Нарушение фонематического слуха у детей с онр. Дипломная работа: Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР

Наталья Колмакова
Развитие фонематического слуха у детей с ОНР

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

Общее недоразвитие речи - запутанный клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи, - имеет еще одно проявление, лишь с трудом поддающееся коррекции обычными методами.

Когда дефекты произношения усилиями логопеда устранены или сделались практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок.

Влияние фонематических затруднений различным образом сказывается на усвоении начертания букв. В одних случаях наблюдается прямое влияние недостаточной дифференциации фонем на формирование графемы и на употребление соответствующих букв. В других случаях зависимость проявляется в более сложных формах. Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляют внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка.

Данную проблему можно решить лишь путем интенсивной тренировки в различении и идентификации фонем и чем раньше, тем лучше.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

1. Игра «Телеграф»

Игра на развитие фонематического слуха.

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

2. Игра «Звуки по кругу»

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.

Возраст: дошкольный.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 – зеленых, 3 – синих.

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые – для мягких звуков, синие – для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н – начало слова, с – середина слова, к – конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

3. Игра «Веселый попугайчик»

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Возраст: дошкольный.

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога.

Ребенку говорят: «Ты – веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

одинаковые – ра-ра-ра;

со сменой темпа (медленно – быстро) – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра – ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

с наращиванием ряда – па – па-па – па-па-па – па-па-па-па – папа-па-па-па.

Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

4. Игра «Эхо»

Цель: игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, «На11о, monkey!» – «Привет, обезьянка!», кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

5. Игра «Починим испорченный телефон»

Цель: игра для развития фонематического слуха.

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

6. Упражнение «Цепочка слов»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово, которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове.

Например, стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т. д. Нельзя называть имена, клички, названия городов, деревень, рек, морей и т. д. Можно называть только предметы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.

7. Игра «Путаница»

Цель: игра для развития звукового различения.

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

8. Игра «Слова»

Цель: развитие фонематического слуха.

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус.»

9. Упражнение «Назови первый звук в слове»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги «зе» в слове Зоя, «вэ» – в слове Вадик).

10. Упражнение «Назови последний звук в слове»

Возраст: средний дошкольный.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук «рь», а не «р»). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

11. Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Возраст: старший дошкольный.

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук «ш». Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – «ж»; чайник, ключ, очки – «ч»; щетка, ящик, щавель – «щ»; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – «сь»; коза, замок, зуб – «з»; зима, зеркало, вазелин – «зь»; цветок, яйцо, курица – «ц»; лодка, стул, лампа – «л»; липа, лес, соль – «ль»; рыба, ковер, крыло – «р»; рис, крепость, букварь – «рь».

12. Упражнение «Подумай, не торопись»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – «ш». (Карандаш, камыш.)

Какое получится слово, если к «но» – прибавить один звук? (Нож, нос.)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м». (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у». (Бумага, дудочка, Буратино.)

13. Упражнение «Найди и назови нужное слово»

Возраст: старший дошкольный.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою

В окнах огонек, На воду он лег.

(А. Плещеев. «На берегу»)

На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

14. Упражнение «Кто лучше слушает?»

Возраст: старший дошкольный.

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук «ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком «ш», 5 – со звуком «ж», 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком «ш», другой – со звуком «ж». Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком «ш», другому – со звуком «ж». Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

15. Игра «Цепочка звуков»

Цель: Определение конечного звука в слове.

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

16. Упражнение «Что сказали звери?»

Цель: Определение первого звука в слове.

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:

«Что сказала корова?» – мышь, утка (му).

«Что сказала кукушка?» – кот, утка (ку).

«Что сказала курочка?» – корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.

17. Упражнение «Отгадай имя»

Цель: Определение первого звука в слове

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

Волк – абрикос – сирень – яблоко.

Торт – облако – лиса – яйцо.

Вилка – игла – тюбик – арбуз.

Астра – ноты – тополь – ослик – новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

Обруч – лимон – ягуар.

Арбуз – незабудка – Ялта.

Танец – артист – нитки – ястреб.

Носки – автобус – самолет – телевизор – яйцо.

Значение формирования фонематического слуха у детей с ОНР.

Вас консультируют:

Логопед выс.кв.кат. - Гордеева Л.В.

«Хороший, ясный выговор слова,
такой, чтобы каждый из звуков,
составляющих слово, был слышен,
и чуткое ухо в различии этих звуков —
вот главное основание правописания…»

Ушинский.

Успешное обучение в школе во многом зависит от сформированностив дошкольном возрасте сенсорного (чувствительного) опыта ребенка.

В раннем возрасте фонематический слух выступает как сенсорная основа развития слуховой и звуковой стороны языка, общеречевого развития в целом. Значение хорошо развитого фонематического слуха для полноценного речевого и умственного развития ребенка неоднократно подчеркивалось исследователями детской психологии и дошкольной педагогики. Это нашло отражение и в «Программе воспитания в Д/с», где эти задачи ставятся в связи с подготовкой детей к обучению грамоте.

Многочисленные наблюдения практиков и специальные исследования ученых: А.И.Воскресенской, Р.Е.Левиной, В.А.Горбачевой, В.И.Пошагайбы и др. указывают на недостаточную подготовку части детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой в школе.

Глубокое изучение состояния речи и процессов овладения навыков чтения и письма учащихся первых классов, проведенное в ряде исследований Р.М.Боскис, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Н.С.Никишиной, Г.А.Каше, показало, что нередко встречаются дети, с большим трудом овладевающие материалом, а именно письмом и чтением. Некоторые из них без специальной помощи не могут овладеть грамотой. Исследования показали. Что такие дети в своем большинстве имеют недостатки произношения и фонематического слуха или недоразвитие фонематического слуха при правильном произношении. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР», по которой мы работаем, предназначена для обучения и воспитания детей со 2-3 уровнем речевого развития с нормативным слухом и интеллектом. Обучение детей направленно на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоение школьных значений обусловленных речевых недоразвитием.

Я остановлюсь на решении одной из проблем, а именно на особенностях формирования фонематического восприятия у дошкольников, как на одном из основных условий формирования правильного звукопроизношения и предупреждения дисграфии в дальнейшем, при обучении в школе.

Восприятие речи окружающих представляет для ребенка очень сложный процесс. Но уже в первые дни жизни малыш выделяет человеческую речь из других раздражителей. Постепенно он становится все более «сосредоточенным» на обращенной к нему речи взрослых, как бы «прислушивается» к ней, что выражается в изменении его поведения.

Такое раннее внимание к речи очень важно для развития сенсорной стороны речи.

Фонематический слух формируется очень рано. Исследователи речевого развития детей объясняют это тем, что именно фонематический слух составляет основу, на которой строится жизненно необходимый процесс речевого общения.

В возрасте от 3 до 7 лет у дошкольников развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. Сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. Затем твердые и мягкие, и, наконец ‒ соноры шипящие и свистящие звуки.

К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должен быть сформирован фонематический слух.

  1. Фонематическое восприятие ‒ способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
  2. Фонематическое восприятие играет большую роль в становлении речи
  3. В норме к 4-м годам у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие.
  4. В ряде случаев наблюдается нарушение фонематического восприятия. Чаще всего такое нарушение встречается у детей с нарушением произношения, т.е. у детей, с которыми мы работаем в условиях нашего дошкольного учреждения.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы. По этой же причине с трудом формируется и грамматический строй речи, при письме ребенок совершает большое количество ошибок на пропуски, замены букв.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап ‒ узнавание неречевых звуков.

2 этап ‒ различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетании, слов, фраз.

3 этап ‒ различие слов, близких по звуковому составу.

4 этап ‒ дифференциация слогов.

5 этап ‒ дифференциация фонем.

6 этап ‒ развитие навыков элементарного звукового анализа.

Вот уже несколько лет наш Д/с начинает работать с детьми 4-х и даже З-х летнего возраста. С детьми этого возраста мы развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. На первых занятиях дети слушают звуки за окном: что шумит? где шумит? кто кричит? кто разговаривает? кто смеется? и т.д. Предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.

Увеличивая расстояние между логопедом и детьми (от 3 до 6) давать короткие команды: Возьми мишку и посади его в машину! Предлагается запомнить и повторить от 2 до 4 слов. Предлагается 4-5 картинок, назвать из них 2-3 и предложить детям (ребенку) найти название картинки.

Проводятся игры: «Как гудит пароход?»; «Где гудит пароход?» (далеко - близко); «Как плачет девочка?)» (громко - тихо). Проводятся игры с пиктограммами, игрушками: «Кот мяукает весело, громко!» «Собака лает обиженно, тихо!» и тому подобное. С данной возрастной группой очень часто я провожу игру: «Поймай звук!»: детям предлагается картинка с плачущей девочкой ‒ Как девочка плачет? Посмотрите на ее ротик ‒ А-А-А. Запомните этот звук (произносим его несколько раз). Затем произносятся разные варианты звуковых дорожек, а дети, опираясь на зрительный анализатор (картинку), должны «поймать» (хлопнуть в ладоши) только этот звук. Для данной работы у меня имеются картинки: «Пароход» - звук (У); «Девочка с больным зубом» - звук (О); Девочка плачет» - (А); «Насос» - (С); «Комар» - (З); «Девочка с пальцем возле губ» (говорит тихо) ‒ (Ц); «Шина» (шипит) ‒ (Ш); «Жук» - (Ж); «Тигр» (рычит) - (Р) и т.д. В этом возрасте дети с удовольствием выделяют все звуки в своих именах, именах своих родителей и близких. Все эти игры, упражнения и также работа над артикуляционным аппаратом, постановка звуков, способствует развитию речевого внимания, памяти, фонематическому восприятию.

С детьми старшей группы мы учимся делить слова на части (слоги) хлопками, повторять 1-ый слог, 2-ой. Работа над звуками (гласными, согласными) проводится с опорой на зрительный анализатор. Произнося изучаемый звук, ребенок, смотрит на артикуляционный аппарат в зеркало и делает вывод: «Гласный или согласный звук» (почему). Знакомится с цветовым обозначением звуков: гласный ‒ красная фишка, согласный ‒ синяя; мягкий согласный ‒ зеленая. К концу учебного года дети составляют схему слов типа: мак, кот, кит.

Для развития речевого слуха, фонематического восприятия я часто пользуюсь играми типа:

а) Показываю детям картинку и громко говорю «Вагон». Затем объясняю, что я буду показывать эту картинку то правильно, то неправильно. Когда я ошибаюсь, надо хлопнуть в ладоши (Вагон, вакон, флакон, вагоп, фагон, вагом и т.д.).

б) Выставляю на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, и т.д. Затем называю 2-3-4 слова в определенной последовательности. А дети должны отобрать соответствующие картинки в названном порядке.

В подготовительной к школе группе работа строится по принципу: «Звук» - буква, от простого к сложному.

  1. Деление слова на слоги и наоборот (+ схема).
  2. Подбор слов к слоговым схемам.
  3. Повторение звуков и букв (и изучение новых).
  4. Ознакомление с понятиями: слог, слово, предложение.
  5. Звуко -слоговой анализ и синтез слов типа: зубы, замок, кошка, танк, стол, журнал, клубок, машинка (звуковая схема на доске и в тетрадях).
  6. Подбор слов с данным звуком, с учетом его позиции в слове. Ударение.
  7. Закрепление понятий: «гласный», «согласный» звуки.
  8. Знакомство с понятиями:
  • звонкий, глухой ‒ звуки;
  • мягкий, твердый ‒ звуки.
  1. Составление из букв слов и простых предложений, типа: Мама мыла раму.
  2. Членение предложения на слова с указанием места каждого слова в предложении. Закрепление понятий:
  • слово ‒ предмет
  • слово ‒ действие
  • слово ‒ признак
  • короткое слово
  1. Составление предложений с заданным количеством слов (с учетом предлога). Работа с дифференцированным предложением. Составление схемы предложений (на столе и в тетради).
  2. Слитное чтение слогов, слов и простых предложений.
  3. Чтение простых текстов.

Для успешной работы над фонематическим восприятием в подготовительной группе я широко использую работу над многократным повторением чисто говорок, выполняю занимательные упражнения типа:

  1. Добавить недостающее слово (букву) в подписи под картинкой.
  2. Преобразование слов путем замены одного звука или перестановки слогов (Маша ‒ каша. Паша ‒ рама ‒ Мара ).
  3. Составление слов из набора букв, стоящих хаотично: (НТКИА нитка, ткани, танки).
  4. Составление слов с разными геометрическими фигурами (игра «Шифровальщик»).
  5. Нахождение начала слова по предметной картинке.
  6. Составление слов из лепестков ромашки, типа
  7. а) рак ‒ суп (из букв);

    б) Рома-луна, ко-зы, лужа (из слогов)

  8. Нахождение начала слова (по картинке и без нее).
  9. Замена букв в сл овах (по таблицам): ЛИСА С-З=?
  10. Отгадывание кроссвордов, ребусов.

Таким образом, последовательно и тщательно работая над фонематическим восприятием детей ‒ логопатов, мы помогаем ребенку преодолеть речевые нарушения. Тем самым обеспечиваем полноценное, всестороннее его развитие, обеспечиваем формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной зависимостью речи и мышления и ограниченных социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Тем самым мы обеспечиваем создание основного фундамента развития ребенка ‒ формирование базовой культуры его личности.

«Система развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.»

В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.

Для того, чтобы преодолеть имеющийся дефект речи у ребенка, необходимо ориентироваться на узловое образование, другими словами, основную причину, от которой зависит протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Многие исследователи, такие как Левина Р.Е., Боскис Р.М., Никашина Г.А., изучавшие общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста, утверждают, что узловым образованием ОНР является несформированность фонематического слуха. Следовательно, у детей с ОНР возникают трудности при овладении звуковым анализом и синтезом слов, что влечет за собой разные виды отклонений, которые проявляются в дислексии и дисграфии. Дальше у таких детей возникают трудности при обучении в школе, поэтому данная проблема является значимой и актуальной.

Рассматривая проблему значения развития фонематического слуха у детей с ОНР необходимо раскрыть понятие фонематического слуха.

Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию и правильно понимать смысл сказанного. При работе над развитием фонематического слуха должна соблюдаться поэтапность применения упражнений. Дети с ОНР обучаются в логопедических группах ДОУ, в которых мы систематически проводим коррекционные занятия. Одним из направлений работы является развитие фонематического слуха. В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности. Наиболее легко определять их на материале неречевых звуков. Поэтому мы в своей работе начинаем развивать фонематический слух и, соответственно, речь детей с неречевых звуков.

«Шумящие мешочки»

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, камушки, пуговицы. Он должен угадать по звуку, что внутри.

«Вошебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

«Слушай звуки»

Взрослый, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по барабану,(пищит игрушкой, мнет бумагу, стучит по столу и т.д.). Ребенок должен отреагировать на услышанный звук хлопком.

Различение звуков по тембру, силе, высоте.

«Три медведя»

Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова, Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

«Громко –тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Выделение звука среди других звуков.

«Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает.

«Кто это»

Комарик пищит «ззз», водичка льется «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый издает звук, а ребенок отгадывает, кто его издает или показывает на соответствующую картинку.

Различение слогов.

«Похлопаем»

Произносятся слоги, среди которых есть заданный звук. Ребенок хлопает на тот слог, в котором имеется заданный слог.

«Услышишь лишнее –подними руку»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен поднять руку, если услышит другой звук.

Выделение звука в словах.

Далее произносятся слова, среди которых – слова с отрабатываемым звуком. Ребенок поднимает фишку на нужное слово. Можно назвать несколько слов, а ребенок повторит только те, в которых есть заданный звук. Дети называют с нужным звуком слова из связного текста.

Затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. Для этого можно предложить ребенку ряд картинок с изображением предметов. Ребенок должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать из них те, которые содержат изучаемый звук.

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Далее работа ведется над формированием умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. Гласные лучше всего выделять из начала слова под ударением, а согласные, когда они стоят в конце слова (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед гласными. В этих позициях согласные звуки легче различаются, отделяются от других звуков.

Тренируясь в выделении звуков, ребенок должен усвоить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах.

Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то в начале можно дать ему готовую наглядную схему звукового состава этих слов. На основе схемы ребенок устанавливает порядок слов в словах и определяет, какое место в словах занимает изучаемый звук. Далее постепенно нужно перейти к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного проговаривания в словах. И. наконец, звуковой анализ в уме, про себя.

В результате разнообразных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие фонематического слуха у детей с ОНР имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, что в свою очередь будет способствовать успешному обучению детей в школе и, несомненно повлечет за собой всестороннее развитие личности ребенка.

Литература:

    Волкова, Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. – М.: Просвещение,1989

    Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников/ Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб.,1989

    Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И.Селиверстов. – М.:ВЛАДОС,1994

Введение…………………………………………………………………………..3

Часть 1. Понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»……………………………………………………………………....4

фонематического слуха у детей…………………………………………….....5

Часть 3. Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха…...................................................................................7

Заключение…………………………………………………………………..….11

Список использованных источников………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического слуха.

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается неполноценность развития слухового внимания: неустойчивость, быстрая истощаемость, трудности включения, переключения и распределения внимания; нарушение произвольного внимания: дети не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно искажённое восприятие чужой и своей речи. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У многих из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов.

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Часть 1. Понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»

В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и

выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

Искусственный звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь.

Даниил Борисович Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие».

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем;
  • различать слова, отличающиеся только одной фонемой.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Часть 2. Направления логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей

При общем недоразвитии речи одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребенок должен уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух.

Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В-третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия. В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия Н.А. Чевелева условно разделяет на шесть этапов.

1 этап – узнавание неречевых звуков. Цели: 1) развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки;

2) развитие слухового внимания и слуховой памяти.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Цель: 1) учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. Цель: 1) учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов. Цель: 1) учить детей различать слоги.

5 этап – дифференциация фонем. Цель: 1) учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Цели: 1) формирование у детей навыков элементарного звукового анализа;

2) формирование у детей навыков слогового анализа.

Часть 3. Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха

1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

Игра «Покажи, что звучит» .

Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

Игра «Самый внимательный».

По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки - удерживать руки впереди, а на звук шарманки - развести их в стороны.

2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо - далеко, громко - близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

Игра «Близко - далеко».

Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

Игра «Коробочки гремят».

Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

Игра «Покажи звук».

Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой - длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» - «низкий» звук, «звучит высоко» - «звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.

Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:

  • последовательных однородных сигналов;
  • последовательных контрастных сигналов;
  • предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;
  • предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Сначала используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем - аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

Игра «Один - два».

Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала - два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

Игра «Иди за звуком».

Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей - в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.

3 этап. Игры, способствующие умению различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра "Правильно - неправильно".

Логопед показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: « Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон – факом - вагом». Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Игра «Исправь ошибки».

Логопед предлагает детям найти ошибки и исправить их.

Можно использовать двустишия со словами - паронимами.

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

4 этап. Дифференциация слогов .

Игра «Короткие и длинные слова».

Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на ), отхлопывая слоги.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

5 этап. Дифференциация фонем.

На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

Игра "Угадай-ка". Логопед раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков (по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о,ы,э, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия.

Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопроизношению и по обучению грамоте, некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники с общим недоразвитием речи научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Логопедия. Учебник под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2008.

2.Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003.

3.Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис», 2005.

4.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии», М.: «Просвещение», 1989.

5.Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997.

6.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003.

7.Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб: « ДИТГИЗ»,2008.


Разделы: Логопедия

Провожая ребенка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно. От детей, поступающих в первый класс, требуется не только сформированость знаний, умений и навыков, но и способность к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.

Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточная сформированность ФС. Это проявляется в специфических ошибках на письме.

По мнению исследователей речевого слуха детей Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, H.X. Швач, Л.В. Нейман при нормальном речевом развитии к началу третьего года жизни, ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. А исследователи детской речи А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюхов, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что уже к двум годам дети различают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения. Но для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Итак, фонематический слух (Фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребенок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка, благодаря этому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.

Основную массу логопедических групп, составляют дети с общим недоразвитием речи. У детей данной категории полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем.

В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от их нормально говорящих сверстников не только показателями речевого развития, но и специфическими отклонениями других высших психических функций (наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи). Кроме того, дети данной категории нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым, относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр.

Поэтому традиционные дидактические игры, упражнения с предметными картинками по развитию фонематического слуха, оказались сложны и малоинтересны для детей данной категории. Зная, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка-дошкольника является игра, я решила попробовать использовать другие виды игр, а в частности театрализованные, для развития фонематического слуха.

Кроме того, было замечено, что театрализованная игра: с одной стороны помогает корригировать различные аспекты речевой деятельности, а с другой – оказывает ненавязчивое воспитательное воздействие. Она может помочь малышу в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и пр.

По выражению известного психолога С.Л. Рубинштейна «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребёнка».

Наблюдая за играющим ребёнком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень развития мышления и речи.

Многими психологами и педагогами подмечено, что дети, умеющие играть, могут перевоплощаться, импровизировать, легче переносят стрессы, им проще вставать на точку зрения другого человека, понимать окружающих, сопереживать им. В свою очередь названные качества, если их развивать, позволяют устанавливать бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

Поэтому, учитывая все выше сказанное, использую на логопедических занятиях элементы театрализованных игр для развития фонематического восприятия.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха, в которые я внесла элементы театрализованной деятельности.

«Домашний оркестр»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать звуки, производимые предметами. Узнавать и называть звучащие предметы.

Оборудование: ширма, предметы: ложки, металлическая и деревянная (оформленные в виде куколок, солнышко (бумажная тарелка), пузырек (стеклянная баночка с ротиком, глазками и волосиками), шуршик (мешочек набитый шуршащим материалом), колобок (круглая, железная баночка из-под леденцов).

Ход: Ребята, к нам в гости пришли разные предметы. Посмотрите, узнаете ли вы их?
Они очень любят играть друг с другом, а когда они играют, то издают разные звуки. Говорит ложка тарелке: «Привет, тарелка, давай с тобой играть?» «Давай» – ответила тарелка. Взрослый показывает, какие звуки издают предметы. Затем предметы «играют» за ширмой, а дети угадывают, кто с кем играет.

«Шумящие куклы»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать неречевые шумы, выделять одинаковые по звучанию.

Оборудование: куклы, с туловищем от бутылок из-под детского йогурта «Растишка». Внутрь насыпать разные виды круп: манку, гречку, горох и т.д.

Ход: Я приглашаю вас, ребята, в гости к куклам. Посмотрите на них, потрогайте. Найди такую – же, по звуку, который издает каждый из них. Или найди куклу, которая танцевала, пока ты сидел с закрытыми глазами. В конце вместе с детьми придумать сказку. Либо организовать пересказ уже знакомой.

«Мамы и детки»

Цель: Дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

Оборудование: Большие и маленькие музыкальные инструменты, колокольчики, ширма.

Ход: Это семья колокольчиков. Но, несмотря на то, что это все колокольчики они звучат по-разному. Послушайте как поет папа (большой колокольчик)… мама (средний колокольчик)…ребенок (маленький колокольчик), а теперь они будут петь в домике, а ты угадай кто из них поет свою песенку. Аналогично с другими музыкальными инструментами.

«Путаница»

Цель: научить различать и запоминать последовательность звучания разных музыкальных игрушек.

Оборудование: картинки смешариков с музыкальными инструментами, такие же инструменты за ширмой. У детей маски или игрушки смешариков, ширма.

Ход: Посмотри на картину, у каждого смешарика свой инструмент. Послушайте, кто за кем играет, и встаньте в той же последовательности.

Игра-драматизация сказки «Три медведя»

Цель: дифференцировать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру.

Оборудование: герои сказки, декорации.

Ход: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

– Кто спал в моей постели?
– Кто сидел на моем стуле?
– Кто ел из моей чашки?
– Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей.
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. Для различения слов близких по звуковому составу можно использовать теневой театр.

Теневой театр

Цель:

Оборудование: экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними.

Ход: Называть и показывать объекты, затем выделить лишний.

Ком – ком – кот – ком; будка – будка – буква – будка; Утенок – утенок – котенок; дудка – дудка – будка – дудка.

Теневой театр можно использовать при проведении игр по дифференциации фонем. На экране появляются несколько силуэтов. Ребенка просят определить первый звук в словах. Угадай, чья это тень и назови звуки по порядку. Какой звук ты слышишь в середине слов.

Пальчиковый театр

Цель: различать слова, близкие по звуковому составу.

Оборудование: предметные картинки с липучками, перчатка.

Ход: Перчатка надета на руку ребенка. Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов – картинок, близких по звучанию, нужное. Взрослый приклеивает картинку на один из пальчиков. Затем из получившихся слов, при-думывается и разыгрывается сказка. (Слова для подстановки: ком, гном, дом, сом)
Я тебе задачу дам, все расставить по местам: Что скатали мы зимой?... Что построим мы с тобой?...На крючок в реке попал?...Может все, хоть ростом мал? …

Вариант сказки. Однажды жил веселый гном. Он построил дом. Летом он любил ходить на рыбалку и однажды ему попался сом. А зимой из снега он слепил ком.

Повторение слоговых рядов для детей всегда скучное и неинтересное занятие. Что бы вызвать интерес к данному виду работы хотелось бы порекомендовать смастерить костюм инопланетянина.

«Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

«Звуковик и его стихи»

Цель: дифференциация фонем. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: Звуковик или любая другая игрушка.

Ход: Звуковик написал стихи, но, кажется, пропустил некоторые звуки, помогите ему, ребята, исправьте ошибки.

В зоопарке живет с…он, словно дом огромен он (слон).
Маша кукле шар… вязала, ей Наташа помогала (шарф).
Нам темно, мы просим папу нам включить поярче ла…пу (лампу).
Решил незнайка попробовать написать новые стихи, но опять что-то не так.
Скажите, какое слово он написал неверно, назовите лишний звук.
В нашем доме у окошка сидят серенькие крошки (кошки)
Вова спит и видит слон, что летит в ракете он(сон)

«Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Надеюсь, предложенная форма работы с детьми, позволит максимально разнообразить учебную деятельность, заинтересует детей и позволит решить поставленные задачи по формированию фонематического слуха.

Статьи по теме