Храмы московской областипушкинский район. Храмы московской областипушкинский район Иоанно богословская церковь

Иоанно-Богословский собор в Саранске украшает без малого четыре сотни лет этот край. За несколько веков кардинально поменялась история России, быт, нравы, архитектура, однако именно эта, по сегодняшним меркам, небольшая церковь, является воплощением русского духа, стойкости, веры.

В лихие советские времена церковь оставалась единственным пристанищем для христиан, а позже была внесена в официальный список памятников архитектуры XVII века и взята под охрану государства.

Вконтакте

История храма в Саранске

История храма примечательна тем, что разделила с народом печали, гонения, обрушившиеся на Россию за более чем триста лет назад, дождалась возрождения и обрела покой в XXI веке.

Церковь была построена из камня в 1693 году в популярном тогда нарышкинском стиле, с необычными барочными элементами. К основному храму в 1711 году пристроили колокольню и трапезную. Несмотря на иной стиль архитектуры, ансамбль смотрится компактно и гармонично.

В период установления советской власти и гонений на верующих, в храме запрещали проводить богослужения, его закрывали, снова открывали и длительное время Иоанно-Богословская церковь в Саранске оставалась единственным сооружением для христиан, где проводились службы.

Церковь заработала в полную силу в период перестройки, и, несмотря на появление новых, более красивых сооружений, остается любимицей горожан. Комплекс расположен недалеко от центральных туристических троп, в него захаживают знатоки зодчества полюбоваться иконостасом, центральной люстрой со множеством свечей, живописью безымянных художников.

С 1917 года в Стране Советов началось массовое варварское разграбление и уничтожение православных храмов.

Обратите внимание : выполняя заветы Ленина-Ульянова «бороться с национальной культурой великороссов», было уничтожено более 47 тысяч (!) православных сооружений.

На фоне атеистического безумия, полная сохранность Иоанна-Богословского храма выглядит чудом, хотя и его не обошли нововведения большевиков.

В начале 30-х церковь была закрыта, администрация города не придумала ей назначения и здание пустовало. Собор открыли за неимением альтернативы для проведения религиозных обрядов, однако, совсем ненадолго. Горсовет не смог мириться с работой храма и отправил комиссию, которая вынесла неутешительный вердикт: «Богословскую церковь закрыть из-за ветхого состояния».

Важно знать: трудно поверить, но нашлись люди, которые противостояли жесткой системе, не побоявшись ни ссылки, ни расстрела

.

Агафья Ефимова возглавляла в то время церковный совет Иоанно-Богословской церкви в Саранске Она написала апелляцию на решение Горсовета и получила ответ Президиума ЦИК о том, что церковь должна удовлетворять чаяния верующих до окончательного решения.

С переменным успехом церковь работала в сороковые годы. Только в 1946, по настоянию прихожан, в ней отреставрировали роспись, предотвратив гибель исторического памятника, и она заработала в полную силу, став соборной.

Архитектурные особенности

Иоанно-Богословский собор построен в необычном нарышкинском стиле, который приглянулся России, уставшей от тяжеловесных канонов. Он был более легкий, декоративный, церкви получались облегченные, стремящиеся в небеса.

Интересный факт: сегодня церковь смотрится миниатюрно, остается неким островком старины и нуждается в художественной реконструкции.

Собор Иоанна Богослова отличается фантазийной выкладкой верхнего карниза и рядом закомар, помещенных выше. В ансамбле с пятью куполами цвета оникс, увенчанными золотистыми крестами, храм смотрится великолепно. Несмотря на новшества, храм одноапсидный с кирпичными карнизами и традиционными кокошниками.

Святыни

Материал храма, иконный и живописный, дает глубинные представления основ христианской религиозной нравственности. Основной престол освящен во имя Иоанна Богослова. Это знаковая фигура в христианстве, которой удалось лицезреть Иисуса, получить от него откровения и донести его до поколений.

Правый престол посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, левый – святителю Николаю Мирликийскому. В церкви хранится список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери XVI века. Значимые реликвии притягивают прихожан, в церкви всегда кто-то есть: скорбящие, ищущие успокоения души, ликующие, отдающие благодарность Богу за содействие, путники, зашедшие постоять несколько минут в тишине и благодати.

Контакты

Иоанно-Богословсий собор расположен по адресу: г. Саранск, ул. Демократическая, д. 28; 8-834-247-17-27. Возглавляет приход Денисенко Николай Михайлович, окончивший Самарскую семинарию.

Важно знать: собор открыт ежедневно с 07-30 до 19-00.

Индивидуального сайта нет, но есть официальный сайт Саранской Епархии, к которой относится собор и где можно посмотреть новостную информацию, задать вопрос, узнать о службах, получить полезные ссылки.До Иоанно-Богословского собора можно дойти пешком за 30 минут, т.к. расстояние до него 2,6 км. На машине от вокзала до церкви потребуется 5 мин. пути.

Из Санкт-Петербурга ходят прямые поезда: № 347 (Санкт-Петербург – Уфа); № 337 до с остановкой в Саранске (время в пути 30 часов).

Из обоих городов можно доехать на автомобиле, используя навигатор и зная, что город расположен по трассе Р-158 Нижний Новгород – .

Возьмите на заметку: аэропорт Саранска закрыт на реконструкцию.

Намоленные миллионами душ стены Иоанна-Богословского собора — словно спасительный круг для скорбящих. Они дают силы, радуются и плачут с каждым, кто обращается к Богу. Священнослужители и прихожане надеются, что сообща смогут собрать деньги и провести внутреннюю реставрацию храма, чтобы сохранить для потомков частичку истории.

Подробнее о соборе смотрите следующее видео:

При въезде в подмосковную Коломну всех путников встречает Иоанно-Богословский храм и его 67-метровая колокольня, которая величественно возвышается над зданиями торговых рядов.

Церковь, давшая название проездной Ивановской башне Коломенского кремля, уже существовала не позднее второй половины XV столетия внутри крепости. В современном храме сохранился надвратный белокаменный барельеф XVI века с тех самых ворот — «Богоматерь с Младенцем Христом и предстоящим апостолом Иоанном Богословом».

В 1577 — 1578 гг. в писцовых книгах упомянут деревянный храм с иконами в полный рост деисусного ряда иконостаса. После пожара, в 1733 году, начали строить новую, каменную Иоанно-Богословскую церковь с приделом в честь святого мученика Иоанна Воина, но уже вне крепости — на Житной площади города. В 1739 году в Коломне снова случился пожар, и жертвователи пришли в разорение, поэтому до 1752 года храм был выложен от фундамента на три с четвертью аршина. В марте 1752 года по просьбе священника Сергия Петрова было дано дозволение на выдачу сборной книги для построения храма, строительство которого было завершено в 1756 году.

Перестройка ансамбля церкви началась в XIX веке, ради увековечивания побед России в Отечественной войне 1812 — 1814 гг. В 1819 году старая колокольня, грозившая падением, была разобрана. В 1826 — 1846 гг. стараниями коломенского купца И.И. Шапошникова возведена новая, ныне существующая звонница (на ней было семь колоколов, самый большой весом 347 пудов), и заново переложен алтарь.

В 1835 году в главном храме установлен новый иконостас (его золочение выполнено на средства коломенского мещанина Ф. Г. Дремязгина), а в 1848 году устроены иконостасы в приделах святого мученика Иоанна Воина и иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Примечательно, что в 1909 году иконостасы за ветхостью хотели заменить, но Московское археологическое общество не дало согласия ввиду их «красоты и художественного интереса».

28 августа 1848 года храм после возобновления освятил свт. Филарет Московский (Дроздов). В 1852 году звонница была соединена с трапезной храма. К 1865 году по проекту И. А. Дагаева вокруг церкви возвели четыре корпуса лавок в стиле каре, перестроенных в 60-х гг. XX века. Храмовый комплекс и церковная школа содержались на арендную плату торговцев. В церковной библиотеке размещалось более 200 книг — внушительная цифра по тем временам.

Из Иоанно-Богословского храма происходит образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских — «Никола с житием», созданный в XIV веке и ныне хранимый в Государственной Третьяковской галерее (напечатанная копия находится в храме).

В 1929 году Иоанно-Богословский храм был закрыт, а церковная утварь и иконы были утрачены. Житную площадь, на которой находилась церковь, переименовали в площадь Двух революций. В советское время в религиозном здании размещался склад магазина, отдел главного архитектора, торговый техникум. В 1981 году реставраторами С.П. Орловским и К.В. Ломакиным в ходе работ в трапезной части храма был неожиданно обнаружен белокаменный образ XVI века «Богоматерь с Младенцем Христом и предстоящим Иоанном Богословом», считавшийся утраченным. Икона была жестоко разрушена и замурована в стену.

В апреле 1997 года, в престольный праздник, была совершена первая более чем за 70 лет Божественная литургия. Храм преобразился: над четвериком заменили кровлю, церковь украсилась новой главкой и золотым крестом.

Весной 2004 года на самую высокую звонницу Коломны были подняты первые колокола, и за многие десятилетия тишины над городской площадью вновь зазвучал звон.

В мае 2005 года здание было целиком передано приходу.

В марте 2006 года, Великим постом, по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятеля храма священника Игоря Тарасова сменил священник Кирилл Седов. Под его руководством силами прихода началась расчистка старинного трапезного храма, были снесены внутренние перегородки бывших классов техникума. Увеличил свою площадь самый большой и знаменитый в городе церковный магазин «Святой апостол Иоанн Богослов» с богатым ассортиментом книжной литературы и церковной утвари. Чуть позже начал действовать интернет-магазин.

В августе 2009 года установлены куранты с боем на колокольню.

Был проведен внушительный объем ремонтно-реставрационных работ, но многое еще предстоит сделать.

Храм ведет активную просветительскую и социальную деятельность. При храме действует замечательная воскресная школа, в которую ходят дети от четырех до восемнадцати лет, проводятся занятия с родителями, собирается молодежный клуб. Уже четвертый год при Иоанно-Богословском храме осуществляет деятельность отделение Епархиальных Библейско-Богословских курсов имени прп. Сергия Радонежского и Библейский лекторий, на которых изучаются основы Православного богослужения, вероучения, разбирается Евангелие и можно получить ответ на любые вопросы, касающиеся духовной жизни. Настоятель храма проводит занятия с учащимися Коломенского медицинского колледжа, школ города Коломны и других учебных заведений.

Уже много лет при храме несет свое служение благотворительная столовая, в которой каждый желающий ежедневно может получить горячий обед. Приходская община оказывает поддержку многодетным семьям, беженцам и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

С марта 2010 года при храме действует добровольческое движение «Друзья милосердия». Волонтёры занимаются оказанием помощи нуждающимся детским и взрослым социальным и медицинским учреждениям: дому ребёнка, детскому туберкулёзному санаторию, детской больнице, роддому, дому ветерана, районной больнице.

В июне 2014 года, по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятелем храма назначен священник Димитрий Шаповалов.

Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Иоанно-Богословская церковь.
Действует.
Престолы: Иоанна Богослова, Владимира равноапостольного, Макария, митрополита Алтайского
Год постройки: Между 2000 и 2008.

Http://sobory.ru/article/?object=09836

Иоанно-Богословский храм г. Барнаула Барнаульско-Алтайской епархии. Строительство начато по благословению преосвященнейшего Максима (Дмитриева), епископа Барнаульского и Алтайского в 2003 году. Над проектом работали Ирина Тимофеева, Кирилл Храбрых и иерей Георгий Крейдун. Работы осуществляются на пожертвования прихожан и меценатов. Храм каменный двухэтажный. 20 октября 2007 года епископ Максим освятил придел равноапостольного князя Владимира расположенный в нижнем храме. 31 мая 2008 года иерейским чином освящен второй нижний придел в честь и память преподобного. Макария (Глухарева) Алтайского. В настоящее время в верхнем основном приделе храма Иоанна Богослова ведутся отделочные работы.

На территории храмового комплекса на месте разобранного временного богослужебного здания 18 декабря 2008 года епископ Максим (Дмитриев) освятил закладной храм 14000 младенцев от Ирода в Вифлиеме убиенных. (Настоятель иерей Георгий Крейдун)

Община верующих создана в 1996, богослужения во временной церкви проходили с 1997. В 2003–2009 гг. построен обширный каменный храм, освященный 4 октября 2009 года. Шестистолпное пятикупольное трехапсидное здание на высоком цокольном этаже с боковыми многомаршевыми крыльцами, хороший пример стилизации соборного зодчества XVI–XVII вв.

Использована информация проекта «Храмы России» (ttp://temples.ru/card.php?ID=15900).
Фото: Дмитрий Викторович Агеев

На праздник Обрезания Господня я встретился с отцом Николаем. Он служит ключарем в Иоанно-Богословском соборе. Эта церковь – современница Саранска, была заложена еще в начале 17 века. Ее стены помнят пугачевский бунт, многочисленные войны, на которые отправлялись жители города с молитвами и надеждами. Просто чудо какое-то, что храм сохранился. Но, как говорится, у Бога нет случайностей. Значит, нужно было так. Все здесь намолено: и стены, и иконы, и даже воздух особенный – благодатный. А список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери помогает людям в тяжелые минуты жизни, очищает их души, вселяя веру.Народ к ней идет и идет нескончаемым потоком. Многие жертвуют Милосердной Заступнице свои крестики. В правом приделе находится икона Божией Матери «Благовещение». Все мы помним, что сказал архангел Гавриил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Эти слова стали первой «благой» вестью для грешного человека, но не все готовы жить по-христиански. У кого-то поднялась рука на святыню – икона получила заметные повреждения в годы гонения на Церковь.


В Иоанно-Богословском соборе сводчатые стены основательно защищаютот городской суеты словно находишься под святым омофором, перед глазами появляется образ былой Руси с ее великими подвижниками благочестия. Поэтому я с трепетом в душе входил в церковь. Батюшка был занят – он беседовал с молодым человеком, который, по-видимому, пришел испросить духовного совета.

Взгляд отца Николая проникает глубоко в сердце, как бы выворачивая его наизнанку. Всем своим обликом он мне напомнил православного мыслителя Владимира Соловьева. И вот мы начинаем разговор. С первых же секунд батюшка расположил к себе своей простотой.

– Понятно, что мы живемв миру, но в то же время обращаем взор к Небу. По возможности следует спасать и других, чтобы хоть как-то изменить мир в лучшую сторону. Насколько хочет этого человек – главный вопрос. Если говорить о благотворительной помощи нуждающимся, то я вспоминаю недавнюю встречу с одним бизнесменом. Он с умилительной улыбкой мне рассказывал, как помогает детям в интернате. Я ему говорю: «Да, радостно становится от добрых дел, но надо прочувствовать. А это произойдет тогда, когда будем строить свою жизнь постоянно, изо дня в день, на Божиих Заповедях. Конечно, требуется много времени. Совсем недавно мы были лишены возможности заниматься и миссионерской деятельностью, и социальной. Кто мог подумать, что атеистический режим рухнет!

– Так почему же люди не меняются? – спрашиваю я отца Николая.


– Знаете, ответ прост. Не хотят меняться, потому что жизнь во грехе их устраивает. Для примера возьмем старое купечество. Сегодняшние бизнесмены с гордостью заявляют: «Я сам заработал деньги». Раньше купцы говорили: «Нам Господь дал». Однажды один делец решил заняться пивным промыслом и тогда батюшка ему резко ответил, что на такое не богоугодное дело он не даст благословение. Потом купец прогорел и занялся производством тканей. «А вот за это дело буду молиться», – сказал батюшка, потому что одежда нужна людям. Видите, какие взгляды существовали в дореволюционной России и меня часто спрашивают: «Отец Николай, хватит ли нам лет десять на то, чтобы вернуть православную Россию?» Я отвечаю:

– Дай Бог, чтобы наши внуки, в лучшем случае, жили бы в такой стране. На все требуется время.

Церковь всегда была неразрывно связана с социальным устроением жизни вокруг себя. Прихожане Иоанно-Богословского собора тоже принимали активное участие в сборе денежных средств пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, окормляют многодетные семьи, устраивают праздничные концерты для сирот. При храме открыта Воскресная школа, где как раз и воспитывают христианские добродетели в детях. Они с большим желанием посещают занятия.

– Уметь прощать и понимать каждого – вот одна из основных задач, – говорит батюшка. – Ненавидеть грех и следовать за Господом в непрестанной молитве, зажигая в себе Его благодатный свет,нужно стараться с детства, чтобы потом испытания, которые выпадут человеческую долю, не заточили окончательно душу в темницу пороков и страстей. В воскресной школе не палочная система, это место, куда тянутся и взрослые, и дети. Нить жизни не прерывается, а вот когдавозмущаются поведением нашей молодежи, я отвечаю:

– Нужно не только носить крестик,но и жить по крестику.

Сидели мы долго и беседовали в тихой молитвенной обстановке. Лампадки светились кротко с какой-то надеждой, согревая душу. Они продолжают светиться с глубокой старины пока жива святая Русь и от этого тепло на душе.

Сам отец Николай пришел к Богу, по его словам, «опытно». Сначала крестное знамение оказало на него свое решающее значение, а дальше пономарство. На жизненном пути в 1977 году, еще до поступления в семинарию, он повстречал отца Иоанна Верендякина, который впоследствии принял постриг. Вообще говоря, монашеский подвиг – это уникальное явление православной России. Достаточно вспомнить жизнеописание одного из молитвенников земли Русской Сергия Радонежского. Существовал духовный союз между народом и святыми подвижниками. Может быть, поэтому наше Отечество, опаленное войнами и эпохой советского безбожия, выстояло?

– А были такие случаи, когда в собор на Светлую Пасху не пускали хор, чтобы не состоялся крестный ход. Но люди шли в церковь, понимая, что у них будут неприятности на работе. Кстати, на Рождество Христово стала ходить молодежь и не ради красивого богослужения, – отмечает отец Николай. – Девушки и юноши осознанно готовятся к исповеди и Причастию святых Христовых Таин. В народе обычно говорят: «Каков поп, таков и приход». Поэтому батюшка должен сам меняться на своем духовном поприще и тогда будет результат на годы вперед.

Зашел у нас разговор и о старчестве. Всматриваясь в старинный Иоанно-Богословский собор,я вспомнил свою паломническую поездку в Оптину Пустынь. Тогда я хотел еще раз получить благословение от старца Илия. До этого я встречался с ним в одном из московских храмов. Осенний холодный вечер, рваные тучи плыли над крестами церкви и вдруг появляется старец – маленький, щупленький. Он очень быстро подошел помолиться к Иверской иконе Божией матери. А в самом храме практически не было людей. Мне матушка сказала: «Это старец Илий, иди попроси у него благословение». Мне было, конечно, боязно. К нему шли с разными вопросами и проблемами, лично ему в руки пытались передать записочки. А тут такое чудо – батюшка сам пришел в храм и я с ним встретился. Слава Богу!

Наверное, это стало одним из важнейших событий в моей жизни. Я впервые увидел старца. Вот поэтомуи решил съездить в Оптину Пустынь, еще раз встретиться с ним. Именно эти встречи определили мое дальнейшее укрепление в вере.


– Наверное, в жизни каждого человека существует такой момент, когда нужно выбирать – либо тратить время на то, чтобы пополнять копилку своих грехов, либо духовным мечом отсекать все нехорошее, вымаливать каждый прожитый день. Ведь воздаяние будет зависеть от нас самих. С утра до вечера суетимся, а в городах и ночью не останавливается поток жизни, –
сказал отец Николай.

У преподобного Ефрема Сирина есть такое образное сравнение:

«Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе; ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены. Взвешена и измерена жизнь всякого, вступающего в мир; нет ему ни средств, ни возможности переступить за назначенный предел. Бог положил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей; каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою; часы подламывают здание ее; и ты спешишь к своему концу, потому что ты – пар. Дни и часы, как тати и хищники, обкрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно прерывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее в гроб; вместе с днями и часами исчезает на земле жизнь твоя».

Рождественские праздничные дни продолжаются, а вместе с ними Господь наполняет сердца людей радостью великой. Отец Николай Чадин служит в Иоанно-Богословском храме почти тридцатьлет.За это время было совершено много добрых дел. Ведь не зря говорят: «Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце».




На праздник Обрезания Господня я встретился с отцом Николаем. Он служит ключарем в Иоанно-Богословском соборе. Эта церковь – современница Саранска, была заложена еще в начале 17 века.

Ее стены помнят пугачевский бунт, многочисленные войны, на которые отправлялись жители города с молитвами и надеждами. Просто чудо какое-то, что храм сохранился. Но, как говорится, у Бога нет случайностей. Значит, нужно было так. Все здесь намолено: и стены, и иконы, и даже воздух особенный – благодатный. А список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери помогает людям в тяжелые минуты жизни, очищает их души, вселяя веру.Народ к ней идет и идет нескончаемым потоком. Многие жертвуют Милосердной Заступнице свои крестики. В правом приделе находится икона Божией Матери «Благовещение». Все мы помним, что сказал архангел Гавриил: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Эти слова стали первой «благой» вестью для грешного человека, но не все готовы жить по-христиански. У кого-то поднялась рука на святыню – икона получила заметные повреждения в годы гонения на Церковь.

В Иоанно-Богословском соборе сводчатые стены основательно защищаютот городской суеты словно находишься под святым омофором, перед глазами появляется образ былой Руси с ее великими подвижниками благочестия. Поэтому я с трепетом в душе входил в церковь. Батюшка был занят – он беседовал с молодым человеком, который, по-видимому, пришел испросить духовного совета.

Взгляд отца Николая проникает глубоко в сердце, как бы выворачивая его наизнанку. Всем своим обликом он мне напомнил православного мыслителя Владимира Соловьева. И вот мы начинаем разговор. С первых же секунд батюшка расположил к себе своей простотой.

– Понятно, что мы живемв миру, но в то же время обращаем взор к Небу. По возможности следует спасать и других, чтобы хоть как-то изменить мир в лучшую сторону. Насколько хочет этого человек – главный вопрос. Если говорить о благотворительной помощи нуждающимся, то я вспоминаю недавнюю встречу с одним бизнесменом. Он с умилительной улыбкой мне рассказывал, как помогает детям в интернате. Я ему говорю: «Да, радостно становится от добрых дел, но надо прочувствовать. А это произойдет тогда, когда будем строить свою жизнь постоянно, изо дня в день, на Божиих Заповедях. Конечно, требуется много времени. Совсем недавно мы были лишены возможности заниматься и миссионерской деятельностью, и социальной. Кто мог подумать, что атеистический режим рухнет!

– Так почему же люди не меняются? – спрашиваю я отца Николая.

– Знаете, ответ прост. Не хотят меняться, потому что жизнь во грехе их устраивает. Для примера возьмем старое купечество. Сегодняшние бизнесмены с гордостью заявляют: «Я сам заработал деньги». Раньше купцы говорили: «Нам Господь дал». Однажды один делец решил заняться пивным промыслом и тогда батюшка ему резко ответил, что на такое не богоугодное дело он не даст благословение. Потом купец прогорел и занялся производством тканей. «А вот за это дело буду молиться», – сказал батюшка, потому что одежда нужна людям. Видите, какие взгляды существовали в дореволюционной России и меня часто спрашивают: «Отец Николай, хватит ли нам лет десять на то, чтобы вернуть православную Россию?» Я отвечаю:

– Дай Бог, чтобы наши внуки, в лучшем случае, жили бы в такой стране. На все требуется время.

Церковь всегда была неразрывно связана с социальным устроением жизни вокруг себя. Прихожане Иоанно-Богословского собора тоже принимали активное участие в сборе денежных средств пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, окормляют многодетные семьи, устраивают праздничные концерты для сирот. При храме открыта Воскресная школа, где как раз и воспитывают христианские добродетели в детях. Они с большим желанием посещают занятия.

– Уметь прощать и понимать каждого – вот одна из основных задач, – говорит батюшка. – Ненавидеть грех и следовать за Господом в непрестанной молитве, зажигая в себе Его благодатный свет,нужно стараться с детства, чтобы потом испытания, которые выпадут человеческую долю, не заточили окончательно душу в темницу пороков и страстей. В воскресной школе не палочная система, это место, куда тянутся и взрослые, и дети. Нить жизни не прерывается, а вот когдавозмущаются поведением нашей молодежи, я отвечаю:

– Нужно не только носить крестик,но и жить по крестику.

Сидели мы долго и беседовали в тихой молитвенной обстановке. Лампадки светились кротко с какой-то надеждой, согревая душу. Они продолжают светиться с глубокой старины пока жива святая Русь и от этого тепло на душе.

Сам отец Николай пришел к Богу, по его словам, «опытно». Сначала крестное знамение оказало на него свое решающее значение, а дальше пономарство. На жизненном пути в 1977 году, еще до поступления в семинарию, он повстречал отца Иоанна Верендякина, который впоследствии принял постриг. Вообще говоря, монашеский подвиг – это уникальное явление православной России. Достаточно вспомнить жизнеописание одного из молитвенников земли Русской Сергия Радонежского. Существовал духовный союз между народом и святыми подвижниками. Может быть, поэтому наше Отечество, опаленное войнами и эпохой советского безбожия, выстояло?

– А были такие случаи, когда в собор на Светлую Пасху не пускали хор, чтобы не состоялся крестный ход. Но люди шли в церковь, понимая, что у них будут неприятности на работе. Кстати, на Рождество Христово стала ходить молодежь и не ради красивого богослужения, – отмечает отец Николай. – Девушки и юноши осознанно готовятся к исповеди и Причастию святых Христовых Таин. В народе обычно говорят: «Каков поп, таков и приход». Поэтому батюшка должен сам меняться на своем духовном поприще и тогда будет результат на годы вперед.

Зашел у нас разговор и о старчестве. Всматриваясь в старинный Иоанно-Богословский собор,я вспомнил свою паломническую поездку в Оптину Пустынь. Тогда я хотел еще раз получить благословение от старца Илия. До этого я встречался с ним в одном из московских храмов. Осенний холодный вечер, рваные тучи плыли над крестами церкви и вдруг появляется старец – маленький, щупленький. Он очень быстро подошел помолиться к Иверской иконе Божией матери. А в самом храме практически не было людей. Мне матушка сказала: «Это старец Илий, иди попроси у него благословение». Мне было, конечно, боязно. К нему шли с разными вопросами и проблемами, лично ему в руки пытались передать записочки. А тут такое чудо – батюшка сам пришел в храм и я с ним встретился. Слава Богу!

Наверное, это стало одним из важнейших событий в моей жизни. Я впервые увидел старца. Вот поэтомуи решил съездить в Оптину Пустынь, еще раз встретиться с ним. Именно эти встречи определили мое дальнейшее укрепление в вере.

– Наверное, в жизни каждого человека существует такой момент, когда нужно выбирать – либо тратить время на то, чтобы пополнять копилку своих грехов, либо духовным мечом отсекать все нехорошее, вымаливать каждый прожитый день. Ведь воздаяние будет зависеть от нас самих. С утра до вечера суетимся, а в городах и ночью не останавливается поток жизни, – сказал отец Николай.

У преподобного Ефрема Сирина есть такое образное сравнение:

«Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе; ни один час не ждет другого, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены. Взвешена и измерена жизнь всякого, вступающего в мир; нет ему ни средств, ни возможности переступить за назначенный предел. Бог положил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей; каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою; часы подламывают здание ее; и ты спешишь к своему концу, потому что ты – пар. Дни и часы, как тати и хищники, обкрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей постепенно прерывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее в гроб; вместе с днями и часами исчезает на земле жизнь твоя».

Рождественские праздничные дни продолжаются, а вместе с ними Господь наполняет сердца людей радостью великой. Отец Николай Чадин служит в Иоанно-Богословском храме почти тридцатьлет.За это время было совершено много добрых дел. Ведь не зря говорят: «Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце».

Статьи по теме