Вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю орденов медалей. Введение во вспомогательные исторические дисциплины

К вспомогательным историческим дисциплинам относятся историческая география, историческая демография, ономастика, палеография, метрология, нумизматика, сфрагистика , геральдика, генеалогия и др.

Где жили люди в далеком прошлом, какими были условия их жизни, среда обитания, как изменялись границы государств, где возникли древние города, какова численность населения в них? На эти вопросы отвечает историческая география. В V в. до н. э. Геродот в своей «Истории» писал, что «люди живут сообразно природе». Действительно, в глубокой древности географический фактор определял исторические судьбы народов. Древнейшие цивилизации возникли именно в бассейнах крупнейших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Хуанхэ (см. Древний Восток).

Историческая физическая география позволяет установить, как под влиянием изменений климата изменялись условия жизни людей, происходила миграция населения. Народы покидали прежние поселения и искали более благоприятные места для жизни. Древнейшему географическому чертежу 15 000 лет, старинным географическим картам более 4 тыс. лет. Они помогают историку не только узнать, но и проверить факты.

Историческая демография (от греч. demos - народ) изучает процессы воспроизводства населения в различные исторические периоды. Для отдаленных эпох истории человечества изучение этих процессов в целом чрезвычайно сложно из‑за отсутствия достоверных источников. Некоторые сведения могут быть извлечены из древнеегипетской летописи, фрагменты которой относятся к Древнему царству (28 в. до н. э.), или данных «Илиады», так называемого каталога Гомера. В «Истории» Геродота есть сведения о численности персов в период греко-персидских войн (около 5 млн.), но многие историки считают эту цифру преувеличенной примерно в 5 раз.

Более достоверные сведения о демографических процессах относятся к эпохе феодализма . Наиболее ранней из переписей населения была английская «Книга Страшного суда», но и она не содержит сведений о всей Англии и касается только «держателей», а не численности их семей. Налоговые французские списки 1328 г., английские 1377 г., кадастры (систематические своды сведений) итальянских, датских городов и другие записи налогообложения называли только глав семей, но не всю семью, а численность её в тот период варьировалась от 3–4 до 6–7 человек. Существует множество методов определения общей численности населения. Один из них - по размерам численности городов данной области. Так, население столичного средневекового города составляло. около 1,5% от всего населения страны; число жителей крупного регионального центра - около 4%; плотность населения колебалась от 60–80 до 150–200 человек на гектар.

Очень сложно было определить социальный состав населения, здесь наиболее точны данные только по отношению к духовенству. В Италии оно составляло 2–3% населения, в Англии - около 15%. Соотношение сельского и городского населения также выявляется приблизительно. Так, в «Книге Страшного суда» названы десятки поселений, численность жителей которых достигала 400 человек. Следовательно, сельское население в Англии преобладало, так как даже в XIII в. численность горожан не превышала 10–12%. Во Фландрии и Брабанте в XV в. в городах жило 2/3 населения этих областей. На территории России, за исключением Новгорода, численность сельского населения преобладала над городским.

Только с XIX в. демографические подсчеты становятся более точными, расширяется круг источников, и в первую очередь статистических. Историческая демография развивает методику исследований, у нее появляется новый раздел - математическая демография, которая позволила проводить продольный и поперечный анализ поколений, составлять таблицы «дожитости», «плодовитости», «брачности». Стало возможным составлять модели населения и, следовательно, с большей достоверностью изучать демографические процессы и их влияние на историю человечества.

Многие факты исторической географии и демографии не могут быть правильно поняты без ономастики, изучающей собственные имена. Она имеет два основных подраздела: топонимику, изучающую историю географических названий, и антропонимику, изучающую историю личных имен. Топонимы позволяют изучить не только историю географических названий континентов, регионов, стран и городов, но и процессы миграции населения. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал, изучая топонимы Америки и Полинезии, обнаружил 40 общих топонимов и своими путешествиями на «Кон‑Тики» и «Ра» доказал теоретические выводы о миграции населения этих регионов.

Топонимика связана и с другой дисциплиной - историческим языкознанием. Историческое языкознание - научная дисциплина, которая изучает историю языков и отражение в ней истории народов. Сопоставительный, или сравнительно-исторический, метод устанавливает общность языков, отражающую историческую связь народов. Так, наиболее значительная индоевропейская группа языков доказывает общность санскрита, русского, литовского, итальянского, французского, английского, испанского, греческого и латинского языков. Общность проявляется в близости грамматического строя, в корнях; общие слова с помощью метода глоттохронологии (или метода «лексического ядра») позволяют установить границы расселения племен и народов в глубокой древности, процессы взаимовлияния, взаимопроникновения культур (см. Народы мира и их классификация).

В истории личных имен нашли свое отражение социальные явления, религиозные представления, национальные традиции. В русской антропонимической системе, например, изменения произошли в X в. после принятия христианства. При крещении имена выбирались из строго определенного перечня святых, помещенного в Святцах - церковном календаре. Эти имена принято называть календарными. На Руси календарными были греческие имена, но часть имен была древнееврейского (Библия) и римского происхождения. Впоследствии они прошли адаптацию и приспособились к русскому произношению: Иоанн - Иван, Георгий - Гюрг, а затем Юрий и Егор, Иаков - Яков.

Ономастика, топонимика, антропонимика зависят не только от законов фонетики и морфологии. Так, с пребыванием в течение одного века на престоле России трех Александров и двух Николаев связана популярность этих имен в среде русского дворянства. Внешняя политика России в правление Екатерины II привела к появлению целой серии греческих названий на юге России - Одесса, Севастополь, Никополь.

Историю письма, изменения его графики, материалы и орудия изучает палеография. Палеографический анализ старинных рукописей позволяет историку установить дату событий, о которых рассказывается в них. В 1750 г. до н. э. в Египте произошел социальный переворот. Об этом событии узнали из древней рукописи «Речение Ипувера», найденной в некрополе Саккара в конце XIX в. Спектрографический метод исследования и палеографический анализ папируса показали, что эта рукопись относится к эпохе Среднего царства (XVIII в. до н. э.) и рассказывает о реальных событиях.

Французский ученый Жан Мабильон в своей книге «Дипломатика» (1681) впервые разработал методику палеографического анализа рукописей. Он утверждал, что нельзя датировать рукописи без изучения изображенных на них гербов и печатей. В своих сочинениях он описал гербы и печати многих государств Европы, в том числе и Франции. Появились новые вспомогательные исторические дисциплины: геральдика (от лат. heraldus - глашатай) - наука о гербах и сфрагистика (от греч. sphragis - печать) - наука о печатях. Геральдика и сфрагистика взаимосвязаны, так как при составлении гербов и матриц печатей используется одна и та же символика. Эти дисциплины изучают родовые, городские и государственные печати и гербы. Изменение символики гербов и печатей всегда происходит под влиянием политических событий. Достаточно вспомнить историю создания Государственного герба России при Иване III и изменения в государственной символике после распада СССР в 1991 г.

Символика гербов и печатей обязательно появляется и на монетах. Ими занимается нумизматика (от лат. numisma - монета). Чеканка монет началась в 7 в. до н. э. в Лидии, первые монетные системы сложились в Милете и Афинах в 6–5 вв. до н. э. Монеты доносят до нас сведения о давно исчезнувших городах, героях и событиях. Нумизматика изучает монету только как исторический источник, а проблемы денежного счета интересуют метрологию (от греч. métron - мера). Она помогает понять вопросы экономического развития общества в различные периоды истории. Реальное содержание мер все время изменялось. В древности меры веса и денежного счета совпадали. Это объясняется тем, что драгоценные металлы применялись как мера веса и как единица денежного счета. В Вавилоне в законах Хаммурапи мина серебра - и весовая и денежная единица. На развитие мер влияют товарно-денежные отношения, и система мер складывается только тогда, когда между ними существует математическое соотношение. В период Великой французской революции 1789–1799 гг. были впервые высказаны идеи о создании международной десятичной системы мер, в России эта система мер была принята в 1918 г.

Вспомогательные исторические дисциплины позволяют исследователю установить исторический факт, доказать его достоверность, открывают перед нами новые страницы истории, углубляют наши знания.

Чтобы понять во всей сложности и глубине специфику исследовательской работы, необходимо проникнуть в творческую лабораторию историка. В арсенал оперируемых им средств непременно входят вспомогательные исторические дисциплины. Это собирательное название ряда специфических научных ответвлений, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования. Разработка их проблем подчинена задачам развития истории как науки. В современной литературе они иногда называются также специальными историческими дисциплинами. Наиболее общей из них является , занимающееся разработкой приемов и методов изучения и использования . К вспомогательным историческим дисциплинам относятся также: палеография, занимающаяся историей письма; эпиграфика, изучающая надписи на твердых предметах (камне, дереве, металле); папирология, изучающая письмо на папирусах; дипломатика, изучающая государственные акты; археография, разрабатывающая приемы и принципы публикации письменных источников; генеалогия , занимающаяся родословиями; геральдика - гербами; сфрагистика - печатями; историческая метрология - мерами в их историческом развитии; нумизматика - монетами, фалеристика - медалями и орденами; хронология , выясняющая системы летосчисления; историческая география и тесно связанная с ней топонимика (выделяемая иногда в самостоятельную дисциплину), объясняющая географические названия (топонимы); историческая демография - наука о народонаселении.

Источниковедение изучает весь круг разнообразных исторических источников. Внутри него выделяется ряд более узких дисциплин, например летописеведение (о его предмете говорит уже само название), и дипломатика, изучающая внутреннюю форму (построение текста или формуляр) актовых материалов - государственных договоров, частных актов.

В отличие от комплексного по сути источниковедения остальные вспомогательные исторические дисциплины носят более частный характер. Их можно разделить на две большие группы: 1) дисциплины, изучающие разные виды источников с какой‑либо одной специфической стороны; 2) дисциплины, изучающие определенный вид источников, но всесторонне рассматривающие основные особенности их содержания и формы. К первым относятся археография, архивоведение, генеалогия, метрология историческая, палеография, эпиграфика, папирология, текстология, хронология; ко вторым - геральдика, дипломатика, нумизматика, сфрагистика, фалеристика, эмблематика и др.

Все они, решая, казалось бы, частные проблемы, помогают воссоздать максимально достоверную и полную картину прошлою России. Реконструкция древних денежных систем невозможна без использования приемов нумизматики, всегда вызывающей интерес у юных коллекционеров. Монеты многое могут поведать и об истории государственного строя. Более поздние бумажные ассигнации изучает бонистика, награды (ордена, медали) и другие памятные знаки - фалеристика. Топонимика предоставляет в распоряжение исследователя дополнительные данные при изучении этнических процессов, истории населенных пунктов. Не меньший интерес для исторической географии представляют самые ранние карты территории нашей страны. Анализ бумажных водяных знаков (филигранология) позволяет датировать древние рукописи на бумаге, распространившиеся на Руси в XIII–XIV вв. Для определения даты написания манускриптов (на бумаге, пергаменте) и берестяных грамот также широко используется палеография, исследующая хронологические изменения в начертании букв. В центре внимания эпиграфики - надписи на крестах, камнях, ремесленных изделиях, стенах храмов (граффити), краткий по содержанию, но порой весьма информативный вид источников. Так, лишь в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого, он назван кесарем, т. е. царем. Там же говорится о какой‑то Бояновой земле, и у исследователей сразу же возникла ассоциация с легендарным поэтом-сказителем Бонном из «Слова о полку Игореве». До сих пор продолжаются споры ученых о содержании надписей на Тмутараканском камне XI в. и на глиняном тарном сосуде - амфоре из знаменитых гнездовских дружинных курганов под Смоленском. Создать целостную картину истории армии помогают, наряду с анализом письменных документов, оружиеведение, униформоведение, фалеристика.

Историческая хронология изучает системы летосчисления и древние календари (без чего нельзя понять последовательность и время совершения событий), метрология - меры веса, объема и длины. Не зная их, историк не может представить правильное соотношение между ними и современными мерами, а это особенно важно при разработке проблем денежного обращения, торговли, исторической географии. История государственного устройства Новгородской феодальной республики во многом реконструирована благодаря скрупулезному изучению вислых свинцовых печатей должностных лиц, чем занимается сфрагистика. Овладев простейшими приемами генеалогии, юные любители прошлого могут и сами попытаться написать историю своей семьи хотя бы на протяжении последних нескольких поколений, и неважно, какого она происхождения - дворянского, крестьянского, мещанского, рабочего. Еще одно дело им вполне по плечу - написание под руководством учителей истории родного села, района, родной улицы, школы. Исследованиями такого рода занимается историческое краеведение. Увлекательное занятие - изучение гербов государств, городов и старинных родов (см. Гербы городов Российской империи). Вспомогательный характер имеют историческая библиография , архивоведение, музееведение. Большинство из перечисленных выше дисциплин взаимосвязано. В последние десятилетия в них успешно внедряются методы естественных наук - химический, металлографический, петрографический анализы предметов; фотографирование выцветших рукописей в инфракрасных лучах; математическая статистика и корреляция, наконец, историческая информатика, основанные на использовании компьютера (см. Компьютер и история). Многие вспомогательные исторические дисциплины сформировались в XIX–XX вв. на изучении памятников древней и средневековой истории. Работа над источниками нового и новейшего времени требует дальнейшего развития уже сложившихся дисциплин (изучение почерков, разновидностей актов, идентификация фотографий, документальных кинолент, фонозаписей, печатей и т. д.).

Круг вспомогательных исторических дисциплин непрерывно расширяется, приводя к совершенствованию методики и техники работы историков, а значит, к углублению познания прошлого.

История, как наука, предмет и методы изучения.

Что такое история? Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (схема

История – это прежде всего область человеческой деятельности.

Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал и, следовательно, каков он.

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже художественная литература, потому что произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.

Схема 2

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950-1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет "чужеродное" происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино – в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, – звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино– и видеопленку материалы позволяют "остановить" мгновение, "оживить" невозвратно ушедшее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками (см. табл. 1).

Таблица 1

Вспомогательные исторические дисциплины

Название Предмет изучения
Генеалогия (греч. genealogia – родословная) Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика (лат. heraldus – глашатай) Наука, изучающая гербы
Дипломатика (греч. diploma – документ) Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю возникновения текста документов правового характера
Метрология (греч. metron – мера и logos – наука) Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии
Ономастика (греч. onoma – имя, наименование) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика – наука о географических названиях; антропонимика – наука, изучающая личные имена людей; этнонимика – наука, изучающая названия городов; теонимика – наука, изучающая имена богов
Нумизматика (лат. numisma – монета) Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков и др.
Палеография (греч. palos – древний и grafo – пишу) Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis – печать) Наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos – время) Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Этимология (греч. etymon – истина, истинное значение слова) Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слитно, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию – науку о внешних признаках рукописных источников.

Не менее важен для исследователей счет времени. Нетрудно, например, догадаться, что древние греки никогда не писали, что живут в V в. до н.э. Они вели свое летосчисление от начала первых Олимпийских игр. В допетровской Руси годы отсчитывали от библейского "сотворения мира". Кстати, Новый год наши предки встречали весной (1 марта), а с конца XV в. – в сентябре. За долгую историю человечества было создано и немало календарей. Лунные календари происходят из Месопотамии, а солнечные – из Древнего Египта. Календарь, близкий к тому, которым пользуемся мы, был создан в Древнем Риме. В I в. Г. Ю. Цезарь ввел календарь, состоящий из 365 дней и 6 часов, называемый юлианским. Согласно этому календарю один раз в четыре года наступает високосный год. Раз в 128 лет набегала разница в одни сутки. К XVI в. она составила десять дней, поэтому в 1582 г. Папа Римский Григорий провел реформу календаря. Так возник григорианский календарь. В нашей стране он (мы еще называем его "новый стиль") был принят только в 1918 г. Богослужения русской Православной церкви до сих пор происходят в соответствии с древним юлианским календарем. Разобраться с системами летосчисления и календарями разных времен и народов помогает историкам хронология.

На протяжении долгой истории человечества менялись не только системы счета времени, но и системы мер. Метрическая система принята в большинстве государств мира. Но в прошлом каждый народ имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология.

Как уже говорилось выше, память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина имеет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий).

Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика – наука о печатях. Одними из самых интересных исторических дисциплин являются генеалогия – наука о родословных игеральдика – наука о гербах.

Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины.


Похожая информация.


Вспомогательные исторические дисциплины - это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.


Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики : выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) - самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география - изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения - изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география - изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география - изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы - прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география - изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение - научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология - историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет , насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика - вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

Введение во вспомогательные исторические дисциплины

Раздел I

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах. Определения вспомогательных исторических дисциплин как системы научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований; или как дисциплин, изучающих отдельные свойства исторических источников и содержащейся в них информации; или как дисциплин, изучающих определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (И.Л. Беленький, И.А. Булыгин, А.А. Зимин, Е.И. Каменцева, С.М. Каштанов, В.Б. Кобрин, А.П. Пронштейн, Л.В. Черепнин, С.О. Шмидт и др.). Происхождение и методологическая ориентация этих определений, их достоинства и недостатки. Вспомогательные исторические дисциплины как собирательное понятие, объединившее исторически сложившийся круг дисциплин, участвующих в исследовании исторического источника и содержащейся в нем информации. Причины наличия или отсутствия понятия "вспомогательные исторические дисциплины" в отдельных европейских национальных историографиях.

Состав вспомогательных исторических дисциплин. Исторически сложившийся круг вспомогательных исторических дисциплин. Предмет и задачи отдельных вспомогательных исторических дисциплин.

Палеография и "неография". Филигранология. Папирология. Берестология. Эпиграфика.

Историческая хронология. Историческая метрология.

Дипломатика. Кодикология. Летописеведение. Эпистолография.

Текстология и герменевтика как вспомогательные исторические дисциплины.

Историческая ономастика и ее субдисциплины: антропонимика, зоонимика, топонимика, гидронимика, астронимика и др.

Генеалогия. Биографика. Просопография.

Символика. Эмблематика. Геральдика. Сфрагистика.

Нумизматика. Бонистика.

Вексиллология. Фалеристика. Медальерика. Глиптика.

Иконография.

Униформология. Оружиеведение.

Филателия. Филокартия.

"Вспомогательные" и "специальные" исторические дисциплины. Источниковедение в его прошлом как вспомогательная историческая дисциплина. Вопрос о принадлежности к "специальным и вспомогательным историческим дисциплинам" – археологии, археографии и архивоведения, документоведения, исторической библиографии и эвристики, исторической географии, исторической картографии, исторической демографии, исторической статистики, исторического краеведения, музееведения – и его решения в разное время.

Раздел II

ИСТОРИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

"Практическая стадия" бытования элементов культуры, преобразуемых впоследствии в предмет исторического изучения. Традиции сохранения и передачи знаний об элементах культуры (язык, ориентация в родовых отношениях, счет времени, измерение пространства, традиция письменности, символика собственности, этнонациональные символы, счет ценностей, единицы обложения, отличия и регалии, одежда, именование одушевленных и неодушевленных объектов, знаки и изображения божеств, обряды, ритуалы и др.). Знаковая природа элементов культуры. Локализация знаков в историческом пространстве (время, место, "хозяин" знака, действие). Информационный потенциал знаков культуры. Исторические источники, возникающие на "практической стадии" бытования элементов культуры. Два их основных класса, с точки зрения вспомогательных исторических дисциплин: 1) источники, в которых эти элементы культуры применены как существующая в обществе данность (применение традиции); 2) источники, в которых целенаправленно объясняются эти элементы культуры (обучение и трансляция традиции).

Становление рационалистической критики исторических источников и рождение вспомогательных дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины в культуре общества нового времени.

Культура Возрождения и ее историография средних веков: рождение вспомогательных наук истории. Л. Валла и его критика "Donatio Constantini" с помощью филологических аргументов и анализа культурных реалий эпохи императора Константина. Последующая рационалистическая критика текстов исторических источников в Италии (Ф.Бьондо и др.) и Германии (У. фон Гуттен и др.) и роль в ней изучения внешних особенностей источников и культурных реалий изучаемого времени. Создание книжных и музейных собраний (библиотеки и собрания монастырей, Библиотека Ватикана, Лауренциана, Дворец дожей, Лувр и Королевская библиотека в Париже, Британский музей, библиотеки и собрания европейских университетов, частные коллекции) и их роль в развитии интереса к культурным реалиям античности и средневековья и становлении вспомогательных исторических дисциплин. Издание исторических хроник в Германии, деятельность мавристов во Франции, болландистов в Нидерландах; выработка правил критики и издания исторических источников. Ж.Мабильон, Ж.Болланд, Б.Монфокон, А.Муратори и начала палеографии, хронологии, дипломатики, критики и истолкования текстов. Г.В. Лейбниц и его работы по генеалогии, вексиллологии, хронологии.

Философско-исторические и эрудиционные течения в европейской просветительской историографии; развитие вспомогательных дисциплин в рамках эрудиционных течений. Становление вспомогательных исторических дисциплин как результат критики политической истории аргументами истории культуры. Задачи установления подлинности, критики "басен" и уточнения сообщений исторических источников. Различия в статуте источниковедческих исследований и вспомогательных исторических дисциплин в европейских национальных историографиях. А.Л. Шлёцер и его исследования исторических источников в России и в Германии. Причины складывания особого внимания к источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам в Германии и России.

Элементы критики исторических источников в деятельности российских историков XVIII – начала XIX вв. Наблюдения и замечания В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера, И.Н. Болтина, М.М. Щербатова, Н.М. Карамзина. Осознание роли хронологических, генеалогических и иных исследований в написании русской истории. Создание музейных собраний (Кунсткамера, Эрмитаж, частные собрания) и их роль в становлении вспомогательных исторических дисциплин. Специальные работы Н.Н. Бантыша-Каменского, Н.И. Новикова, В.В. Крестинина, А.И. Мусина-Пушкина, А.И. Бакмейстера и др. Кружок Н.П. Румянцева, Археографическая экспедиция, Археографическая комиссия, их роль в оформлении вспомогательных исторических дисциплин как отраслей исторического знания. Становление общей терминологии дисциплин ("вспомогательные сведения" по А.Н. Оленину, 1809); дальнейшая разработка общей терминологии и проблематики историками, археографами и любителями – знатоками отдельных дисциплин (М.Т. Каченовский, М.П. Погодин, И.С. Бекенштейн, А.Г. Князев и др.) и библиографами (Х.А. Шлецер, К. Фойгт, В.Г. Анастасевич, В.И. Межов). Преобладание вспомогательных дисциплин, связанных с политической историей (генеалогия, геральдика, сфрагистика, фалеристика, нумизматика). Наблюдение явлений как метод; первые опыты систематизации наблюдений. Прагматический эрудиционный характер работ, создававшихся на рационалистической основе.

Развитие исторической науки в Европе и в России на основе эволюционных теорий и вспомогательные дисциплины. Смена научных приоритетов в историографии: история права, социальных отношений, экономическая история. Эволюция источниковедения; источниковедение и филология. Изменения в составе и значимости вспомогательных исторических дисциплин: выход на первый план дипломатики и палеографии. Музеи, библиотеки, исторические и историко-культурные общества как центры сохранения и развития знаний в области вспомогательных дисциплин. Вопросы вспомогательных исторических дисциплин в "Monumenta Germaniae Historica" и других европейских изданиях, в сводной библиографии "Quellenkunde der deutschen Geschichte". Осознание системности вспомогательных дисциплин, их позиционирование по отношению к истории. Школа хартий в Париже и начало преподавания вспомогательных исторических дисциплин (1821).

Т.Н. Грановский, Н.В. Калачов, Ф.Ф. Фортинский и др. о составе и отношениях "вспомогательных наук". Развитие прикладной, исследовательской и коллекционерско-собирательской деятельности. Разработка отдельных дисциплин (работы П.Г. Буткова, И.И. Кауфмана, А.Б. Лакиера, Б.В. Кёне, П.П. Винклера, И.П. Лаптева А.И. Ламберти Ф.И. Петрушевского, К.Я. Тромонина В.К. Трутовского и др.). Установление связей "вспомогательных наук" ("вспомогательных знаний") с историей литературы и искусства, права, торговли и быта. Вопросы вспомогательных исторических дисциплин в изданиях исторических источников (летописи, акты) в России в середине и второй половине XIX в. Первые лекционные курсы по вспомогательным дисциплинам (И.П. Сахаров и др.). Петербургский (1877) и Московский (1907) археологические институты и их опыт преподавания вспомогательных дисциплин. "Вспомогательные науки" в университетском историко-филологическом образовании, в подготовке юристов и землеустроителей (палеография, дипломатика).

Вспомогательные исторические дисциплины в культурной среде завершения новой истории и возникновения новой познавательной ситуации конца XIX – начала XX вв. Возникновение методологии истории как направления исследований и предмета преподавания в высшей школе Европы и России. Воздействие разработки проблем теории исторического процесса, методов исторического познания и источниковедения на вспомогательные исторические дисциплины. Смена двухстепенной конструкции "история и ее вспомогательные дисциплины" сложными многостепенными конструкциями и связанное с ней позиционирование вспомогательных исторических дисциплин по отношению к источниковедению, к методу исторического исследования и собственно к истории.

Вопросы вспомогательных наук истории дисциплин в университетских курсах методологии истории, методов исторического исследования, источниковедения, исторической терминологии, их преимущественное соотнесение с письменным историческим источником. Вспомогательные науки истории в трудах Э.Фримена ("The Methods of Historical Study"), И.Г.Дройзена ("Grundriss der Historik"), Э.Бернгейма ("Lehrbuch der historischen Methode und der Geschichtsphilosophie"), Ш.Сеньобоса и Ш.-В. Ланглуа ("Introduction aux etudes historiques"), А.С.Лаппо-Данилевского ("Методология истории").

Переход от преимущественно любительской к преимущественно профессиональной научной разработке вспомогательных исторических дисциплин. Разделение теоретической и прикладной части вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательные дисциплины европейской науки в сводных библиографиях "Quellenkunde zur Weltgeschichte" (1910) и "Quellenkunde der deutschen Geschichte".

Утверждение понятия "вспомогательные исторические дисциплины" в исторической науке России. Дифференциация и оформление дисциплин. Первые итоги теоретического и историографического осмысления вспомогательных исторических дисциплин в труде В.С. Иконникова "Опыт русской историографии". "Золотой век" вспомогательных исторических дисциплин в России в конце XIX – начале XX вв.; переход от наблюдения к системному описанию. Издание крупных работ и учебных курсов по отдельным дисциплинам. Труды Ю.В. Арсеньева, Е.Ф. Карского, С.К. Кузнецова А.С. Лаппо-Данилевского, Н.П. Лихачева, В.К. Лукомского, А.В. Орешникова, Д.И. Прозоровского, Д.А. Ровинского, Л.М. Савелова, И.М. Снегирева, А.И. Соболевского И.И. Срезневского, Н.С. Тихонравова, С.Н. Тройницкого, В.Н. Щепкина и др. Совершенствование метода и техники исследований. Классификация вспомогательных исторических дисциплин. Первые опыты научного синтеза отдельных групп дисциплин и начало их общего культурологического осмысления; роль А.С. Лаппо-Данилевского в постановке этой проблемы.

Вспомогательные исторические дисциплины в исторической науке ХХ века.

Культурная и историографическая ситуация и пути развития исторической науки и вспомогательных исторических дисциплин после первой мировой войны. Кризис и распад классической историографии предшествующих столетий. Изменение статуса исторической науки в общественном сознании. Изменение менталитета историка. Идеологизация и политизация исторической науки в различных типах индустриальных обществ. Изменения в потребности в специальной эрудиции, в характере и статусе и вспомогательных исторических дисциплин. "Оттеснение" вспомогательных исторических дисциплин в узкопрофессиональные ниши. Проблемы сохранения профессионализма и проблемы изменения направления развития дисциплин.

Консервативный "германский вариант" в 20-х – первой половине 40-х гг.: реставрация и модификация предвоенных историографических традиций, подчинение эрудиции идеологическим принципам пангерманизма и фашизма.

Либеральный "французский вариант". Поиски Л. Февра и М. Блока в области методологии истории. Представления "Школы Анналов" об истории как науке о человеке и обществе; обоснование необходимости использования данных других наук (психологии, географии, экономики, статистики) для ее изучения. Разработка и применение междисциплинарных методов. Расширение понятия "исторический источник" и базы исторических исследований. Рост эрудиции историка за традиционными пределами исторической науки, новое соотношение элементов его профессиональной эрудиции. Противоречие процессов: повышение качества исторического моделирования и рассеяние вспомогательных исторических дисциплин в множественности методов исторических исследований, девальвация их статуса.

Радикальный "советский марксистский вариант". Формационная теория и выдавливание культуры научно-исторической эрудиции и вспомогательных исторических дисциплин на периферию исторических исследований. Особенности кризиса эрудиции классического типа в советской исторической науке. Воздействие организационной и методологической сегрегации исторической науки ("новая, марксистская" и "старая, буржуазная" историческая наука) на состояние вспомогательных исторических дисциплин. Трактовка методов работы с источниками как "техники". Возвращение к статусу дисциплин как "вспомогательных", второстепенных и к ограничению их преимущественно рамками истории средневековья.

Учебные пособия по методике исторического исследования А.М. Большакова, С.Н. Быковского, Г.П. Саара, А.В. Шестакова (20-е – начало 30-х гг.). Состав и классификация исторических дисциплин, понимаемых как вспомогательные. Лекции А.И. Андреева, С.Н. Валка и М.Д. Приселкова по вспомогательным историческим дисциплинам на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Создание Историко-архивного института и преподавание в нем вспомогательных исторических дисциплин, их отношение к курсам источниковедения и архивоведения; курсы и научные работы С.Б. Веселовского, В.К. Лукомского, М.Н. Тихомирова, Н.В. Устюгова, Л.В. Черепнина. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины как метод исследования исторического источника. Возвращение к разработке отдельных научных проблем вспомогательных исторических дисциплин во второй половине 1930-х гг. в рамках "сталинско-академической" исторической концепции. Музеи как центры сохранения вспомогательных исторических дисциплин.

Сборники "Вспомогательные исторические дисциплины" (1937) и "Проблемы источниковедения" (1933 – 1962).

Изменения в исторической науке после Второй мировой войны. Начало деидеологизации и возвращения к историзму в европейской науке. Дискуссии в западной историографии по проблемам исторического познания, рост интереса к историческому источнику и методам его изучения. Распространение методов междисциплинарных исследований, возобновление интереса к атрибутам культуры прошлого. Восстановление статуса эрудиционных исследований. Появление крупных научных описаний рукописных собраний и исследований греческой (М. Ришар, Р. Девреес и др.), латинской (Ж. Маллон, Р. Маришаль, Х. Ферстер), славянской (В. Водов и др.), арабской (А. Громанн и др.) палеографии; издание фундаментальных работ по дипломатике (Б. Барбиш, Р.-А. Ботье, Дж. Бателли, К. Брюль и др.), нумизматике (П. Айнциг, Г. Маттингли, Ж. Порто, Ж. Сабатье и др.) и другим вспомогательным историческим дисциплинам. Превращение вспомогательных дисциплин в одно из средств исторического синтеза.

Роль вспомогательных исторических дисциплин в подъеме историографии античности и средневековья в советской исторической науке 40-х – середины 80-х гг. Проблемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин в труде Л.В. Черепнина "Русские феодальные архивы". Успехи эпиграфики (И.М. Дьяконов, Г.А. Меликишвили, Б.Б. Пиотровский и др.), палеографии (Е.Э. Гранстрем, А.Д. Люблинская, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, М.В. Щепкина и др.), филигранологии (С.А. Клепиков), берестологии (А.В. Арциховский, Л.П. Жуковская, В.Л. Янин), дипломатики (А.А. Зимин, С.М. Каштанов и др.), текстологии (Д.С. Лихачев), хронологии (Н.Г. Бережков), метрологии (Е.И. Каменцева), нумизматики (И.Г. Спасский, Г.А. Федоров-Давыдов, В.Л. Янин и др.), сфрагистики (В.Л. Янин) и других дисциплин. Основание ежегодника "Вспомогательные исторические дисциплины" (с 1968) и отраслевых периодических сборников ("Нумизматика и эпиграфика", "Нумизматика и сфрагистика" и др.), региональных изданий – "Исторические источники и их использование" (Киев, 1964-1972), "Вспомогательные исторические дисциплины" (Свердловск, 1974) и др. Деятельность исторических музеев. Историография вспомогательных исторических дисциплин (В.И. Буганов, Л.В. Черепнин, С.О. Шмидт, В.Л. Янин). Связь вспомогательных исторических дисциплин с разработкой отечественной и всеобщей истории времени античности и средневековья.

Различия в применении критериев источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин в различных отраслях исторической науки в СССР. Ограничения в применении этих критериев ко всему объему исторического познания; неудачные попытки отдельных исследователей преодолеть эти ограничения. Ослабление идеологического давления. Статья Ю.Н. Афанасьева «Прошлое и мы» (1985). Отставание проблематики вспомогательных исторических дисциплин как одна из ключевых проблем. Назревание противоречий между методом и методологией, исследовательской деятельностью и концептуальной заданностью. «Перестройка», распад СССР, крушение марксистско-ленинской исторической концепции.

Вспомогательные науки истории в постмодернистском обществе. Формирование современного гуманитарного знания. Новые подходы к исследованию социальной реальности, дискуссии по этим проблемам в философии, исторических науках, литературоведении, реализация новых подходов в современном гуманитарном знании. Новые модели истории - цивилизационные, историко-культурологические, историко-антропологические, этносоциальные и т.п.; осознание проблемы культуры как одной из ведущих проблем гуманитарного и исторического познания. Современные определения объекта и предмета исторического познания.

Предмет вспомогательных исторических дисциплин в свете новых подходов. Начало пути от «вспомогательной дисциплины» к методу познания. Проблема культуры как генеральная проблема вспомогательных исторических дисциплин; исследование методами этих дисциплин знаковой природы культуры. Исторический источник в системе «историческая действительность - историческое знание». Модели интерпретации целей и задач обращения к историческому источнику. Место вспомогательных исторических дисциплин в этих интерпретациях. Новая система целей и задач дисциплин. Осознание суверенности и равноправия дисциплин, методами которых исследуются отдельные элементы культуры прошлого и настоящего, единства и взаимосвязи этих дисциплин в гуманитарном познании. Роль исследований и научных конференций, проводимых в 1990-х - 2000-х гг. в Российском государственном гуманитарном университете, в этих процессах.

Вспомогательные науки истории, историческое образование и профессионализм историка. Вспомогательные исторические дисциплины - основа исторического образования, ориентированного на достоверность знания. Утверждение вспомогательных наук истории как университетских учебных дисциплин в Западной Европе и России. Ш. Ланглуа о преподавании вспомогательных наук истории; поворот исторического образования к исследовательской концепции профессионализма. Вспомогательные науки истории и профессионализм историка-архивиста. Концепция Школы Хартий.

Вспомогательные науки истории в составе общей концепции методологии исторического знания конца XIX - начала ХХ вв. Состав «вспомогательных наук истории» в позитивистской образовательной модели: учебник Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Расширение традиционного круга дисциплин в связи с новым пониманием целей исторической науки. Вспомогательные дисциплины и другие необходимые историку знания в области естественных и гуманитарных наук. Учебник исторического метода Э. Бернгейма. Европоцентристская ориентированность корпуса вспомогательных наук истории: новые вызовы и новые подходы. Проблематика вспомогательных исторических дисциплин в Секции методологии истории Берлинского Международного конгресса историков (1908 г.).

Российское академическое сообщество и проблема исторического профессионализма. А.С. Лаппо-Данилевский о «технических учениях» в профессионализме историка, психолога, социолога. Вспомогательные науки истории и историческая проблематика в условиях новейшего времени. «Академическая выучка» в представлениях М.Н. Покровского. Связь исторического профессионализма (методологии исторических дисциплин) с общей проблематикой достоверности исторического познания.

Вспомогательные науки истории как основа деятельности историка-архивиста. Образование Историко-архивного института (1930) и формирование образовательной модели историка-архивиста. Создание кафедры вспомогательных исторических дисциплин и разработка ее концепции (А.Н. Сперанский, А.И. Андреев и др.). Становление учебных курсов палеографии, дипломатики, хронологии, метрологии, сфрагистики. Школа источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института. Состав и программы курса «Вспомогательные исторические дисциплины», лекционные курсы и учебные пособия А.А. Зимина, Е.И. Каменцевой, А.Т. Николаевой, А.Л. Станиславского, Н.В. Устюгова, Н.С. Чаева, Л.В. Черепнина и др. Дискуссии вокруг учебника Л.В. Черепнина. Постановка изучения памятников письменности в рамках общеисторического процесса и развития культуры, письменности и публикации исторических источников. Связь школы с архивоведением и исследованием архивных документов.

Корпус вспомогательных наук истории в университетском образовании. Создание кафедры источниковедения в Московском государственном университете (М.Н. Тихомиров). Учебные пособия А.В. Муравьева, М.Н. Тихомирова, В.Л. Янина и др. Школа Ленинградского университета. Вспомогательные дисциплины в других вузах страны; учебные пособия А.П. Пронштейна и В.Я. Кияшко (Ростов-на-Дону), А.А. Введенского, В.А. Дядиченко и В.И. Стрельского (Киев), И.П. Ермолаева (Казань) и др. Вспомогательные науки истории в педагогическом образовании (В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин).

Вспомогательные науки истории в концепции нового гуманитарного образования в РГГУ. Новые концепции вспомогательных исторических дисциплин в рамках гуманитарных наук и гуманитарного образования.

Раздел III

ТЕОРИЯ И МЕТОД ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Природа вспомогательных исторических дисциплин. Природа изучаемых дисциплинами явлений: единство вспомогательных исторических дисциплин, основанное на единой системе знаковых элементов культуры, и разнообразие, определяемое разнообразием подсистем знаковых элементов культуры. Природа происхождения вспомогательных исторических дисциплин – потребности прочтения, исследования и интерпретации исторического источника. Двойственная природа вспомогательных исторических дисциплин: их суверенное и их вспомогательное начало.

Система задач вспомогательных исторических дисциплин. Исследование отдельных подсистем культуры (знаковых элементов культуры) в их эволюции как фундаментальная задача вспомогательных исторических дисциплин. Исследование явления культуры (знака культуры), данного в историческом источнике, и локализация знака в историческом пространстве (время, место, "хозяин" знака, действие) как практическая исследовательская задача вспомогательных исторических дисциплин. Определение соотношения исторического источника и знака культуры, заключенного в нем, как исследовательская проблема.

Классификация вспомогательных исторических дисциплин. Классификация как метод познания множества объектов. Классификация наук как научная проблема. Отношение вспомогательных исторических дисциплин к источниковедению (А.С. Лаппо-Данилевский). Существующие классификации вспомогательных исторических дисциплин (Е.И. Каменцева, С.М. Каштанов, В.Б. Кобрин, А.П. Пронштейн, Л.Н. Пушкарев и др.), их основания. Классификационные признаки (типы и виды исторических источников; изучение исторического источника в целом или изучение его элементов; изучение формы исторического источника или его содержания; классификация по характеру решаемых вспомогательными историческими дисциплинами задач, и др.). Причины, порождающие множественность классификационных подходов; зависимость последних от определения вспомогательных исторических дисциплин. Построение классификации вспомогательных исторических дисциплин как проблема классификации явлений культуры времени познаваемых объектов и времени познающего субъекта.

Метод источниковедения во вспомогательных исторических дисциплинах. Общность метода источниковедения для всех вспомогательных исторических дисциплин. Связь вспомогательных исторических дисциплин через метод источниковедения с методологией познания. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур для получения, исследования, оценки и интерпретации данных об изучаемых вспомогательными историческими дисциплинами явлениях культуры (знаковых элементах и подсистемах культуры).

Методы естественных и гуманитарных наук как методы отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Применение во вспомогательных исторических дисциплинах методов и концепций естественных и гуманитарных наук, близких по предмету исследования (историческая хронология и математическая хронология и астрономия; историческая метрология и математическая метрология; вспомогательные исторические дисциплины, изучающие названия, и филологические науки; вспомогательные исторические дисциплины, изучающие изображения, и искусствоведение; и др.). Аналитические методы технических наук во вспомогательных исторических дисциплинах (химический, спектральный, радиоуглеродный анализ и др.). Обратные связи вспомогательных исторических дисциплин с этими науками.
Адаптация общенаучных методов и специальные методы во вспомогательных исторических дисциплинах. Адаптация методов сравнительного, историко-сравнительного, системно-структурного анализа и др. Собственные методики вспомогательных исторических дисциплин, выработанные палеографией, дипломатикой, кодикологией, генеалогией и другими дисциплинами. Накопление и систематизация сравнительно-справочного материала как методика вспомогательных исторических дисциплин.
Метод историко-культурного исследования как основной метод концептуальных построений вспомогательных исторических дисциплин. Связь вспомогательных исторических дисциплин через метод историко-культурного исследования с методологией познания. Интерпретация изучаемых вспомогательными историческими дисциплинами явлений как явлений культуры (язык, ориентация в родовых отношениях, счет времени, измерение пространства, традиция письменности, символика собственности, этнонациональные символы, счет ценностей, единицы обложения, отличия и регалии, одежда, именование одушевленных и неодушевленных объектов, знаки и изображения божеств, обряды, ритуалы и др.). Знаковая природа элементов культуры. Исследование вспомогательными историческими дисциплинами знаковой природы культуры. Проблемы эволюции элементов культуры и исследования фиксации этой эволюции историческими источниками. Историко-культурный анализ. Историко-культурное построение как основание концепций вспомогательных исторических дисциплин.
Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины как метод исследования исторических источников. Применение методов и данных, предоставляемых вспомогательными историческими дисциплинами, для исследования происхождения и содержания исторических источников. Исторический источник как носитель различных знаков культуры; его комплексный анализ с помощью различных вспомогательных исторических дисциплин. Междисциплинарные связи вспомогательных исторических дисциплин.

Вспомогательные исторические дисциплины и гуманитарные науки. Общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов, служащих объектом любого гуманитарного исследования. Роль вспомогательных исторических дисциплин в оценке исторического источника как исторического явления и определение его информационных возможностей для гуманитарного исследования. Вспомогательные исторические дисциплины в гуманитарных и социальных науках (философия, психология, филология, экономика, социология, политология), в изучении истории гуманитарной культуры.

Вспомогательные науки истории и проблемы современных гуманитарных наук. Общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов, служащих объектом гуманитарного исследования. Роль вспомогательных исторических дисциплин в оценке исторического источника как исторического явления и определение его информационных возможностей для гуманитарного исследования.

История как наука о человеке и человеческой деятельности. Превращение традиционных вспомогательных наук истории в общегуманитарные подходы, их применение в междисциплинарных исследованиях. Проблемы пространства и времени, их интерпретации в современных гуманитарных науках. Проблематика письма и герменевтика текста и ее связь с методами палеографии и дипломатики. Дипломатика и правовой опыт современного общества; дипломатика и изучение социальных структур, традиций, ментальности. Символика, эмблематика, геральдика, дисциплины ономастического цикла и исследование гуманитарными науками знаковых систем. Генеалогия, просопография, биографика и историческая антропология. Генеалогический аспект в исследовании социальной мобильности и социальных страт в отечественной и мировой науке. Генеалогия и историческая география в исследовании проблем происхождения и миграций людей в современном мире. Генеалогические проблемы глобализации и компаративистики. Взаимосвязи генеалогии с генетикой и другими естественными науками о человеке. Генеалогия и социальная психология: брачные союзы и предпочтения как индикатор социальной психологии и изучения истории ментальности. Историческая демография и ее генеалогические аспекты. Право, семья, связь поколений, преемственность культурных традиций в современном массовом сознании.

Вспомогательные исторические дисциплины в гуманитарных и социальных науках (философия, психология, филология, экономика, социология, политология), в изучении истории гуманитарной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Каменцева Е.И. История вспомогательных исторических дисциплин: Учебное пособие. М., 1979. 42 с.

Дополнительная

Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983.

Афанасьев Ю.Н. Прошлое и мы // Коммунист. 1985. № 14.

Большаков А.М. Вспомогательные исторические дисциплины. Тверь, 1923; 4-е изд. Л., 1924.

Буганов В.И. Источниковедение и специальные исторические дисциплины (Доокт. период) // Археография и источниковедение: Северный археогр. сб. 1977. Вып. 4.

Быковский С.Н. Методика исторического исследования. Л., 1931.

Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.

Введенский А.А. Вспомогательные исторические науки в работе архивистов // Вопросы архивоведения. 1962. № 2.

Введенський А., Дядиченко В., Стрельський В. Допомiжнi історичні дисципліни: Уч. посiбник. Київ, 1963.

Вилинбахов Г.В. Некоторые проблемы соотношения старых и новых вспомогательных исторических дисциплин (геральдика, вексиллология, фалеристика) // Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983. С. 169-173.

Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937.

Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. Л. (СПб.): Наука, 1968-1994. Вып. 1-25.

Вспомогательные исторические дисциплины. Свердловск, 1974. Сб. 1-2.

Вспомогательные исторические дисциплины: Историография и теория. Киев, 1988. 279 с.

Гуковский А.И. Научная разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины // Вопросы истории. 1964. № 2. С. 42 - 62.

Дорошенко В.В. Вспомогательные исторические дисциплины на новом этапе // Археографический ежегодник за 1969 г. М., 1971. С. 205 -208.

Зимин А.А. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в работе историков-архивистов // Тр. науч. конф. по вопр. арх. дела в СССР. М., 1965. Т. 1.

Iсторичнi джерела та їх використання. Київ, 1964 - 1972. Вип. 17.

Колесникова М.Е., Маловичко С.И. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины в исследовательской практике новой локальной истории // Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. Москва, 26-28 января 2006 г. М., 2006. С. 244-247.

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины / Под. ред. Г.А. Леонтьевой. М., 2000.

Лихачев Н.П. Лекции по дипломатике: Чит. в 1896/97 акад. году в С.Петербург. археол. ин-те. СПб., 1897.

Мельцин М.О. Вспомогательные исторические дисциплины: Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология. СПб., 2006.

Носов Н.Е. Основные научные направления и проблематика ежегодника «Вспомогательные исторические дисциплины» // Вспомогат. ист. дисциплины. 1981. Вып. 12. С. 3-12.

Пронштейн А.П. Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.

Пронштейн А.П. Использование вспомогательных дисциплин при работе над историческими источниками. М., 1972.

Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М., 1979.

Пчелов Е.В. Вспомогательные исторические дисциплины в семиотическом контексте // Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. Москва, 26-28 января 2006 г. М., 2006. С. 63-67.

Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования. Баку, 1930.

Соболева Н.А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин: Историогр. обзор за 1964-78 гг. // Источниковедение отечеств. истории. Сб. ст. 1979. М., 1980. С. 219-237.

Специальные исторические дисциплины. СПб, 2003.

Успенский Б.А. Семиотика истории, семиотика культуры. М., 1996. Т. 1-2.

Черепнин Л.В. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечеств. истории. 1973. Вып. 1. С. 32-63.

Черепнин Л.В. Развитие вспомогательных исторических дисциплин за пятьдесят лет // Сов. архивы. 1967. № 5. С. 130-137.

Черепнин Л.В. Русская палеография и другие вспомогательные дисциплины // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 8-29.

Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: К вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогат. ист. дисциплины. 1982. Вып. 13. С. 3 - 32.

Шмидт С.О. Археография, архивоведение и специальные исторические дисциплины // Развитие советской исторической науки, 1970 - 1974. М., 1975.

Шмидт С.О. Современные проблемы источниковедения // Источниковедение: Теорет. и методол. проблемы. М., 1969.

Шустова Ю.Э. Вспомогательные исторические дисциплины в современном гуманитарном знании и образовательной модели // Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. Москва, 26-28 января 2006 г. М., 2006. С. 437-452.

Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977.

Янин В.Л. Успехи и проблемы изучения вспомогательных дисциплин русской истории: Археография, сфрагистика, эпиграфика, весовая метрология // Археографический ежегодник за 1969 г. М., 1971.

Szyman"ski J. Nauki pomocnicze historii. Warszawa, 2001: Wydawnictwo Naukowe PWN. 763 s.

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы :

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История - наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных документов), эпиграфика и др.

Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но если какая-либо вспомогательная историческая дисциплина рассматривает всегда только один вид исторического источника и использует только “свои” методы для его анализа, то источниковедение охватывает весь комплекс источников, используя при этом выводы любой из вспомогательных исторических дисциплин.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).

Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Свое название она получила от греческого слова “номизма” (монета) в эпоху средневековья.

Сфрагистика (от греческого слова “сфрагис” – печать) - вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати.

Геральдика (от латинского слова Heraldus – глашатай) основным объектом исследования является герб – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств. Основной, но не единственной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов.

Метрология (от греческих слов “метрон” – мера и “логос” – наука, учение) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры в их историческом развитии и взаимной связи.

Хронология (“хронос” – время) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития.

Историческая ономастика – изучение истории имен собственных.

Топонимика – географические названия

Этнонимика – названия народов

Антропонимика – личные имена.

Археология - (от архео- и греч. lygos - слово, учение), наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Статьи по теме