Как осуществляется подшивка карнизов крыши: варианты своими руками. Подшивка крыши: чем правильно подшить и как сделать подшив кровли своими руками Как сделать каркас для подшивки карниза крыши

В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется человеческий взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома!

Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.

У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:

К слову, софиты не обязательны – в большинстве случаев достаточно сплошных или частично перфорированных панелей:


Виды софитов для разных задач

Другими словами, софиты – это все тот же сайдинг, только для украшения потолка. Откуда и название, ведь «софит» с итальянского и означает «потолок».

Хотя софиты – достаточно новый для российского рынка продукт, их уже производят самых разных видов. Они бывают:

  • двойные и тройные;
  • сплошные и перфорированные.

Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

При этом тройные еще бывают перфорированными по центру. А вот сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:


И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:


К слову, GrandLine представил рынку новые необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, откуда ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

Выбор материала: дерево, винил или сталь

По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.

Софиты из пластика или винила пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.

Виниловые софиты прекрасно сочетаются с одним с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.

Т.к. софиты находятся всегда в тени, поэтому нет нужды переживать о том, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в перекраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и делают с имитацией натурального дерева.

Полиэстер в качестве покрытия для софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей устойчивостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом. Выглядит такая подшивка вот как:


Современные металлические софиты изготавливают только в заводских условиях, на специальном оборудовании путем проката. При этом обычно производители предлагают приобрести у них сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармозинируют друг с другом, и по форме, и по цвету.

Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.

На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживает значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.

Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям.

Еще один один популярный вид софитов – стальные . Производят из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.

Но металлические софиты далеко не всем по душе по той причине, что при распространенных ошибках в монтаже планки деформируются. Это заметно, и выглядит в итоге такой дом совсем не эстетично. В этом плане куда выгоднее выглядят деревянные софиты . Но их время от времени нужно приводит в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.

Есть, к слову, такой интересный вид софитов, как планкен . По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена зазором с планкеном.

А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом (до 150 лет службы), но самыми неприхотливыми, эстетичными и обладающими естественной защитой от воздействий окружающей среды.

Также становится популярным фиброцементный сайдинг , который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон, синтетических или натуральных.

В итоге срок службы материала достигает 50 лет, и отсутствует линейное расширение при перепадах температуры. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и и деревянная.

Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.

Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм, из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов отличаются хорошей прочностью и жесткостью, и большим выбором цветового решения. Благодаря волнистому рельефу материала под свесом образуются зазоры, и ставить какие-то дополнительные вентиляционные решетки не нужно.

Например, сегодня пользуется популярностью система подшивки Soffitto . Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина. Многое, конечно, зависит от срока службы металла. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может досить даже 150 лет.

Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.

Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свеса

А теперь перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявиться мастерство и аккуратность здесь придется.

Дело в том, что если при установке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.

Технология монтажа

Крышу со стороны фронтонов обшивают по периметру J-профилем или специальным профилем для внутреннего угла.

Здесь такие же правила монтажа, как и для вертикальных элементов, где верхний крепеж монтируют к верхней кромке отверстия от гвоздя, а все последующие – в их центре.


Монтаж перфорированной виниловой подшивки

Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для их устройства в труднодоступных местах. Для их монтаж не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.

Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:


Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте такой инструкции:

  • Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
  • Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
  • Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его гвоздями или саморезами.
  • Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
  • Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
  • Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
  • Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.

А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытым перфорированием:




Монтаж сплошной алюминиевой подшивки свеса

Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.

При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее, отмерьте расстояние между днами желобов профилей, и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:


Чтобы завести верхний края J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно, если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.

Так, перфораторы Freund 360020 и Малко NHP1R, которые легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.

Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, единственное, что нужно вычесть 6 мм на термическое расширение, и если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.

Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:


Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.

В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.

Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.

Монтаж деревянной подшивки

Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способен будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.


Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:


На практике установка деревянной подшивки выглядит так:


Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!


0

Последняя редакция: 17.01.2015

Для того чтобы придать жилому помещению полную завершенность, надо произвести обшивку свесов карнизов. Они сделают конструкцию стропил привлекательной и придадут кровле дополнительную защищенность. Тогда на обустроенную кровлю будет приятно посмотреть.

Зачем нужно подшивать карнизные основания

Обшивать обвес кровли надо только тогда, когда конструкция стропил полностью собрана и укреплена, а каркас обрешетки для монтажа внешнего покрытия кровли еще не начиналась. Перед тем как начинать рассматривать варианты подшивки карнизов крыши, желательно закончить все работы по гидроизоляции крыши и утеплению чердачного помещения.

Обратите внимание! Перед началом обшивки карнизов стеновые поверхности не должны быть утеплены, чтобы при проведении работ не нарушить уже готовое стеновое покрытие.

Прежде чем начать работу, надо заподлицо отпилить выступающие части стропильной системы. Если крыша скатная, то свесы зашиваются таким образом, чтобы осталось место для монтирования водостоков и обеспечения вентиляции всего пирога кровли. Для обшивки можно выбирать различный материал и различные конфигурации подшивки.

Как выбрать материал

Наибольшей популярностью пользуются обрезная доска. Многих интересует, как подшить карниз крыши, чтобы он выглядел красиво и изящно. Для этого надо использовать для обшивки доски одинаковой ширины и толщины. Кроме деревянных досок используются и другие виды материалов. Но все они должны соответствовать следующим требованиям:

  • обеспечение надежной защиты карнизов от проникновения влаги, холода, дождя и снега;
  • вентиляция крыши должна быть обеспечена;
  • долгий срок службы и невосприимчивость к вредным воздействиям окружающей среды;
  • должны иметь привлекательный внешний вид.

В число таких строительных материалов, обладающих вышеперечисленным свойствам, входят:

  • деревянная или ПВХ вагонка;
  • алюминиевый или виниловый софит;
  • профнастил.

Остановимся подробнее на характеристиках этих материалов. Деревянная доска, строганная и обрезная, достаточно практична для установки подшивки и обеспечивает качественное и равномерное вентилирование кровельной конструкции.

Обратите внимание! Вагонка из дерева выбирается таким образом, чтобы она хранилась на открытом воздухе больше месяца и ее влажность должна равняться влажности среды того места, где ее планируется использовать.

Простой и недорогой материал – вагонка ПВХ. Она легко монтируется, водостойка, и имеет продолжительный срок эксплуатации. Если ее использовать для обшивки, то надо заранее купить пластмассовые П-образные полосы. Они пригодятся, чтобы обшивать края. Не лишними будут и уголочки, которыми можно будет укрепить стыки.

Существуют и такие варианты, как пластиковые или алюминиевые плиты, специально предназначенные для обшивки карнизов. Они называются софитами. По внешнему виду материал походит на сайдинг, но у него есть специальные перфорированные отверстия для создания циркуляции воздуха внутри крыши. Он долговечен и невосприимчив к воздействию атмосферных осадков. Его панели отрезаются по длине карнизного свеса. Монтируются софиты перпендикулярно поверхности стены.


Чтобы подшить карниз крыши дома, можно использовать профилированный настил, изготовленный из стали с примесью цинка. Как правило, он используется для подшивки кровли, которая также сделана из этого материала. Высокая жесткость, большая устойчивость к внешним воздействиям и резким перепадам температуры являются основными его достоинствами.

Сначала делается обшивка обвесов по следующим схемам:

  1. Если у крыши наклон маленький или надо увеличить высоту жилища, применяется обшивка по стропилам. Ранее уже были проведены подготовительные работы, в ходе которых стропильные ноги выровнены в одной плоскости. После этого монтируются планки подшивки карниза с обеих сторон по краям. Между ними протягивается разметочная нить. В соответствие с заданным направлением нити укрепляются остальные детали обвеса.
  2. Во втором случае горизонтально и вертикально выравниваются ноги стропил. Прибивается доска внизу стропил, а к стене укрепляется брус, который должен находиться на один сантиметр выше укрепленной доски. Это обеспечит нормальный стек влаги. Если свес больше 450 мм, то ровно посередине надо укрепить еще одну доску.

Подшивка карниза кровли собственноручно требует создания специального короба свеса. В изложенных ниже способах обустройства обшивки короб делается одинаково. А именно - вдоль фронтона на обрешетку нашивается доска. От нее отмеряется расстояние, соответствующее ширине свеса. Потом параллельно стене фронтона доска окончательно прибивается.

Если выбран вариант обшивки карниза кровли софитом, то нужна будет J-образная планка. Монтаж карниза крыши осуществляется при помощи саморезов и крепится вдоль стены и карниза.

Между планками укрепляются софитовые листы. Между смонтированными планками должно быть выдержано расстояние в 6 мм. Это делается для того, чтобы при большой температуре стыки между планками не вспучивались из-за расширения материала. При большой длине свеса (больше девяноста сантиметров) между планками зазор нужно делать порядка двенадцати сантиметров. Отдельной планкой пришивается лобовая доска. Применение софита, и специальных элементов позволит создать привлекательный, функциональный и долговечный свес крыши.

Обратите внимание! Прежде чем обшивать карниз кровли доской или деревянной вагонкой, предварительно подготовленный материал нужно обязательно пропитать антисептиком, а также водоотталкивающей и противопожарной смесью. Такие действия позволят сделать срок службы изделия более продолжительным.

По длине обрезную доску надо подбирать в соответствие с размером свеса. Сами элементы нужно укреплять с шагом в десять миллиметров. Тем самым будут созданы вентиляционные зазоры. При использовании в качестве карнизного свеса вагонки, планки ее монтируются соединением шип-паз. Через каждые полтора метра надо монтировать специальные решетки, которые будут выполнять функции вентиляционных отверстий.

При зашивке свесов крыши профнастилом, надо предварительно прикрутить отмеренные и отрезанные листы параллельно стене и вдоль карниза к сделанному каркасу. Крепление осуществляется при помощи саморезов. Внутренним уголком и лобовой планкой закрывается стык между стеной и листовым материалом. Лобовая планка крепится к лобовой доске, а внутренний уголок – к профнастилу. Наружный уголок прикрепляется по внешним стыкам профилированного листа.

По внешней кромке кровельного свеса профнастил монтируется по фронтону. После чего монтируются торцевая планка и уголки. Ширина профилированного листа должна быть на два сантиметра меньше, сем ширина свеса. Это обеспечит нормальный доступ наружного воздуха, чтобы вентилировать кровлю.

Обратите внимание! Если подшивка выполняется из металлического профнастила, то следует помнить, что металл восприимчив к коррозии и срок службы такой подшивки гораздо меньше, чем из древесного материала.

Видео

Чтобы более подробно изучить технологию подшивки, предлагаем посмотреть специальное видео.

Крышу можно назвать одним из самых сложных конструктивных элементов здания. Она содержит в своем составе много различных взаимосвязанных деталей и частей. Помимо самого кровельного покрытия не менее важны такие элементы, как водосточная система, подшивка карниза, обустройство конька и отливов. В нашей статье мы подробно рассмотрим, как выполнить карнизный свес кровли из профнастила.

Если вы хотите сделать качественную и долговечную крышу, то не стоит ограничиваться обустройством кровельного покрытия. Не менее важно правильно выполнить отделку карнизного свеса. Эта конструктивная часть кровли выполняет не только эстетические функции, но и нужна с функциональной точки зрения. Так, карнизные свесы требуются для решения следующих задач:

  • Защита стен дома от попадания талой и дождевой воды. Чем шире карнизный свес, тем лучше стены сооружения защищены от осадков, стекающих с крыши. Отделка стен дома, не защищенных карнизным свесом, быстро отсыревает, растрескивается и теряет привлекательность.
  • Отведение талой и дождевой воды за пределы отмостки и фундаментных конструкций сооружения. Именно поэтому ширина карнизного свеса должна быть чуть больше, чем ширина отмостки вокруг дома. В противном случае влага будет подтекать под дом, размывая фундамент.
  • Подшитый свес карниза защищает стропильную систему от намокания в нижней части. Если свес не подшить, то деревянная стропильная система подвергнется порче и загниванию.
  • Эстетические функции. Подшитый карнизный свес завершает облик дома, скрывая элементы стропильной конструкции.

Внимание: ширина карниза зависит от уклона крыши и климатических особенностей региона. Чем меньше наклон скатов и чем больше среднегодовой объем осадков, тем больше должен быть карнизный свес.

Устройство карниза

Согласно строительным нормам устройство карниза выполняется по периметру дома. Свес кровли – это расстояние от стены постройки до края ската. Эта величина должна быть минимум 500 мм. Существует две разновидности свеса крыши:

  1. Карнизный свес – это то расстояние, которое образуется между стеной сооружения и краем ската крыши.
  2. Фронтонный свес – это вынос кровельного покрытия за пределы стен дома во фронтонной части. При этом основа под покрытие формируется либо за счет выноса обрешетки, либо за счет использования удлиненных прогонов.

Обустройство карниза крыши выполняется посредством установки удлиненных стропильных ног, выступающих за пределы стен дома, или за счет крепления кобылок. В последнем случае используются специальные бруски меньшего, чем у стропил сечения, которые крепятся к нижней части стропильной ноги.

Варианты подшивки

Обшивка карниза в первую очередь нужна для защиты от косого дождя во время сильного ветра, который будет приводить к намоканию стропильной системы. Очень часто для подшивки карнизного и фронтонного свеса используют специальную систему софитов, но можно для этого применять и другие материалы, например, подшив металлопрофилем эту часть конструкции крыши. При этом можно выбрать одну из предложенных ниже методик:

  1. Диагональная подшивка. При таком способе монтажа металлопрофиль прикрепляется прямо к нижней части кобылки или стропильной ноги. Для этого вам понадобятся саморезы и стартовые планки. Данная методика считается самой простой, но требует большего количества материалов. Этот вариант подшивки подходит для крыш с большим уклоном скатов, но небольшим карнизным выносом.
  2. Горизонтальный способ подшивки заключается в обустройстве специального короба, который в нижней части подшивается профнастилом. Для фиксации горизонтальной подшивки к стенам дома необходимо прикрепить брус или использовать деревянный каркас, который крепится к кобылке или стропильной ноге. Данная методика более сложная в выполнении, но она позволяет намного эффективней защитить стены дома от намокания.

При использовании подшивки из профнастила вы получаете много преимуществ:

  • во-первых, вы можете точно подобрать расцветку карнизного свеса под цвет кровельной части, что обеспечит гармоничность и единство архитектурного образа постройки;
  • во-вторых, металлопрофиль с полимерным покрытием надежно защищен от коррозии;
  • в-третьих, прочность и долговечность этого материала важна и для карнизных свесов дома.

Технология монтажа

Перед тем как подшить карниз крыши профнастилом, должны быть выполнены работы по настилке кровельного покрытия и установке водосточной системы. Для работы вам понадобятся:

  • крепежные планки;
  • остатки профилированного листа;
  • оцинкованные саморезы;
  • деревянные бруски.

Подшивку выполняют в такой последовательности:

  1. Все стропильные ноги или кобылки нужно подравнять по длине, подрезав концы. При этом концы этих элементов должны быть срезаны так, чтобы они были параллельны уровню земли.
  2. К торцам нижней части стропил прикрепляем лобовую доску. Одновременно с этим выполняем монтаж кронштейнов для фиксации водосточного желоба.
  3. В одной горизонтальной плоскости с лобовой доской на поверхности дома закрепляем брус. Для его фиксации используем анкерные болты.
  4. Далее между брусом на стене дома и лобовой доской устанавливаем соединительные перемычки. Шаг установки этих элементов равен 400-600 мм.
  5. После того как каркас готов, приступаем к установке направляющих для профнастила.
  6. Далее при помощи саморезов крепим листы профилированного металла. При этом нужно стараться, чтобы между профлистом и стеной оставался зазор в 2 см для вентиляции подкровельного пространства.

Если сравнивать подшивку карнизного свеса с помощью профнастила и софитов, то единственный недостаток первого материала связан с отсутствием специальных вентиляционных перфорированных планок, поэтому проветривание подкровельного пространства будет недостаточно эффективным. Если конструктивные особенности кровли требуют более эффективной вентиляции, то подшивку свеса лучше выполнить с использованием специальных софитов.

Карнизный и фронтонный. Софиты. Какие работы? Чем подшивать? Способы, их особенности отличия.

Чтобы завершить работы по укладке , необходимо провести ряд отделочных процедур. Одной из таких работ и является подшивка свесов крыши. Подшивка свесов не только визуально облагораживает ваш дом внешне, но и выполняет целый ряд технологических функций, таких как отвод влаги с подкровельных плёнок или мембран, организация забора воздуха и обеспечение функционирования подкровельной вентиляции, защита кровельного пирога от воздействия атмосферной влаги и ветра, сбор и отвод осадков с поверхности кровельного покрытия, и другие.

Что такое свес крыши? Зачем он нужен? Какие бывают свесы и как это работает?

Свес крыши, это та её часть, которая выступает над стенами. Нужен свес для защиты фасада здания от атмосферных осадков, а фундамента, от воды, стекающей со ската. Строительными правилами, подшивка свесов никак не определяется, однако без неё есть вероятность того, что кровельное покрытие будет сорвано порывом ветра, а дождь и снег, при сильных ветрах, попадая в подкровельное пространство, излишне увлажнят кровельный пирог. , это мокрый утеплитель, гниющая , ухудшение качеств тепло, паро и гидроизоляции крыши. Да и внешний вид, выполненной отделки дома, без подшивки, будет, мягко говоря, не полным. Не всем интересно увидеть куски стропильных ног, то, чем завершилась Ваше стен, изнанку кровельных покрытия, пирога, да и много всего, о чём рядовой обыватель, не имеющий опыта, понятия не имеет. Подшивать свесы выполняют после работ по укладке кровли, утепления и отделки фасадов, т.е. это такой своеобразный финишный момент в наружной отделке дома.

Какие бывают свесы крыши? Чем они отличаются?

Скатная крыша, как правило, имеет два типа свесов. Те свесы, которые расположены горизонтально с нижней стороны ската, принято называть карнизными, а наклонные свесы, расположенные по сторонам ската и примыкающие к фронтону дома - фронтонными. Свесы, обычно, имеют ширину от 0,4 и до 1м и расположены по всему периметру здания.

Карнизный свес - являет собой нижнюю часть ската и служит для притока воздуха в чердачное помещение, если дом с холодной кровлей, или для организации циркуляции воздуха через вентиляционные зазоры к коньку если кровля мансардная.

В первом случае, воздухообмен чердачного помещения позволяет содержать в исправном состоянии и сушить и вентилировать стропильную систему, а во втором, обеспечивает вентиляцию подкровельного пространства, при котором удаляется конденсаты и пар с кровельного покрытия и мансардного утеплителя.

Исходя из вышесказанного, понятно, что приток воздуха должен быть организован при выполнении подшивки свесов. Если свесы не подшивать, то птицы, мыши и прочая насекомая живность будет вредить кровельному пирогу, а атмосферная влага будет гноить стропильную систему, напротив, если подшить свес неправильно, не обеспечить должного притока воздуха - не будет.

Как же организовать вентиляцию при подшивке свесов? Есть несколько общепринятых способов:

  • Зачастую, для вентиляции, подшивку выполняют так, чтобы между стеной и зашитым карнизом оставался зазор - воздухозаборник. Такой способ эффективен при использовании профнастила (металлопрофиля, профлиста), глухих металлических и ПВХ софитов, сайдинга, панелей ПВХ, доски и похожих материалов. Для металлических материалов, зазор варьируется от 6 и до 12 мм, для доски и прочих, подверженных тепловому расширению, 10-20 мм.
  • Для всех листовых материалов и панелей, можно использовать готовые вентиляционные решётки.
  • При выполнении подшивки доской, между досками можно оставлять зазор в 5-10 мм.
  • Для подшивки можно использовать уже готовые, перфорированные софиты. Они могут быть как поливинилхлоридные (ПВХ), так и металлические.

Кроме всего прочего, есть два обязательных требования при выполнении подшивки свесов, их соблюсти нужно обязательно:

  1. Общая площадь отверстий вентиляции ската, для забора воздуха, не должна быть меньше 1/500 всей вентилируемой площади ската, причём если материалы кровельного покрытия герметичные (битумная основа, фалец и пр.), то диаметр вентиляционных отверстий лучше увеличить.
  2. Все, организованные в подшивке отверстия и зазоры, необходимо закрывать сетками для защиты от мусора, грызунов и птиц.

Горизонтальная подшивка свеса

Фронтальный свес - наклонный свес ската, расположенный со стороны фронтона. Фронтонному свесу вентиляция не требуется, основное герметичность. Фронтонный свес защищает не только фронтон здания, но и кровельный пирог, в который, крайне нежелательно попадать влаге.

Фронтонный свес

Как выполнить отделку скатов с торца - кромки?

Как карнизный , так и фронтонный скат имеют открытые и незащищённые элементы. Это торцы стропильной системы: стропил, обрешётки. Вот их, и необходимо защитить от атмосферных воздействий, придав эстетичный внешний вид. Вдоль карнизного ската, желательно, установить для отвода осадков с кровельного покрытия. Обработка и защита этих элементов и считается отделкой кромки свеса. Как и с помощью каких материалов выполнять эту работу, зависит от типа кровельного покрытия, геометрии свеса и прочих факторов. Как правило, вместе с большинством кровельных покрытий Продавец предлагает уже имеющиеся типовые решения данной задачи, однако Вам, как минимум, нужно будет установить эти элементы, а иногда доработать или подогнать к Вашему свесу.

Перед началом работ по подшивке свесов крыши, необходимо подготовиться, а это обрезать все выступающие торцы стропильных ног вертикально по линии, что бы плоскости резов были в одной плоскости и эта плоскость была полностью параллельна плоскости стены. Затем торцы стропил обвязывают доской, на которой будет крепиться лобовая доска. Лобовая доска, может быть, как деревянной, так и типовым профильным металлическим элементом. Всё опять зависит от типа кровельного покрытия. На эту доску, можно монтировать кронштейны водосточной системы.

Фронтонный свес , аналогично карнизному , подготавливается, обрезаются в линию концы обрешётки. Линия эта, вместе с линией обрезки второго ската, дложны лежать так же в одной плоскости, а плоскость, в свою очередь, должна быть параллельной плоскости этой стены здания. Аналогично карнизному свесу, к торцам ската прибивается или прикручивается лобовая доска, верхний торец которой, в зависимости от покрытия, может быть прикрыт кровельным материалом, а может быть наоборот, как в случае с профнастилом (металлопрофилем, профлистом), металлочерепицей, закрыт торцовой планкой.

Способы подшивки свесов .

В различных источниках упоминается о великом многообразии вариантов подшивки, однако они различаются материалом, выбором способов его крепления, а по конструкции, вариантов всего два. Различаются эти два способа лишь по углу выполнения подшивки. А именно, плоскость карниза может быть параллельно плоскости кровли (по стропилам) или может быть горизонтальна (набивается обрешётка на короб).

Порядок подшивки свесов по стропильным ногам.

Этот способ подшивки крыши совсем несложный, особенно если торцы стропильных ног обрезаны ровно. По опыту, хочется сказать, что особенно удачно этот способ сочетается с пологими крышами, с небольшим углом уклона и шириной свеса не больше 0,5 м. Обычно обрешётка прикручивается к стропилам и, уже к ней, крепится подшивочный материал. По этому способу, материал подшивки может быть любой: металлический или ПВХ , софит, доска или вагонка и т.д. Раскладывать материал можно как вдоль, так и поперёк, главное подготовить обрешётку для его крепления.

Подшивка свеса по стропилам

Горизонтальная подшивка свесов.

Исходя из опыта, этот способ подшивки особенно удачен при большом угле наклона скатов. Особенных трудностей, при проведении работ своими руками, традиционно, не возникает, но определённые нюансы, как всегда, есть. Для подшивки свесов по этому способу, требуется соорудить короб, к которому и будет крепиться подшивочный материал. При устройстве такого короба, следует обратить внимание на то, что образовавшийся конденсат, дождь и прочая влага должна отводиться от стен здания как можно дальше, для этого, обычно, задают уклон «от стены», т.е. для соблюдения этого правила, брусок на стене закрепляют на 50 мм выше от уровня бруска крепления подшивки на внешней стороне. Углы крыши соединяются с углами дома досками, если ширина свеса более 0,5 м, то посредине свеса прибивается ещё один продольный брусок, затем использую доборные элементы подшивочного материала, короб зашивается. Направление панелей подшивки не ограничено, конструировать можно самостоятельно.

Подготовка к горизонтальной подшивке свеса

В отличии от карнизного свеса - фронтонный, всегда подшивается по первому способу, по кровельной обрешётке. Важно будет устроить каркас из продольных брусков, а материал подшивки крепить уже к ним.

Чем выполняют подшивку свесов крыши? Материалы.

Доска и деревянная вагонка.

Доску выбирают, как правило, хвойных пород и строганую, вагонку лучше специальную, предназначенную для эксплуатации во влажных условиях, однако она дороже и многие применяют хвойную. Доска и должна быть обработана антисептическими составами и защищена лаком или краской.

Перед монтажом, доску или вагонку нужно выдержать на улице около четырёх недель. Дерево должно сравняться по влажности с материалами крыши во избежание деформаций. При установке досок перпендикулярно - крепление по краям, продольно - с интервалом через 0,6-1 м. Не забываем о вентиляции. При применении вагонки, вентиляционные зазоры не устраиваются, монтируются приобретённые вентиляционные решётки с интервалом 1-2 м. Минус - постоянно, в процессе эксплуатации, требует обслуживания: зачистки, покраски, пропитки…

Сайдинг и панели ПВХ.

Надеюсь, что эта статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях и Ваши друзья будут иметь возможность ознакомиться со свойствами современных строительных материалов..

Мы всегда рады проконсультировать Вас по любому вопросу, обращайтесь.

Тепла и уюта Вашему дому.

Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.

Особенности подшивки

Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

Выбор материалов

Традиционно обшивка крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

  • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
  • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
  • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
  • обладать эстетической привлекательностью.

В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

  • вагонка (деревянная и ПВХ);
  • софит (виниловый и алюминиевый);
  • профнастил.

Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.


Деревянная вагонка . Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.


Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

Вагонка ПВХ . Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

Софит . Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.


Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

Профнастил . Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.


Каркас обшивки карниза

Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :


Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

Монтаж подшивки

Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.


Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами . Это позволяет продлить срок службы подшивки.

Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.

Статьи по теме