Кавказская война (кратко). Почему Кавказская война стала самой долгой в истории России Итоги и значение кавказской войны

Кавказская война

Предпосылки Кавказской войны

Война Российской империи против мусульманских народов Северного Кавказа была с целью присоединения этого региона. В результате русско-турецких (в 1812) и русско-иранских (в 1813) войн Северный Кавказ оказался окружен российской территорией. Однако эффективного контроля над ним императорскому правительству не удавалось установить в течение многих десятилетий. Горские народы Чечни и Дагестана издавна жили в значительной мере за счет набегов на окрестные равнинные территории, в том числе на русские казачьи поселения и солдатские гарнизоны. Когда набеги горцев на русские селения стали невыносимыми, русские ответили репрессиями. После ряда карательных операций, в ходе которых русские войска беспощадно сжигали "провинившиеся" аулы, император в 1813 году повелел генералу Ртищеву снова изменить тактику, "стараться водворять спокойствие на Кавказской линии дружелюбием и снисходительностью".

Однако особенности менталитета горцев препятствовали мирному урегулированию ситуации. Миролюбие было расценено как слабость, и набеги на русских только усилились. В 1819 году почти все владетели Дагестана объединились в союз для борьбы против русских. В связи с этим политика царского правительства перешла к установлению прямого правления. В лице генерала А.П. Ермолова российское правительство нашло верного человека для воплощения этих идей: генерал придерживался твердого убеждения, что весь Кавказ должен стать частью Российской империи.


Кавказская война 1817-1864 гг.

Кавказская война 1817-64, военные действия, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа царской Россией. После присоединения Грузии (1801 10) и Азербайджана (1803 13) их территории оказались отделенными от России землями Чечни, Горного Дагестана (хотя юридически Дагестан был присоединён в 1813) и Северо-Западного Кавказа, населёнными воинственными горскими народностями, которые совершали набеги на Кавказскую укрепленную линию, мешали сношениям с Закавказьем. После окончания войн с наполеоновской Францией царизм смог активизировать боевые действия в этом районе. Назначенный в 1816 главнокомандующим на Кавказе генерал А.П. Ермолов перешёл от отдельных карательных экспедиций к планомерному продвижению в глубь Чечни и Горного Дагестана путём окружения горных районов сплошным кольцом укреплений с прорубкой просек в труднопроходимых лесах, прокладкой дорог и разрушением "непокорных" аулов. Это вынуждало население либо переселяться на плоскость (равнину) под надзор русских гарнизонов, либо уходить в глубину гор. Начался первый период Кавказской войны с приказом от 12 мая 1818 года генерала Ермолова перейти Терек. Ермоловым был составлен план наступательных действий во главе угла которого была широкая колонизация края казаками и образование "прослоек" между враждебными племенами путем переселения туда преданных племен. В 1817 18гг. левый фланг Кавказской линии был перенесён с Терека на р. Сунжа в среднем течении которой было в октябре 1817г. заложено укрепление Преградный Стан, что явилось первым шагом планомерного продвижения в глубь территорий горских народов и фактически положило начало К. В. В 1818г. в низовьях Сунжи была основана крепость Грозная. Продолжением Сунженской линии явились крепости Внезапная (1819) и Бурная (1821). В 1819 Отдельный Грузинский корпус был переименован в Отдельный Кавказский корпус и усилен до 50 тыс. чел.; Ермолову было также подчинено Черноморское казачье войско (до 40 тыс. чел.) на Северо-Западном Кавказе. В 1818г. ряд Дагестанских феодалов и племён объединились и в 1819г. начали поход на Сунженскую линию. Но в 1819 21гг. они потерпели ряд поражений, после чего владения этих феодалов были либо переданы вассалам России с подчинением русским комендантам (земли хана казикумухского хану кюринскому, хана аварского шамхалу тарковскому), либо стали зависимыми от России (земли уцмия каракайтагского), либо ликвидированы с введением русского управления (ханство Мехтулинское, а также азербайджанского ханства Шекинское, Ширванское и Карабахское). В 1822 26гг. был проведён ряд карательных экспедиций против черкесов в Закубанье.


Результатом действий Ермолова было подчинение почти всего Дагестана, Чечни и Закубанья. Сменивший в марте 1827 Ермолова генерал И.Ф. Паскевич отказался от планомерного продвижения с закреплением занятых территорий и вернулся в основном к тактике отдельных карательных экспедиций, хотя при нём и была создана Лезгинская линия (1830). В 1828 в связи со строительством Военно-сухумской дороги была присоединена Карачаевская область. Расширение колонизации Северного Кавказа и жестокость завоевательной политики русского царизма вызвали стихийные массовые выступления горцев. Первое из них произошло в Чечне в июле1825 г.: горцы во главе с Бей-Булатом овладели постом Амираджиюрт, но их попытки взять Герзель и Грозную потерпели неудачу, и в 1826г. восстание было подавлено. В конце 20-х гг. в Чечне и Дагестане возникло движение горцев под религиозной оболочкой мюридизма, составной частью которого был газават (Джихад) "священная война" против "неверных" (т. е. русских). В этом движении освободительная борьба против колониальной экспансии царизма сочеталась с выступлением против гнёта местных феодалов. Реакционной стороной движения являлась борьба верхушки мусульманского духовенства за создание феодально-теократического государства имамата. Это изолировало сторонников мюридизма от др. народов, разжигало фанатическую ненависть к немусульманам, а главное, консервировало отсталые феодальные формы общественного устройства. Движение горцев под флагом мюридизма явилось толчком к расширению масштабов К.В., хотя к этому движению не примкнули некоторые народы Северного Кавказа и Дагестана (например, кумыки, осетины, ингуши, кабардинцы и др.). Объяснялось это, во-первых, тем, что некоторых из этих народов не мог увлечь лозунг мюридизма в силу их христианизации (часть осетин) или слабого развития мусульманства (например, кабардинцы); во-вторых, проводившейся царизмом политикой "кнута и пряника", с помощью которой ему удалось привлечь на свою сторону часть феодалов и их подданных. Эти народы не выступили против русского господства, но их положение было тяжёлым: они находились под двойным гнётом царизма и местных феодалов.


Второй период Кавказской войны - представляют собой кровавую и грозную пору мюридизма. В начале 1829 года в Тарковское Шанхальство (государство на территории Дагестана в конце 15 - начале 19 века) прибыл Кази-Мулла (или Гази-Магомед) со своими проповедями, при этом получив от шамхала полную свободу действий. Собрав соратников, он начал обходить аул за аулом призывая "грешников встать на праведный путь, наставить заблудших и сокрушить преступное начальство аулов." Гази-Магомед (Кази-мулла), провозглашенный имамом в декабре 1828г. и выдвинувший идею объединения народов Чечни и Дагестана. Но некоторые феодалы (хан аварский, шамхал тарковский и др.), которые придерживались русской ориентации, отказались признать власть имама. Попытка Гази-Магомеда захватить в феврале 1830г. столицу Аварии Хунзах успеха не имела, хотя и экспедиция царских войск в 1830г. в Гимры провалилась и привела лишь к усилению влияния имама. В 1831г. мюриды взяли Тарки и Кизляр, осадили Бурную и Внезапную; их отряды действовали также в Чечне, под Владикавказом и Грозном, а при поддержке восставших табасаранов осадили Дербент. Под властью имама оказались значительные территории (Чечня и большая часть Дагестана). Однако с конца 1831г. восстание пошло на убыль ввиду отхода от мюридов крестьянства, недовольного тем, что имам не выполнил своего обещания ликвидировать сословное неравенство. В результате крупных экспедиций русских войск в Чечне, предпринятых назначенным в сентябре 1831г. главнокомандующим на Кавказе генералом Г.В. Розеном, отряды Гази-Магомеда были оттеснены в Горный Дагестан. Имам с горстью мюридов укрылся в Гимрах, где и погиб 17 октября 1832г. при взятии аула русскими войсками. Вторым имамом был провозглашен Гамзат-бек, военные успехи которого привлекли на его сторону почти все народы Горного Дагестана, в том числе часть аварцев; однако правительница Аварии ханша Паху-бике отказалась выступить против России. В августе 1834г. Гамзат-бек захватил Хунзах и истребил семью аварских ханов, но в результате заговора их сторонников был убит 19 сентября 1834 г. В этом же году русские войска с целью пресечь сношения черкесов с Турцией провели экспедицию в Закубанье и заложили укрепления Абинское и Николаевское.


Третьим имамом в 1834 был провозглашен Шамиль. Русское командование направило против него крупный отряд, который уничтожил аул Гоцатль (главную резиденцию мюридов) и вынудил войска Шамиля отступить из Аварии. Полагая, что движение в основном подавлено, Розен в течение 2 лет не вёл активных действий. За это время Шамиль, избрав своей базой аул Ахульго, подчинил себе часть старейшин и феодалов Чечни и Дагестана, жестоко расправляясь с теми феодалами, которые не желали ему подчиняться, и завоевал широкую поддержку среди народных масс. В 1837г. отряд генерала К. К. Фези занял Хунзах, Унцукуль и часть аула Тилитль, куда отошли отряды Шамиля, но из-за больших потерь и недостатка продовольствия царские войска оказались в тяжёлом положении, и 3 июля 1837г. Фези заключил с Шамилем перемирие. Это перемирие и отход царских войск явились фактически их поражением и укрепили авторитет Шамиля. На Северо-Западном Кавказе русские войска в 1837г. заложили укрепления Св. Духа, Новотроицкое, Михайловское. В марте 1838г. Розен был заменен генералом Е. А. Головиным, при котором на Северо-Западном Кавказе в 1838г. были созданы укрепления Навагинское, Вельяминовское, Тенгинское и Новороссийское. Перемирие с Шамилем оказалось временным, и в 1839г. военные действия возобновились. Отряд генерала П.Х. Граббе после 80-дневной осады 22 августа 1839г. овладел резиденцией Шамиля Ахульго; раненый Шамиль с мюридами прорвался в Чечню. На Черноморском побережье в 1839г. были заложены укрепления Головинское, Лазаревское и создана Черноморская береговая линия от устья р. Кубань до границ Мегрелии; в 1840г. создана Лабинская линия, но вскоре царские войска потерпели ряд крупных поражений: восставшие черкесы в феврале апреле 1840г. захватили укрепления Черноморской береговой линии (Лазаревское, Вельяминовское, Михайловское, Николаевское). На Восточном Кавказе попытка русской администрации разоружить чеченцев вызвала восстание, охватившее всю Чечню, а затем перекинувшееся в Горный Дагестан. После упорных боев в районе Гехинского леса и на р. Валерик (11 июля 1840 г.) русские войска заняли Чечню, Чеченцы ушли в войска Шамиля, действовавшие в Северо-Западном Дагестане. В 1840 43гг., несмотря на усиление Кавказского корпуса пехотной дивизией, Шамиль одержал ряд крупных побед, занял Аварию и утвердил свою власть в значительной части Дагестана, расширив территорию имамата более чем вдвое и доведя численность своих войск до 20 тыс. чел. В октябре 1842г. Головин был заменен генералом А.И. Нейгардтом и на Кавказ было переброшено ещё 2 пехотные дивизии, что позволило несколько оттеснить войска Шамиля. Но затем Шамиль, вновь захватив инициативу, занял 8 ноября 1843 г. Гергебиль и вынудил русские войска покинуть Аварию. В декабре 1844 г. Нейгардта сменил генерала М.С. Воронцов, который в 1845г. захватил и разрушил резиденцию Шамиля аул Дарго. Однако горцы окружили отряд Воронцова, которому с трудом удалось спастись, потеряв 1/3 состава, все орудия и обоз. В 1846 г. Воронцов вернулся к ермоловской тактике покорения Кавказа. Попытки Шамиля сорвать наступление противника успеха не имели (в 1846 г. неудача прорыва в Кабарду, в 1848г. падение Гергебиля, в 1849г. неудача штурма Темир-Хан-Шуры и прорыва в Кахети); в 1849-52 гг. Шамилю удалось занять Казикумух, но к весне 1853г. его отряды были окончательно вытеснены из Чечни в Горный Дагестан, где положение горцев также стало тяжёлым. На Северо-Западном Кавказе в 1850 г. была создана Урупская линия, а в 1851 подавлено восстание черкесских племён во главе с наместником Шамиля Мухаммед-Эмином. Накануне Крымской войны 1853-56 г. Шамиль в расчёте на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия и в августе 1853г. пытался прорвать Лезгинскую линию у Закаталы, но потерпел неудачу. В ноябре 1853 г. турецкие войска были разбиты при Башкадыкларе, а попытки черкесов захватить Черноморскую и Лабинскую линии отражены. Летом 1854 г. турецкие войска перешли в наступление на Тифлис; одновременно отряды Шамиля, прорвав Лезгинскую линию, вторглись в Кахети, захватили Цинандали, но были задержаны грузинским ополчением, а затем разбиты русскими войсками. Разгром в 1854-55гг. турецкой армии окончательно рассеял надежды Шамиля на помощь извне. К этому времени углубился начавшийся ещё в конце 40-х гг. внутренний кризис имамата. Фактическое превращение наместников Шамиля наибов в корыстолюбивых феодалов, своим жестоким правлением вызывавших возмущение горцев, обострило социальные противоречия, и крестьяне начали постепенно отходить от движения Шамиля (в 1858г. в Чечне в районе Ведено даже вспыхнуло восстание против власти Шамиля). Ослаблению имамата способствовали также разорение и большие людские потери в длительной неравной борьбе в условиях нехватки боеприпасов и продовольствия. Заключение Парижского мирного договора 1856г. позволило царизму сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тыс. чел.). Новые главнокомандующие генерал Н.Н. Муравьев (1854 56) и генерал А.И. Барятинский (1856 60) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата с прочным закреплением занятых территорий. В апреле 1859 г. пала резиденция Шамиля аул Ведено. Шамиль с 400 мюридами бежал в аул Гуниб. В результате концентрических движения трёх отрядов русских войск Гуниб был окружен и 25 августа 1859г. взят штурмом; почти все мюриды погибли в бою, и Шамиль был вынужден сдаться в плен. На Северо-Западном Кавказе разобщённость черкесских и абхазских племён облегчала действия царского командования, которое отбирало у горцев плодородные земли и передавало их казакам и русским переселенцам, осуществляя массовое выселение горских народов. В ноябре 1859г. капитулировали основные силы черкесов (до 2 тыс. чел.) во главе с Мухаммед-Эмином. Земли черкесов перерезала Белореченская линия с крепостью Майкоп. В 1859 61гг. проводилось устройство просек, дорог и заселение захваченных у горцев земель. В середине 1862г. сопротивление колонизаторам усилилось. Для занятия оставшейся у горцев территории с населением около 200 тыс. чел. в 1862 было сосредоточено до 60 тыс. солдат под командованием генерала Н.И. Евдокимова, которые начали продвижение вдоль побережья и в глубь гор. В 1863 царские войска заняли территорию между рр. Белая и Пшиш, а к середине апреля 1864 всё побережье до Навагинского и территорию до р. Лаба (по северному склону Кавказского хребта). Не покорились лишь горцы общества ахчипсу и небольшое племя хакучей в долине р. Мзымта. Оттеснённые к морю или загнанные в горы черкесы и абхазцы были вынуждены либо переселяться на равнину, либо, под влиянием мусульманского духовенства, эмигрировать в Турцию. Неподготовленность турецкого правительства к приёму, размещению и питанию массы людей (до 500 тыс. чел.), произвол и насилия местных турецких властей и тяжёлые условия жизни вызвали большую смертность среди переселенцев, незначительная часть которых снова вернулась на Кавказ. К 1864 было введено русское управление в Абхазии, а 21 мая 1864 царские войска заняли последний очаг сопротивления черкесского племени убыхов урочище Кбааду (ныне Красная Поляна). Этот день считается датой окончания К.В., хотя фактически военные действия продолжались до конца 1864, а в 60 70-х гг. в Чечне и Дагестане имели место антиколониальные восстания.

Кавказская война (кратко)

Краткое описание Кавказской войны (с таблицами):

Кавказской войной историками принято называть продолжительный период военных действий Северокавказского имамата и Российской империи. Данное противостояние велось за полное подчинение всех горных территорий Северного Кавказа, и было одним из самых ожесточённых в девятнадцатом веке. Период войны охватывает время с 1817 по 1864 год.

Тесные политические отношения народов Кавказа и России начались сразу же после распада Грузии в пятнадцатом веке. Ведь начиная с шестнадцатого века многие государства Кавказского хребта были вынуждены просить защиты у России.

В качестве главной причины войны историки выделяют тот факт, что Грузия, являлась единственной христианской державой, которая регулярно подвергалась нападениям со стороны расположенных рядом мусульманских стран. Не один раз грузинские правители просили российского покровительства. Так, в 1801 году Грузия была формально включена в состав России, но была полностью изолирована от Российской империи соседними странами. В данном случае появилась острая необходимость формирования целостности российской территории. Это могло быть реализовано лишь при условии подчинения иных народностей Северного Кавказа.

Такие кавказские государства как Осетия и Кабарда вошли в состав России практически добровольно. А вот остальные (Дагестан, Чечня и Адыгея), оказывали ожесточённое сопротивление, категорически отказываясь подчиниться империи.

В 1817 году был начат главный этап покорения Кавказа русскими войсками под командованием генерала А. Ермолова. Интересно, что именно после назначения Ермолова командующим армии и начинается Кавказская война. В прошлом же, русская власть довольно мягко относилась к народам Северного Кавказа.

Основной сложностью ведения военных действий в данный период являлось то, что в то же время России приходится участвовать в русско-иранской и русско-турецкой войне.

Второй период Кавказской войны связан с появлением в Дагестане и Чечне общего лидера – имама Шамиля. Он смог объединить разрозненные недовольные империей народы и начать против России освободительную войну. Шамилю удалось довольно быстро сформировать мощную армию и вести с ней более тридцати лет успешные военные действия против России.

После ряда неудач в 1859 году Шамиль был взят в плен, после чего сослан вместе со своей семьёй в Калужскую область на поселение. С его отстранением от военных дел России удалось одержать массу побед, и к 1864 году вся территория Северного Кавказа стала частью империи.

Кавказская война (1817 - 1864) - длительные военные действия Российской империи на Кавказе, закончившиеся присоединением этого региона к России.

С этого конфликта начинаются непростые взаимоотношения русских людей и кавказцев, которые не прекращаются до настоящего времени.

Название «Кавказская война» было введено Р. А. Фадеевым - военным историком и публицистом, современником данного события, в 1860 году.

Однако и до Фадеева, и после него дореволюционные и советские авторы предпочитали использовать термин «кавказские войны империи», что было более правильным - события на Кавказе представляют собой целый ряд войн, противниками России в которых были разные народы и группировки.

Причины Кавказской войны

  • В начале XIX века (1800-1804) грузинское Картли-Кахетинское царство и несколько азербайджанских ханств вошли в состав Российской империи; но между этими регионами и остальной Россией находились земли независимых племён, которые осуществляли набеги на территорию империи.
  • В Чечне и Дагестане появилось сильное мусульманское теократическое государство - Имамат, возглавляемый Шамилем. Дагестанско-чеченский Имамат мог стать серьёзным противником России, особенно если бы получил поддержку таких держав, как Османская империя.
  • Не стоит исключать и имперские амбиции России, желавшей распространять своё влияние на востоке. Независимые горцы были тому помехой. Этот аспект некоторые историки, а также кавказские сепаратисты считают основной причиной войны.

Русские были знакомы с Кавказом и раньше. Ещё во время распада Грузии на несколько царств и княжеств - в середине XV века - некоторые правители этих царств просили помощи у русских князей и царей. А , как известно, взял в жёны Кученей (Марию) Темрюковну Идарову, дочь кабардинского князя.


Из крупных кавказских походов XVI века известен поход Черемисова в Дагестан. Как видим, действия России в отношении Кавказа не всегда были захватническими. Удалось найти даже по-настоящему дружественное кавказское государство - Грузию, с которой Россию объединяла, конечно же, общность религии: Грузия является одной из самых древних христианских (православных) стран в мире.

Достаточно дружественными оказались и земли Азербайджана. Со второй половины XIX века Азербайджан и вовсе захлестнула волна европеизации, связанная с нахождением богатых запасов нефти: постоянными гостями в Баку стали русские, англичане и американцы, культуру которых местные жители охотно перенимали.

Итоги Кавказской войны

Какими бы суровыми ни были сражения с кавказцами и другими близкими народами (османами, персами), Россия добилась своей цели - подчинила себе Северный Кавказ. На отношения с местными народностями это повлияло по-разному. С некоторыми удалось договориться, вернув им отобранные пахотные земли в обмен на прекращение военных действий. Другие же, как чеченцы и многие дагестанцы, затаили злобу на русских и на протяжении всей последующей истории предпринимали попытки добиться независимости - опять-таки силовым путём.


В 1990-х годах чеченские ваххабиты использовали Кавказскую войну как аргумент в войне с Россией. Значение присоединения Кавказа к России также оценивается неодинаково. В патриотической среде господствует идея, высказанная современным историком А. С. Орловым, согласно которой Кавказ вошёл в состав Российской империи не как колония, а как область, равноправная с другими регионами страны.

Однако более независимые исследователи, и не только представители кавказской интеллигенции, говорят об оккупации. Россия захватила территории, которые горцы много столетий считали своими, и принялась навязывать на них свои порядки и свою культуру. С другой стороны, «независимые» территории, населённые малокультурными и бедными племенами, исповедовавшими ислам, могли в любой момент получить поддержку от крупных мусульманских держав и стать значительной агрессивной силой; более чем вероятно, что они стали бы колониями Османской империи, Персии или какого-нибудь другого восточного государства.


А поскольку Кавказ является приграничной территорией, отсюда исламским боевикам очень удобно было бы напасть на Россию. Надев на непокорный и воинственный Кавказ «ярмо», Российская империя не отобрала у них религию, культуру и традиционный уклад; больше того, способные и талантливые кавказцы получили возможность обучаться в российских университетах и впоследствии составили основу национальной интеллигенции.

Так, отец и сын Ермоловы воспитали первого профессионального чеченского художника - Петра Захарова-Чеченца. А. П. Ермолов во время войны, находясь в разрушенном чеченском ауле, увидел на дороге мёртвую женщину и едва живого ребёнка на её груди; это и был будущий живописец. Ермолов приказал армейским врачам спасти ребёнка, после чего передал его на воспитание казаку Захару Недоносову. Однако фактом является и то, что огромное количество кавказцев во время войны и после неё эмигрировали в Османскую империю и страны Ближнего Востока, где образовали значительные диаспоры. Они считали, что русские отобрали у них родину.


Из всех более или менее значимых сюжетов в исследовании событий Кавказской войны наибольшую освещенность получили только ее трагические последствия. Они представлены в виде обычных рассуждений о покорении Кавказа, реакционных происках царизма, геноциде и угнетении горцев, выставляющих в одностороннем, неприглядном для России свете. Отображение же итогов только со стороны победителей или побежденных и умолчания не отвечает заповедям объективности.

Необходимо остановиться на некоторых итогах Кавказской войны, на которые раньше не обращали внимания исследователи. Следует заранее отметить, что факты, подтверждающие бесперспективность борьбы части горцев против России в ходе Кавказской войны в действительности существуют.

По одному из откровений самого Шамиля, «эту войну можно было кончить раньше», еще в 1838 году. Именно тогда он хотел изъявить покорность России и прекратить враждебные действия против нее, но, к сожалению, не встретил понимания, столкнулся с обвинениями «измены шариату» и угрозами убить, и был вынужден подчиниться данной когда-то клятве. По его же признанию в войне с Россией он потерял свой народ. Незадолго до сдачи в плен уже почти все население, когда-то подвластное имаму, изъявило покорность ей и, вопреки мюридам, и благосклонно встречало русские войска и их главнокомандующего князя А. И. Барятинского.

В соответствии со сложившимися в исторической науке стереотипами обстоятельства сдачи в плен выглядят иначе. Современный видный кавказовед В. Г. Гаджиев описывает их следующим образом: «После окончания крымской войны самодержавие значительную часть своей армии… перебросило на Северо-Восточный Кавказ. И эта намного превосходившая числом горские народы армия, окружив плотным кольцом имама, принудила Шамиля сложить оружие и сдаться на милость победителей». Как видно, автор считает возможным не принимать во внимание фактор прекращения поддержки со стороны населения, хотя в воспоминаниях, точно переданных в записях М. Н. Чичаговой, сам Шамиль называет его в качестве определяющего при принятии решения.

Что же касается взаимоувязки окончания противостояния части горцев на Северо-Восточном Кавказе с Крымской войной, то во внимание должны приниматься и негативные изменения в геополитической ситуации в регионе, напрямую вызванные этим поражением. В одном из писем из Стамбула 15 ноября 1858 года П. А. Чихачев сообщал о том, что после того как Россия лишилась флота на Черном море, «…Турция открыто покровительствует гнусной торговле рабами». О массовой распродаже невольников, в числе которых было не мало и русских подданных, уведомлял неоднократно в 1860 году консул А. Н. Мошнин. После подписания Парижского мирного договора цены на рабов резко стали снижаться, что свидетельствует о том, что борьбу с этим позорным промыслом вела только Россия, тогда как в нем наряду с Турками принимали участие англичане, французы и другие представители европейских держав.

Противодействие этому со стороны России предпринималось и в тот период, когда ее называли не иначе как «жандарм Европы». Но размах работорговли был таким, что меры давали лишь частичные результаты. С введением же повсеместного русского управления на Кавказе после его полного включения в состав империи торговля живым товаром в крае полностью прекратилась.

В статье, написанной в 1859 году незадолго до окончания войны на Северо-Восточном Кавказе, Н. А. Добролюбов происходившее объяснял так: «Шамиль давно уже не был для горцев представителем свободы и национальности. Оттого то и находилось столько людей, способных изменить ему…» Вместе с тем находившиеся под властью Шамиля видели, как отмечает Н. А. Добролюбов в заключение, что «…жизнь мирных селений… под покровительством русских, гораздо спокойнее и обильнее…». Это и заставило их делать соответствующий выбор, « с надеждою на мир и удобства быта».

По горячим следам событий участники даже со стороны непокорных горцев замечали то, что впоследствии было предано забвению: Кавказ покорился не только силе оружия, но и силе нравственного авторитета России. Были, конечно, и обоюдные разрушения в ходе боевых действий, но жесткие меры предпринимались лишь после того, как «…самая крайность к тому понудила».

Наказаниям по распоряжению А. П. Ермолова подвергались только изменники и те, кто занимался грабежами, совершая набеги на русское и туземное население, принявшее подданство империи. Генерал считал, что строгость способна предупредить много преступлений, а меры экономической блокады заставят, не проливая крови, переменить «разбойнический образ жизни» тех, кто занимается набегами. Едва ли можно согласиться с утверждением М. М. Блиева о том, что « индустрия набега» в крае являлась «…таким же устойчивым занятием, как скотоводство и земледелие».

Россия действительно, втянувшись в охватившую полвека Кавказскую войну, прежде всего выступила против набеговой практики горцев. В ходе войны были жертвы с той и другой стороны, но были и горские общества, взятые под защиту русских войск от произвола мюридов, были спасенные в сражениях дети, которым русские офицеры обязывались отчислять определенный процент от своего жалования до их совершеннолетия, не говоря уже о крупных разовых пожертвованиях, и создававшихся за счет казны специальных приютах, « военно-сиротских отделений», для малолетних детей «возмутителей и изменников между горскими народами».

Впрочем и Шамиль не был лишен благородства. Он разрешил русским раскольникам, бежавшим в горы, свободно отравлять богослужения, возводить часовни, поддерживать разбросанные храмы, не требуя за эти права ни податей, ни повинностей. За их притеснения Шамиль очень строго наказывал виновных, а когда положение аула Ведень, в окрестностях которого находилось несколько старообрядческих скитов, стало ненадежным, он для обеспечения безопасности перевел их в Дагестан.

Как имам он обладал огромным влиянием на подвластные народы, но на каком-то этапе сила нравственного влияния России стала выше, и Шамиль вынужден был признать это. В имамате допускалась дискриминация, например при сборе налогов с подвластного населения, как установлено Н. И. Покровским «дагестанец-скотовод или садовод платит несравненно меньше…».

Это не в последнюю очередь способствовало тому, что их горные общества так и не стали органической частью создаваемого Шамилем государства, не преодолевшего в конечном итоге барьер непрочного этнополитического объединения. В нем периодически возникали сложные конфликты и не прекращалось противостояние управленческому аппарату. Это всего лишь небольшие сюжетные заметки к историографии вопроса, со всей наглядностью показывают необходимость очищения сложившихся в ней стереотипов от перекосов, исказивших истину. Правда заключается в том, что Кавказская война явилась не только фактором длительного противостояния, но и государственного объединения под эгидой России другой более значительной части туземного населения.

Необходимо отметить еще одну немаловажную деталь последствий Кавказской войны. После завершения последних наиболее крупных боевых операций для коренных народов края была установлена особая система управления, получившая наименование военно-народной. Она основывалась на сохранении существовавшего общественного строя с предоставлению населению возможности решать свои внутренние дела по народным обычаям (адатам). В неизменном виде сохранилось также судопроизводство и привычные способы разрешения правовых проблем, в тои числе по канонам исповедуемой мусульманской религии (шариата). И это не было исключением. Для исполнения управленческих функций в низших звеньях административного аппарата каждый народ избирал из своей среды чиновников, которые лишь после этого утверждались в должностях высшими инстанциями.

Будучи имамом, Шамиль гораздо жестче управлял горцами. Он применял «беспощадные кары» за любые проступки, и впоследствии рассматривал прежнюю жестокость как «печальную необходимость» для поддержания общественно-политической стабильности. В этом русская власть сохранила преемственность, но учла существовавшие особенности. Меры же твердости, как предполагалось, «дадут время и средства» для того, чтобы удержание горцев в покорности военной силой сменилось владычеством, основанным на нравственной силе.

Но поддержание внешнего государственного порядка в таких условиях требовало содержания на северо-кавказской окраине многочисленных штатов администрации и военных подразделений, что привело к образованию значительной прослойки чиновников и военных, в некоторых районах она достигала 7-8%. В связи с этим расходы на управленческий аппарат достигали 61% от общих, только частично возмещавшиеся податными сборами с подвластного населения.

Но именно такое мощное государственное присутствие в этом сложном полиэтническом регионе заставляло даже западноевропейскую прессу писать о том, что после присоединения края к России, она впервые за многие века «принесла сюда успокоение», положив «начала мирному преуспеванию».

Тем не менее, в этих оценках есть доля преувеличения. Полного замирения в крае тогда достигнуто не было. Время от времени, хотя и в намного меньших размерах, возникали межнациональные конфликты. Но численность присоединенного населения стала неуклонно возрастать. Это указывает на благотворность и стабилизирующее значение российских государственных ограничений, а как установлено в начале XX века достаточно авторитетной австрийской школой нациологии рост народонаселения – важнейший показатель этнического развития. Местные народы после вхождения в состав России сохранили «сплошную Территорию и традиционный экономический уклад».

Системная совмещенность российских ограничений в военно-народном управлении с гарантиями невмешательства во внутренние дела, свидетельствует о том, что внутренняя стабилизация достигалась при помощи не подавления, как принято думать, а политического компромисса, предложенного всеем горцам, несмотря на военное поражение непреклонных последователей теократической доктрины. Предполагалось, что большинство горцев со временем все же признают Россию своим отечеством. Именно гражданское приобщение и было конечной целью этого компромисса.

Его условия, хотя и не сразу, принял сам прославленный имам, вдохновитель газавата с иноверной православной державой. После сдачи Шамиля в плен 25 августа 1859 года российское правительство признало все его заслуги. Все мюриды, перешедшие еще до этого на русскую сторону, тут же «получали полное прощение» и с доверием принимались при желании на службу, а оставшиеся до конца непримиримыми были отпущены на «свободное жительство» в аулах с личным оружием, чтобы не унижать их достоинства, впрочем, оно было оставлено и имаму и с ним он предстал перед наместником, а потом и перед российским монархом.

Встреча с Александром II, состоявшаяся 15 сентября 1859 года, во время которой царь обошелся с ним на удивление великодушно, и заверил, что Шамиль не будет раскаиваться в сдаче в плен, особенно глубоко тронула имама. Он начинал понимать, что находится «не во враждебной…, а в дружественной стране». Ему был построен дом в г. Калуге, назначалось весьма приличное содержание. И такое обхождение было не только с ним. Шамиль видел и других сосланных горцев, которые «ходили на свободе, получали также от государя содержание, занимались вольной работой и жили своими домами» и до глубины души раскаивался, что не так содержал русских пленных. Шамиль убедился, что на него никто не сердится и не желает зла, даже мальчишки, а на Кавказе, по его утверждению, в таком же положении «закидали бы… грязью,…прибили бы…и даже убили…». На заданный кем-то вопрос: «Отчего Вы так упорно не сдавались?», -искренне ответил: «Да, я жалею, что не знал России и что ранее не искал ее дружбы». Через семь лет пребывания в России 26 августа 1866 года Шамиль со всей семьей при полном соблюдении норм и обычаев Шариата присягнул ей на верное подданство, после чего как и все проходившие через этот обряд, в том числе и целые народы, считался уже соотечественником. Это опиралось на соответствующие правовые нормы, содержавшиеся в своде законов Российской империи.

Шамиль очень надеялся, что все его сыновья и зятья, приняв присягу, будут служить новому отечеству и его монархам «верой и правдой». Шамиль умер в 1871 году в Медине, благословляя Россию и молясь за ее «великодушного монарха».

В его судьбе отражена судьба всех горских народов, раздиравшихся противоречивыми настроениями «за» и «против» при единении с Россией. Сын Шамиля Джамал-Эддин, выданный в 1839 году отцом в заложники русским, был воспитан в Пажеском корпусе, в самом престижном военном учебном заведении, попал на службу в один из гвардейских полков и горячо полюбил свою вторую родину. Шафи-Магомет стал генерал-майором, и, судя по всему, также был патриотом России. Кази-Магомет нарушил завещание отца, не вернулся из-за границы и подался в турецкие войска, в составе которых принимал участие в различных военных кампаниях против России, особенно в 1877 – 1878 годах.

Точно такие же противоречия проявлялись и в интеграционных процессах с Россией у всех без исключения северокавказских народов. Одна, чаще всего самая значительная часть тех или иных этнических сообществ, приходила к осознанию своего единства с Россией, а другая продолжала сохранять по отношению к ней или нейтральную до поры до времени неопределенность, или даже открытую враждебность.

Особенно ярко эта двойственность проступала на поверхность исторических событий в экстремальных ситуациях. В периоды войн, например, часть мусульман края, молились, как когда-то и имам Шамиль, за Россию, а часть предавалась не успевшему остыть за годы российского подданства религиозному фанатизму и попадала под влияние других политических ориентаций. Формирование общегражданских связей происходило уже при вхождении тех или иных национальных сообществ в состав России и продолжалось на последующих этапах. На рубеже XX века этот процесс приобретал все большую устойчивость, но не был еще завершен. Не получил он завершение, как показывает современный конфликт в Чечне и по сей день.

Сделанные сопоставления позволяют видеть наличие отнюдь не «насильственных, феодальных, военных», как считал В. И. Ленин, связей между народами, населявшими Россию. Происходившая на Северном Кавказе, например, их эволюция, приводила к постепенному вытеснению их общегражданскими, что обусловливалось быстрыми процессами интеграции местных инонациональных сообществ в систему российских государственных отношений. Подтверждением этому может служить появление у вошедших в состав России как добровольно, так и в результате принуждения северокавказских племен помимо национального еще и российского самосознания. Происходило это, конечно же, при столкновении разнонаправленных противоречивых тенденций. Однако в 20 – 30е годы XX века в отечественной исторической науке утвердилась, несмотря на это, точка зрения о существовании насильственных связей между народами в Российской империи и подобные представления сохраняются до сих пор.

Линия на компромисс в политике, проводимой на Северном Кавказе, обеспечивавшая постепенное эволюционное приобщение его коренного населения к российской государственной системе, еще в общих чертах выдерживалась и в начале XX века. В условиях наметившегося политического кризиса самодержавной формы правления в начале XX века, затронувшего все сферы общественных и социальных отношений, в том числе и на северокавказской окраине, этот компромисс все меньше и меньше обогащался конструктивными идеями, адекватно отражающими новые реалии. Представители власти не замечали интеграции большинства местного населения в российское гражданское общество, набиравшей силу тенденции признания ими России своим отечеством. В ряде критических ситуаций, требовавших государственного вмешательства, действовали неадекватно обстоятельствам, полагаясь лишь на меры силового принуждения.

Следует заметить, что в политике России эти рецидивы время от времени проявлялись и ранее, так как в ней всегда сталкивались разные подходы. Когда преобладающей становилась традиционная для государства политика соблюдения равновесия, признания двух государственных начал, русского и инородческого, поддержания нравственного авторитета, способствовавшего на протяжении веков объединению различных народов, Россия добивалась крупных успехов, а когда намечались отклонения от нее – расплачивалась нестабильностью и потрясениями. Таким образом, итоги Кавказской войны – покорение этого многонационального края не только силой оружия, но и силой нравственного авторитета России, политический компромисс и состоявшееся гражданское приобщение коренного населения к ней – оставались наукой не замеченными.



В последнее время в средствах массовой информации в России и за рубежом оживленно обсуждается тема "черкесского геноцида" XIX в. Речь идет о так называемом мухаджирстве (махаджирстве) - массовом исходе коренного (в основном мусульманского) населения с завоеванного Российской империей Кавказа в Османскую империю в конце Кавказской войны (1817-1864 гг.) и в последующие десятилетия XIX - начала XX в. Среди вынужденных переселенцев-мухаджиров численно преобладали адыги (черкесы). Эта тема воспринимается сегодня на Северном Кавказе болезненно. Особенно эмоционально к ней относятся на северо-западе региона (в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее и Краснодарском крае), большинство горского населения которого навсегда покинуло Кавказ и Россию в XIX - начале ХХ столетия. В последние годы эта историческая драма зачастую политизируется, в том числе в антироссийских целях.

Сам термин "мухаджир" имеет арабское происхождение (мухаджарет - переселение, эмиграция, изгнание) и исламскую историко-религиозную окраску. Во второй трети XIX в. так называли себя мусульмане, вынужденные покинуть места проживания, а позднее и Кавказ. Они соотносили себя с героями раннего ислама, носящими в мусульманской традиции имя мухаджиров, - с пророком Мухаммедом и его сподвижниками, вынужденными совершить переселение (хиджру) из языческой Мекки в Ясриб (будущую мусульманскую Медину). Понятие "мухаджир" получило в имамате - военно-теократическом государстве на территории Нагорного Дагестана, Чечни и Закубанской Черкесии под руководством имама Шамиля (1834-1859) - значение почетного титула борца за веру. Во второй половине XIX в. оно распространилось на вынужденных переселенцев с российского Кавказа в Османскую империю. Среди них было немало бывших мухаджиров из имамата Шамиля.

Прекращение вооруженного противостояния положило начало административным и социально-экономическим реформам в регионе, направленным на интеграцию Кавказа в государственный организм Российской империи. Базовым принципом кавказской политики стала линия на централизацию, унификацию региона с общероссийской правовой и административной системой. Немало препятствий реализации правительственных планов создавала специфика Кавказа и, прежде всего, его социальная многоукладность, полиэтничность и поликонфессиональность.

Мухаджирство было вызвано насильственными действиями не только российских властей. Оно выросло из внутренних миграций военного времени, таких как стихийные переходы крестьян Кабарды в Закубанскую Черкесию, спуск горцев на равнину, создание укрупненных селений и городов-крепостей Центрального и Северо-Западного Кавказа, организованная военная колонизация. Порой горцы (шапсуги и др.) соглашались переселиться с гор на указанные им властями равнинные места. Все вовлеченные в кавказские войны силы использовали массовые перемещения населения в политических целях. Русские военные проводили переселения для поощрения "мирных горцев" и казаков. В виде репрессивной меры ими применялась высылка отдельных семей и целых селений за пределы региона. Царские власти использовали часть покорившихся черкесов, дававших клятвенное обещание на верное подданство России, в качестве воинов вспомогательных отрядов, созданных для наведения и соблюдения порядка на Кавказе. Так, 2 февраля 1860 г. командующий войсками правого крыла Кавказской линии генерал-лейтенант Г.И. Филипсон направил начальнику штаба Черноморского казачьего войска генерал-майору Л.И. Кусакову рапорт о вызове на службу милиционеров-бжедухов. Вытесняя горцев из стратегически важных предгорий и долин рек, российские власти переселяли на их место казаков и военных поселенцев. В свою очередь имам Шамиль насильно переселял сельские общины, оказавшие сопротивление имамату. На Северо-Западном Кавказе к такой же политике прибегал шамилевский наиб Закубанской Черкесии Мухаммед-Амин. Именно районы массовых внутренних миграций военного времени - Кабарда и Закубанье, Осетия и Ингушетия - стали впоследствии центрами мухаджирства.

Адыги (черкесы) оказались перед выбором: или оставаться на землях, контролируемых русскими войсками, или перебираться в турецкие владения. Инициатива массовой эмиграции (мухаджирства) чаще всего исходила от адыгской знати. С отменой крепостного права в России местные князья-тфокотли столкнулись с перспективой освобождения зависимых соплеменников. Они понимали, что должны будут дать свободу своим соплеменникам из зависимых сословий и наделить их землей.

Мусульманское духовенство адыгов также выступало за эмиграцию, не желая находиться во власти православного царя. К тому же среди местного населения распространялись тревожные слухи, будто русские введут рекрутскую повинность, которая сделает невозможным отправление исламских обрядов. Этот религиозный аспект имел особое значение в Дагестане (главным образом среди аварцев и даргинцев), где тоже началось мухаджирство - правда, в значительно меньшей степени, чем на северо-западе Кавказа. Толчок к нему дало и переселение в Турцию наибов (наместников) имама Шамиля.

В переселениях горских народов Кавказа и в предотвращении их реэмиграции были заинтересованы власти как России, так и Турции. Мухаджирство стало частью продолжавшегося русско-турецкого соперничества на Ближнем Востоке, осложненного действиями западных держав, пытавшихся ослабить Россию. Представители османского правительства вели активную пропаганду переселения. Эмиссары турецкого правительства с самого начала переселения стремились убедить горцев, что Турция - это "райская земля", покровительница всех мусульман, а султан - их глава.

Проявляя заинтересованность в переселении горцев с Северного Кавказа, Османская империя преследовала собственные стратегические цели: 1) увеличить долю мусульман в местах проживания христианского населения на мятежных Балканах, а также в Малой Азии; 2) использовать черкесов как карательную силу для подавления освободительного движения народов Османской империи; 3) пополнить турецкую армию переселенцами для повышения ее боеспособности и ведения военных действий против России. Во время войны 1877-1878 гг., когда русские войска временно оставили Сухуми, турецкие военные власти насильно выселяли жителей Абхазии в Османскую империю.

Турецкие власти выделяли переселенцам такие места, которые по своим климатическим и другим условиям оказывались для них губительными. Например, в Карсском вилайете им отвели почти непригодную для жизни каменистую местность без леса и воды. Таким образом, большая часть горцев-переселенцев была брошена на произвол судьбы на территории Османской империи. Официальные же сообщения османских властей гласили, что горцам раздали безвозмездно земли, скот, пахотные орудия, выстроили для них дома. Не раз на протяжении 1860-1870-х гг. депутации мухаджиров разочаровавшихся в «турецком рае», обращались к российским властям с просьбами разрешить им вернуться на родину либо поселиться в других областях России.

Российские власти в первые два десятилетия после окончания Кавказской войны не препятствовали исходу горцев, рассчитывая на отъезд потенциальных бунтовщиков. Массовая эмиграция, высокий уровень смертности во время переселения в российских и турецких пересыльных лагерях - это, несомненно, огромная трагедия в истории адыгского народа. Однако царское правительство вовсе не ставило целью истребить адыгов (черкесов). Главной задачей его политики на Кавказе было обезопасить Черноморское побережье, утвердиться на новых границах империи. Хорошо известно, что множество представителей адыгских народов (особенно кабардинцев) приняли сторону России, получали образование, становились офицерами и чиновниками. Немало мухаджиров впоследствии пожелало вернуться на родину, но российские власти ограничивали это обратное переселение из опасения дестабилизации обстановки в регионе и проникновения иностранной агентуры. Оставшиеся на Кавказе народы, проживающие и сегодня в составе России, смогли сохранить свою религию, самобытность, язык, культуру.

Действия российской стороны, повлекшие за собой мухаджирство, ни в коей мере не могут расцениваться как геноцид в строго юридическом понимании, т.е. (в соответствии с конвенцией ООН 1948 г.) как "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую", поскольку целью указанных акций было не истребление населения, а приведение его к покорности путем организации полупринудительных переселений. У российских властей не было и не могло быть намерения истребить кавказские народы. К тому же представляется неправомерным применять современные юридические нормы и дефиниции по отношению к событиям XIX в.

Сегодня потомки кавказских горцев-переселенцев проживают в Египте, Иордании, на Кипре, в Ливане, Сирии, Турции и других странах. Многие из них подверглись на чужбине, ставшей для них новой родиной, ассимиляции, утратили в большинстве своем родной язык и культурно-бытовые традиции (кстати, те из представителей адыгских народов, кто остался в пределах России, все это сохранили). Тем не менее, историческая память о мухаджирстве жива как в черкесской диаспоре за рубежом, так и на Западном Кавказе. Она активно используется в политических целях теми, кто заинтересован в ослаблении России, в разжигании межнациональной и межконфессиональной розни в Кавказском регионе. Особенно обострился "черкесский вопрос" в связи с Олимпиадой 2014 г. в Сочи. Нагнетая антироссийские настроения, грузинские власти взяли на себя роль главных защитников интересов адыгских народов. 20 мая 2011 г. парламент Грузии принял резолюцию о признании геноцида черкесов Российской империей в Кавказской войне.

Призывы безответственных политиков-популистов, вмешивающихся во внутренние дела Российской Федерации, восстановить "историческую справедливость" по отношению к потомкам мухаджиров, осуществить невозможно. Во-первых, многие из потомков кавказских переселенцев укоренились на Ближнем Востоке, социально и культурно интегрировались в местные сообщества, утратили родной язык и не горят желанием возвратиться на родину предков. Во-вторых, этнодемографическая и социально-экономическая ситуация на Северном Кавказе слишком сильно изменилась за прошедшие полтора столетия. Любая попытка резко нарушить ее путем организации массовых переселений, а также пересмотра административно-территориальных границ и земельно-имущественных отношений может повлечь за собой новый конфликт с тяжелыми последствиями.


Валерий Тишков
Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН

10514

Статьи по теме