разным тарифам:
  • самый дорогой «пиковый»: утром и вечером с 7 до 10 и с 17 до 21 часа;
  • средний «полупиковый»: в дневное время с 10 до 17 часов;
  • минимальный «ночной»: с 21 и до 7 часов утра.

Но обычные однотарифные приборы учета не дают такой возможности, в результате идет переплата и расчет ведется по самому дорогому тарифу.

403 forbidden

  • Правила учета электрической энергии
  • Правила учета электрической энергии
  • В июле будут менять электросчетчики за счет государственной программы
  • Тарифы на электроэнергию для московской области с 1 января 2018 года
  • Обзор ключевых изменений законодательства в области электроснабжения за 2017 год

Правила учета электрической энергии В июле 2018 года в России ожидается масштабное мероприятие – замена электрических счетчиков.Как сказал один из участников правительственного комитета, Россия нуждается в интеллектуальной системе учета электроэнергии. Внимание В правительственном комитете уже подготовили специальный законопроект, который предоставили Государственной думе на рассмотрение.

С июля 2018 года замена счетчиков будет производиться бесплатно

Тарифы на электроэнергию для московской области с 1 января 2018 года Что касается промышленных производств, то они уже давно перешли на такие счетчики, причем сделали это за свой счет. Не в каждой семье есть возможность установить умные счетчики, поэтому был принят законопроект о том, чтобы провести бесплатную установку. Дата начала масштабного государственного мероприятия назначена на 1 июля 2018 года.


Также данный законопроект предусматривает, что, начиная с 1 июля, сетевые организации не будут допускать к приобретению и установке счетчиков для подсчета потребляемой электроэнергии. Эту «несправедливость» для РСО, заключающуюся в обязанности исполнять требования федерального закона, постоянно «исправляет» самый справедливый в мире Верховный суд РФ, заставляющий оплачивать ОДПУ не собственников помещений, а управляющие организации и ТСЖ.

An error occurred.

Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» XII. Организация коммерческого учета электрической энергии Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Правила учета электрической энергии «Ресурсоснабжение жилищно-коммунального хозяйства России: вопросы теории и практики: Монография»(Канцер Ю.А.)(отв. ред. В.А. Вайпан)(«Юстицинформ», 2017) Установление количества поданного ресурсоснабжающей организацией и потребленного абонентом ресурса осуществляется в соответствии с данными приборов учета о его фактическом потреблении.
Порядок учета определяется ведомственными нормативными актами (Правила учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго России 19 сентября 1996 г. и Минстроем России 26 сентября 1996 г.) .

Правила учета электрической энергии

У иных игроков рынка электроэнергетики и потребителей ограничений на установку приборов и систем учета проектом закона не установлено, отмечают эксперты. «Но мы считаем, что для потребителей (за исключением потребителей с мощностью свыше 670 кВт) финансирование приобретения и установки комплекта является экономически необоснованным», — отмечает член Наблюдательного совета ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» Алексей Седых. При отказе от включения в тариф затрат на создание интеллектуальных систем учета электроэнергии могут возникнуть ситуации, когда сетевые организации оперативно не подключат приборы учета к интеллектуальной системе, прогнозирует Седых.

Обратный ток

Внимание

Им полагается бесплатная замена электросчетчика, причем планируется установка счетчиков нового поколения – трехфазных. И они смогут интегрироваться в умную систему учета - smart metering. Именно так начнется глобальное внедрение интеллектуальной системы.


А все новостройки изначально оборудуются трехтарифными счетчиками. Преимущества Система smart metering – современный способ контроля и учета потребления электричества. Она позволит:
  • оплачивать счета в соответствии с пиковыми тарифами;
  • исключить попытки «добавить» в платежки долги неплательщиков;
  • проводить качественный и постоянный мониторинг расходов.

То есть, каждый будет платить ровно столько, сколько израсходовал.
А экономить – за счет разницы тарификации. Внедрение Каждое новшество вызывает массу вопросов. На данный момент установить у себя «умный прибор» может каждый, но за собственные средства.

Нужно ли менять электросчетчик на новый в 2018 году

Уже разработан и внесен в Госдуму законопроект правительства, который даст возможность многим частным пользователям бесплатно установить новый счетчик учета электроэнергии. Правда, не всем желающим это будет доступно. Так, рассчитывать на замену счетчика с июля 2018 года смогут те, у кого вышел из строя прибор учета потребления электроэнергии или закончился срок его годности. Срок годности счетчика не превышает 16 лет, напоминают эксперты.

Сейчас в большей части регионов энергосбытовые компании предлагают менять счетчики абонентам за свои деньги. Например, однотарифный счетчик старого образца с работой по установке в Московской области обойдется семье в шесть тысяч рублей. Новый трехфазный считает по разным тарифам потребление электричества: пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00), полупик (с 10.00 до 17.00) и ночь (с 21.00 до 07.00).

Его установка обойдется в девять тысяч рублей.
С 2018 года россиян могут освободить от поверки счетчиков воды и газа Новый трехфазный считает по разным тарифам потребление электричества: пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00), полупик (с 10.00 до 17.00) и ночь (с 21.00 до 23.00). Его установка обойдется в девять тысяч рублей. Но зато этот счетчик как раз можно подключить к интеллектуальной системе.И его установка будет бесплатной для потребителя, но не раньше лета 2018 года, говорится в статье. В новых многоквартирных домах уже сразу устанавливают новые приборы учета.
Типовая форма договора несёт рекомендательный характер, а её условия могут быть изменены по обоюдному согласию сторон. Но согласно ст. 210 ГК РФ, ответственность за имущество, взятое в аренду, несёт только собственник. Если владелец квартиры - частное лицо Теперь рассмотрим вопрос замены и поверки счётчиков электроэнергии в приватизированном жилье.

Требования к местам установки приборов учета Стандарт обслуживания клиентов

Требования к средствам учета электроэнергии

Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.

Технические параметры и метрологические характеристики счётчиков электрической энергии должны соответствовать требованиям ГОСТ 52320-2005 Часть 11 «Счетчики электрической энергии», ГОСТ Р 52323-2005 Часть 22 «Статические счетчики активной энергии классов точности 0,2S и 0,5S», ГОСТ Р 52322-2005 Часть 21 «Статические счетчики ивной энергии классов точности 1 и 2» (для реактивной энергии - ГОСТ Р 52425−2005 «Статические счетчики реактивной энергии»).

Основным техническим параметром электросчетчика является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений прибора. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой юридическими лицами:

1. В зависимости от значения максимальной мощности (указанной в акте разграничения) и уровня напряжения на месте установки измерительного комплекса класс точности прибора учёта должен быть:

· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже с максимальной мощностью (согласно акту разграничения) менее 670 кВт - счетчики класса точности не менее 1,0 .

· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше класса точности не менее 0,5S .

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию счетчики, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности не менее 0,5S , обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

(основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012)

4. Прибор учёта должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке (основание п. 137 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

5. Собственник прибора учёта обязан:

· обеспечить эксплуатацию прибора учёта;

· обеспечить сохранность и целостность прибора учёта, а также пломб и (или) знаков визуального контроля;

· обеспечить снятие и хранение показаний прибора учёта;

· обеспечить своевременную замену прибора учёта;

(основание п. 145 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

6.Энергоснабжающая организация должна пломбировать:

клеммники трансформаторов тока;

крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;

решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.

Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

(Основание – п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей)

Требования к учету электрической энергии с применением измерительных трансформаторов:

Измерительные трансформаторы тока по техническим требованиям должны соответствовать ГОСТ 7746-2001 («Трансформаторы тока. Общие технические условия»).

1. Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. (основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. Допускается применение трансформаторов тока с завышенным коэффициентом трансформации (по условиям электродинамической и термической стойкости или защиты шин), если при максимальной нагрузке присоединения ток во вторичной обмотке трансформатора тока будет составлять не менее 40% номинального тока счетчика, а при минимальной рабочей нагрузке - не менее 5% (основание п. 1.5.17 ПУЭ).

3. Присоединение токовых обмоток счетчиков к вторичным обмоткам трансформаторов тока следует проводить, отдельно от цепей защиты и совместно с электроизмерительными приборами (основание п. 1.5.18 ПУЭ).

4. Использование промежуточных трансформаторов тока для включения расчетных счетчиков запрещается (основание п. 1.5.18 ПУЭ).

5. Нагрузка вторичных обмоток измерительных трансформаторов, к которым присоединяются счетчики, не должна превышать номинальных значений (основание п. 1.5.19 ПУЭ).

6. Сечение и длина проводов и кабелей в цепях напряжения расчетных счетчиков должны выбираться такими, чтобы потери напряжения в этих цепях составляли не более 0,25 % номинального напряжения при питании от трансформаторов напряжения класса точности 0,5. Для обеспечения этого требования допускается применение отдельных кабелей от трансформаторов напряжения до счетчиков (основание п. 1.5.19 ПУЭ).

7. Измерительные трансформаторы напряжения по техническим характеристикам должны соответствовать ГОСТ 1983-2001 («Трансформаторы напряжения. Общие технические условия»).

Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой гражданами (физическими лицами):

1. Счётчики должны иметь класс точности не менее 2,0 (основание п. 138 ПП РФ №442 от 04.05.2012).

2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).

4. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 80 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

5. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. (основание п. 81 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

6. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 81(10) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

7. Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу (основание п. 81(11) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).

Правила
учета электрической энергии

1. Введение

Настоящие "Правила учета электрической энергии" (в дальнейшем - Правила) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 г. № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО "ЕЭС России" с участием Госстандарта России.

В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 - 544), федеральных законов "Об обеспечении единства измерений ", "Об энергосбережении " и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии.

Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.

Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при:

Осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;

Выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

Обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.

Правила содержат основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче, распределении и потреблении на действующих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках, а также по эксплуатации средств учета.

2. Общие положения

2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико-экономических задач:

Финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества;

Определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;

Определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;

Обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

2.2. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

2.3. Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):

Выработанной генераторами электростанций;

Потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

Отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;

Переданной в сети других собственников или полученной от них;

Отпущенной потребителям из электрической сети;

Переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:

Определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;

Составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;

Контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;

Расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;

Управления электропотреблением.

2.4. Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.

2.5. Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.

2.6. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.

3. Организация учета электроэнергии

3.1. Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части:

Мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

Классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

Размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

3.2. Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой

принадлежности электросети.

3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.

3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке.

3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии

4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке.

4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей.

4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

4.4. При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно-технических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.

4.6. Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.

Приложение

Основные термины и определения, употребляемые в тексте Правил

Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.

Счетчики, учитывающие активную электроэнергию , называются счетчиками активной энергии (далее - счетчики).

Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (далее - реактивная электроэнергия) за учетный период , называются счетчиками реактивной энергии.

Средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций - потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на хозяйственные нужды электростанций и электрических сетей - потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на производственные нужды - это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.

Потребитель (абонент) электрической энергии - юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).

Энергоснабжающая организация - коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Средства измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

Сертификат об утверждении типа средства измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений - документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Утверждаю
Заместитель министра топлива и энергетики
Российской Федерации

19.09.1996

В.В. Кудрявый

Утверждаю
Заместитель министра строительства
Российской Федерации
26.09.1996

О.С. Фоменко

Согласовано
Заместитель председателя Госстандарта России
18.09.1996

Л.К. Исаев

Согласовано
Начальник Главгосэнергонадзора России
12.09.1996

Правила
учета электрической энергии

1. Введение

Настоящие "Правила учета электрической энергии" (в дальнейшем - Правила) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 г. № 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО "ЕЭС России" с участием Госстандарта России.

В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 541 - 544), федеральных законов "Об обеспечении единства измерений ", "Об энергосбережении " и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии.

Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.

Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при:

Осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии;

Выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;

Обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.

Правила содержат основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче, распределении и потреблении на действующих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках, а также по эксплуатации средств учета.

2. Общие положения

2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико-экономических задач:

Финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества;

Определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;

Определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;

Обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.

2.2. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

2.3. Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):

Выработанной генераторами электростанций;

Потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;

Отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;

Переданной в сети других собственников или полученной от них;

Отпущенной потребителям из электрической сети;

Переданной на экспорт и полученной по импорту.

Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:

Определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;

Составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;

Контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;

Расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;

Управления электропотреблением.

2.4. Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.

2.5. Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.

2.6. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации.

3. Организация учета электроэнергии

3.1. Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части:

Мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;

Классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;

Размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

3.2. Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой

принадлежности электросети.

3.3. Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.

3.4. Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке.

3.5. Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии

4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке.

4.2. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей.

4.3. Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.

4.4. При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.

4.5. Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативно-технических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.

4.6. Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

4.7. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации.

Приложение

Основные термины и определения, употребляемые в тексте Правил

Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид.

Счетчики, учитывающие активную электроэнергию , называются счетчиками активной энергии (далее - счетчики).

Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (далее - реактивная электроэнергия) за учетный период , называются счетчиками реактивной энергии.

Средства учета - совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.

Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций - потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на хозяйственные нужды электростанций и электрических сетей - потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии.

Расход электроэнергии на производственные нужды - это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.

Потребитель (абонент) электрической энергии - юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).

Энергоснабжающая организация - коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Средства измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

Сертификат об утверждении типа средства измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ.

Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений - документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Утверждаю
Заместитель министра топлива и энергетики
Российской Федерации

19.09.1996

В.В. Кудрявый

Утверждаю
Заместитель министра строительства
Российской Федерации
26.09.1996

О.С. Фоменко

Согласовано
Заместитель председателя Госстандарта России
18.09.1996

Л.К. Исаев

Согласовано
Начальник Главгосэнергонадзора России
12.09.1996

Статьи по теме