Урок на тему "многообразие рыб". Многообразие рыб обзор класса хрящевые рыбы Сообщение на тему разнообразие рыб

    Повторить общую характеристику и классификацию типа Хордовые.

    Изучить ароморфозы надкласса Рыбы. Записать в тетради.

    Изучить строение рыб. Выполнить конспект в тетради.

    Записать и выучить современную классификацию рыб.

    Рассмотреть влажные препараты разных видов рыб.

    Под микроскопом рассмотреть два основных типа чешуи костистых рыб.

    Изучить внешнее и внутреннее строение костной костистой рыбы на примере Окуня речного (вскрытие рыбы).

    В альбоме выполнить 6 рисунков, обозначенных в печатной методичке, которые хранятся в лаборантской кафедры биологии и экологии, V (красной галочкой). В электронной методичке все необходимые для рисования рисунки представлены в конце всего материала.

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 1.:

Таблица 1. Отличительные особенности организации рыб

классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Обычные представители

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

Особенности размножения

Особенности экологии

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 2.:

Таблица 2. Многообразие хрящевых и костных рыб

    Знать ответы на контрольные вопросы темы:

Общая характеристика типа Хордовые. Классификация типа Хордовые.

Особенности организации Костных рыб.

Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Окуня речного.

Отличительные особенности организации рыб классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Общая характеристика рыб

В современной систематике хордовых животных Рыбы (Pisces) являются надклассом, включающим два класса:

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные (Vertebrata)

Надкласс Рыбы (Pisces)

  1. Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Около 600 видов.

    Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Более 20 тысяч видов.

Надкласс рыбы имеет следующие о сновные ароморфозы (ароморфозы – это крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и организации организма):

1. Замена хорды хрящевым, затем костным позвоночником.

2. Активный поиск и захват пищи (появление челюстей).

3. Образование черепа, защищающего мозг.

4. Возникновение парных конечностей - плавников.

5. Развитый головной мозг и органы чувств. Ведущий отдел головно­го мозга - средний мозг (т.н. ихтиопсидный тип мозга).

6. Во внутреннем ухе появляются три полукружных канала, лежащие во взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает более совершенную координацию движений.

7. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное. В сердце веноз­ная кровь. У двоякодышащих рыб намечается образование второго, (легочного) круга кровообращения.

8. Обонятельные мешки парные. Каждый из них открывается наружу самостоятельным носовым ходом (ноздри парные).

9. Органы дыхания - жабры.

10. Пищеварительный тракт дифференцирован: обособляется желудок, кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы.

11. Дифференцировка пищеварительной железы на поджелудочную и печень.

12. Образование туловищных почек (т.н. мезонефрическая почка).

13. В коже возникают защитные, преимущественно костные образова­ния - чешуи.

Общая характеристика рыб

Хрящевые рыбы. Первые рыбы появились на нашей планете примерно 340-360 миллионов лет назад. Наиболее древние из современных рыб - хрящевые живут почти исключительно в море. Они получили свое название потому, что их скелет целиком хрящевой. Тело их покрыто особыми чешуйками. У большинства хрящевых рыб жаберные щели открываются наружу самостоятельно. Таким образом, снаружи видно с каждой стороны тела по 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет. К хрящевым рыбам относятся, например, акулы - стремительные хищники моря, челюсти которых вооружены острыми кинжаловидными зубами. Крупные акулы нападают нередко и на человека.

Другая группа хрящевых рыб приспособилась к донному образу жизни. Это скаты. В связи с этим тело скатов стало сжатым в спинно-брюшном направлении и роль главного органа движения получили сильно увеличенные грудные плавники.

Костно-хрящевые, или осетровые, рыбы имеют хрящевой скелет, но у них имеются и некоторые кости. В позвоночнике осетровых на всю жизнь сохраняется хорда, которую под именем вязиги употребляют в пищу. У них есть плавательный пузырь, жаберная крышка. Некоторые осетровые (например, белуга) могут достигать нескольких метров длины. Вместо сплошного чешуйчатого покрова у них вдоль тела проходит 5 рядов крупных костных бляшек «жучек». Осетр, стерлядь, севрюга и другие рыбы этой группы питаются червями, моллюсками и другими беспозвоночными, которых отыскивают среди донного ила с помощью небольших усиков, расположенных впереди рта. Несколько месяцев в год осетровые проводят в море (например, в Азовском, Черном или Каспийском), а для икрометания входят в реки.

Двоякодышащие рыбы. В Африке, Австралии и Южной Америке живут немногие представители удивительной группы пресноводных рыб, когда-то очень многочисленных и распространенных по всему миру. Их назвали двоякодышащими по той причине, что плавательный пузырь у них играет роль легкого. Обычно они дышат, как все рыбы, но при пересыхании водоемов зарываются в ил и проводят засушливое время в спячке, дыша атмосферным воздухом. Скелет их, подобно скелету осетровых, преимущественно хрящевой, но имеет отдельные кости. Одна из двоякодышащих рыб - африканский чешуйчатник.

Кистеперые. Считали, что кистеперые рыбы вымерли за 50 - 100 миллионов лет до нашего времени. Неожиданно в 1938 году в Индийском океане, близ южной оконечности Африки, был пойман первый экземпляр латимерии, принадлежащей к кистеперым рыбам. Теперь известно уже несколько десятков экземпляров этой крупной (около 1,5 м длины) рыбы, пойманных между Мадагаскаром и Африкой. Интересно строение их грудных плавников, очень напоминающих переднюю конечность наземных позвоночных. Большинство вымерших кистеперых были пресноводными, имели дополнительное воздушное дыхание, и именно от них произошли первые наземные позвоночные.

Костистые. Наибольшего развития достигают рыбы, весь скелет которых состоит почти из одних костей. Поэтому их называют костистыми. В истории Земли они возникли сравнительно недавно, около 180 миллионов лет назад. У более древних представителей костистых на всю жизнь сохраняется связь плавательного пузыря с кишечником, а большинство плавниковых лучей мягкие. К числу этих рыб принадлежат, например, сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования для икрометания. Питаются сельди мелкими, взвешенными в воде организмами.

В наших пресных водах обитает много карповых рыб: плотва, лещ, карась, чехонь, уклейка и многие другие. Эти рыбы питаются растительным кормом и беспозвоночными. Зубы в челюстях у них развиты слабо или совсем отсутствуют. Зато в глубине глотки у них имеются особые приспособления для измельчения пищи.

Острые зубы челюстей помогают хищной щуке хватать рыб, лягушек и даже птиц. Другой крупный хищник (1-2 м длины) наших пресных вод - сом имеет челюсти, покрытые множеством небольших, очень острых зубов. В углах рта он имеет усики. Сома иногда называют «акулой пресных вод»: он нападает даже на человека.

Среди морских рыб большое промысловое значение имеют тресковые, одним из признаков которых служит непарный усик на подбородке. В наших пресных водах встречается представитель тресковых - налим.

Самые молодые рыбы в истории Земли - такие костистые, у которых плавательный пузырь во взрослом состоянии не сообщается с кишечником, а лучи в плавниках колючие. Их называют колючеперыми. К ним относятся окунь, судак, ерш и др.

Урок биологии в 7 классе.

Тема: «Многообразие рыб»

Цель : показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в разнообразных условиях водной среды. Определить признаки основных классификационных групп рыб.

Познавательный аспект:

  • формировать первоначальные знания классификации рыб;
  • определить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы.

Развивающий аспект:

  • развитие способностей самостоятельно отыскивать решения к поставленной учебной проблеме;
  • развитие поисковой мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательный аспект:

  • воспитание толерантности, уважения к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
  • воспитание к общебиологической культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор , экран, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Не хожу. И не летаю.

А попробуй догони.

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!!

О ком эта загадка? (о рыбах)

Сегодня мы продолжим изучение Надкласса Рыбы.

Повторение изученного материала по следующим вопросам:

  • Какую форму тела имеют рыбы? Можно ли по форме тела рыбы определить, на какой глубине обитает рыба?
  • Чем покрыто их тело? Почему чешую называют паспортом и медицинской книжкой рыбы?
  • Для чего рыбе плавники?
  • Для чего им плавательный пузырь? У всех ли рыб есть плавательный пузырь?
  • Что такое боковая линия?
  • Кровеносная система замкнутая или незамкнутая? Сердце есть? Какое?
  • Чем защищен головной мозг? Где находится спинной?
  1. Изучение новой темы:

Итак, рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных.Но если млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий вместе взятых насчитывается не более18 тыс. видов, то число видов рыб превышает 22тыс.

Возникает проблема – как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам?

Рыбы это водные животные, условие их обитания, пища, внешние особенности разные. Учитывая это, учёные предложили особую систематику. Что изучает наука систематика? Что же нам еще нужно изучить, что бы больше узнать о рыбах??

Тема урока.

Надкласс рыбы состоит из двух классов: хрящевых и костных рыб. Попробуем составить схему «Классификация рыб».

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

КЛАСС

КОСТНЫЕ

РЫБЫ

Характерные признаки:

ПОДКЛАСС

КОСТИСТЫЕ

ПОДКЛАСС

КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

ПОДКЛАСС

ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

ПОДКЛАСС

КИСТЕПЕРЫЕ

Представители:

Акулы, скаты, мантии

  • Заполнить таблицу. Работа в группах

задание группе №1 Костно-хрящевые

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костно-хрящевых, или осетровых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

задание группе №2 Двоякодышащие рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Двоякодышащих рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

задание группе №3 Кистеперые рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Кистеперых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Наклеить отобранные признаки на лист.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

задание группе №4 Костистые рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костистых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

  • Проверка таблицы:

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

КЛАСС

КОСТНЫЕ

РЫБЫ

Характерные признаки:

чешуя плакоидная, имеет зубообразные выросты, 5-7 пар жаберных щелей, жаберных крышек нет, нет плавательного пузыря, скелет хрящевой, сохраняется в течение всей жизни

ПОДКЛАСС

КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

ПОДКЛАСС

КОСТИСТЫЕ

ПОДКЛАСС

ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

ПОДКЛАСС

КИСТЕПЕРЫЕ

Жаберные крышки имеются, вдоль тела 5 рядов крупных костяных пластин, между ними-мелкие. Скелет-костно-хрящевой.хорда-сохраняется в течение всей жизни. Есть плав.пузырь

Чешуя мелкая костная, скелет-костный, у большинства имеется плавательный пузырь.

Чешуя костная крупная, имеют легкие. Образовавшиеся из плавательного пузыря, сохраняется хорда и не развиваются тела позвонков.

Плавники (особенно парные!!!) похожи на мясистые лопасти покрытые чешуей. Скелет в основном хрящевой, имеется хорда,плавательный пузырь развит плохо

Представители:

Акулы, скаты, мантии

Представители:

осетры, белуга, стерлядь, севрюга

Представители:

сельди, сардины, кета, горбуша, плотва, лещи, сазан

Представители:

австралийский рогозуб,

Представители:

Латимерия

  • IV. Закрепление материала: (за правильный ответ - 1балл)

Упражнение №1 Найдите лишних в ряду:

  • Лещ, пескарь, плотва, сазан, осётр .
  • Сельдь , гигантская акула, манта, скат.
  • Сельдь, сардина, лещ, акула .

Упражнение №2 Выберите правильные суждения:

1) у акул и скатов - хрящевой скелет;

2) все хрящевые рыбы дышат жабрами, прикрытыми жаберными крышками;

3) У двоякодышащих рыб хорда сохраняется всю жизнь. Тела позвонков не развиваются.

4) Представителем двоякодышащих является австралийский рогозуб.

5) Латимерия - представитель Хрящевых рыб.

Результаты рефлексии:

оценка «5» - 6 баллов

оценка «4» - 5 баллов.

оценка «3» - 4 баллов

V. Выводы. Итог урока.

Домашнее задание:

подготовить доклад и презентацию по промысловым рыбам


Сколько живет на земном шаре отдельных экземпляров рыб, не знает никто. Другое дело - отдельные виды, т. е. группы, организмов, близких по внешнему облику, внутреннему строению, поведению и жизнедеятельности, распространенных в определенной области и способных при скрещивании между собою производить плодовитое потомство.

Все или почти все виды ныне живущих рыб поименованы и подробно описаны; специалисты насчитывают около 20 тыс. видов рыб - больше чем зверей, птиц, пресмыкающихся и земноводных, вместе взятых. Если принять во внимание и ископаемые виды, то многообразие рыб покажется еще поразительнее.

Каждый вид рыбы, равно как и всех других животных и растений, получил латинское название, состоящее из двух слов, например: - золотистый морской окунь буквально означает «красивый, великолепный», отсюда происходит название города «Севастополь»; «таппиз» означает «морской», отсюда «ультрамарин», «субмарина», «маринист», имя «Марина». Так что латинское название можно перевести словами «морской красавец».

Нужно отметить, что и народные названия растений или животных иногда бывают двойными, например, «заяц-русак» и «заяц-беляк», «ястреб-тетеревятник» и «ястреб-перепелятник». Латинская номенклатура позволяет специалистам всех стран безошибочно понимать друг друга.

Если бы ученые пользовались только народными названиями рыб, путаница была бы неизбежна. Ведь даже в одной стране какая-либо широко распространенная рыба обычно имеет несколько названий. Так, быстрого хищника наших больших рек зовут и «шереспер», и «жерех», и «конь», и «белизна». Во внутренних водах страны распространены около 400 видов рыб, носящих более тысячи местных названий.

Кроме того, многие чужеземные, глубоководные или редкие рыбы вообще не имеют народных названий. Когда таких рыб начинают ловить, разводить или содержать в аквариумах, они становятся знакомыми широким кругам и латинское название зачастую употребляется уже на правах русского слова (аргентина, макрурус, путассу, нототения, гамбузия, пецилия, гуппи, гурами, макропод и др.).

Нужно подчеркнуть, что и ученый и практик отнюдь не произвольно расчленяют мир растений или животных на любое количество видов. Например виды (также как например, химические элементы) существуют в действительности, а не в воображении человека. Виды существовали и до появления человека на земле. Их реальность хорошо видна из следующего примера.

На острове Новая Гвинея ученые описали 138 видов птиц. Туземное население различает 137 новогвинейских птиц. Следовательно, за исключением одного спорного случая, приезжие натуралисты и местные охотники независимо друг от друга пришли к совершенно одинаковым выводам относительно многообразия птиц на острове.

В отличие от химических элементов, виды на земле постепенно сменяют друг друга, но так медленно, что правильно сделанное их описание не устареет на протяжении многих столетий. Правда, ученые часто вносят поправки в существующую систематику, но не потому что виды исчезают или появляются, а с целью устранения допущенных ранее неточностей или в случае открытия новых видов, до того неизвестных науке.

Близкие, родственные виды объединяют в роды. Например, рыбаки различают несколько видов кефалей: лобан, сингиль, остронос, пиленгас. Эти виды признает и научная систематика. Все они относятся к одному роду.

Сходные между собой по анатомии и образу жизни дальне-восточные лососи - кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч и сима - все относятся к одному роду. Или, скажем, лещ и синец.

В свою очередь близкие роды сводятся в семейства. Например, речной окунь, ерш, судак - это роды (каждый из них включает по два вида), принадлежащие к одному семейству окуневых.

Семейства объединены в отряды, отряды - в классы, а классы - в типы.

Среди позвоночных животных общеизвестны следующие классы: млекопитающие (или звери), птицы, пресмыкающиеся (рептилии), земноводные (амфибии).

А всех остальных позвоночных - миног, акул, скатов, осетров, сельдей, камбал и др. - не специалисты часто относят к рыбам. На самом же деле миноги отличаются от рыб (и всех других позвоночных) многими коренными чертами. Так, у миног вовсе нет челюстей, а рот представляет собою круглую присоску, усаженную по краям роговыми зубчиками.

Скелет миноги состоит из хряща, слизистая кожа лишена чешуи, нет парных плавников, органы дыхания - мешочки, открывающиеся наружу отдельными круглыми отверстиями, а внутри соединенные с особой трубкой, лежащей под пищеводом.

Но и собственно рыбы не «укладываются» в один класс. Большинство специалистов справедливо считают, что хрящевые рыбы - акулы, скаты, химеры - настолько своеобразны, что представляют собою особый класс.

Отличительные особенности хрящевых рыб таковы. Скелет полностью хрящевой, в том числе череп и челюсти, имеющие очень простое строение: каждая состоит из одного крупного хряща. Рот находится на нижней стороне головы, довольно далеко от конца рыла, которое обычно вытянуто вперед в виде острого выроста.

Обонятельные ямки («ноздри») лежат на нижней стороне головы, а не на верхней, как у костных рыб. Жаберные щели, обычно в количестве пяти пар, расположены у акул на боках, а у скатов - на брюшной стороне, и не прикрыты жаберными крышками; у химер имеются кожистые жаберные крышки. Кожа у акул покрыта многочисленными острыми зубчиками, у скатов голая или с крупными шипами, сидящими вразброс. Плавательный пузырь у всех хрящевых рыб отсутствует.

Многие акулы живородящие, самка мечет несколько десятков крупных детенышей. Другие акулы, скаты и химеры откладывают яйца, защищенные прочной скорлупой и содержащие много питательного желтка.

Среди костных рыб очень интересна группа двоякодышащих. Их главная отличительная черта - наличие легких, расположенных под пищеварительным трактом, т. е. на брюшной стороне тела (у остальных костных рыб плавательный пузырь, иногда напоминающий легкое по строению и функции, лежит выше пищеварительного тракта, т. е. ближе к спине). «Ноздри» двоякодышащих соединяются с ротовой полостью; эта черта разобщает двоякодышащих с большинством костных рыб, но сближает с наземными позвоночными.

Двоякодышащие отличаются от прочих рыб строением чешуи, зубов, кровеносной системы, мозга. Несколько видов современных двоякодышащих распространены в Австралии, Африке, Южной Америке. Это довольно крупные малоподвижные обитатели стоячих, нередко пересыхающих водоемов, плавающие и ползающие среди густых водных зарослей. Парные плавники двоякодышащих по строению скелета напоминают елочку или кисть. Эту особенность разделяют с двоякодышащими так называемые кистеперые рыбы, вообще во многом очень сходные.

Кистеперые считались полностью вымершими, но в 1938 году у берегов Африки был пойман живой представитель этой группы - латимерия. Затем удалось найти еще несколько экземпляров. Увлекательную историю их поимки и изучения излагает известный ихтиолог Дж. Смит в книге «Старина четвероног».

Все остальные костные рыбы входят в класс лучеперых. Лучи грудного плавника у них радиально (веерообразно) расходятся от основания примерно так, как слегка растопыренные пальцы на руке человека. Такой тип строения грудных плавников обеспечивает рыбе высокую маневренность, поворотливость.

К лучеперым рыбам относится подавляющее большинство современных видов, родов, семейств и отрядов. Главнейшие отряды - осетрообразные, сельдеобразные, карпообразные, кефалеобразные, окунеобразные, трескообразные, камбалообразные.

Систематика и многообразие рыб (и вообще биологическая систематика) может показаться излишне сложной, громоздкой. Но без нее было бы невозможно изучать, описывать и опознавать виды. В современной системе рыб каждый вид находит оправданное, узаконенное место - как книга в библиотеке с образцовым каталогом или как солдат в воинском соединении, состоящем из взводов, рот, батальонов, полков и дивизий.

Например, почти во всех морях водится мелкая акула с острыми колючками в спинных плавниках. Ее местные названия - катран, нокотница, колючая, собачья; латинское название ее - указывает род и вид. Эта акула относится к семейству, которое вместе с несколькими другими семействами принадлежит к отряду, входящему в класс хрящевых рыб, объединяющий также других акул, скатов и химер.

Класс Рыбы - это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные - спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Мускулатура

Широкие мышечные ленты, раз-деленные на сегменты

Движение

Нервная система

1. Головной мозг (отделы - передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

3. Орган слуха

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

2. Обоняние

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

Пищеварительная система

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Плавательный пузырь

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Дыхательная система

Жаберные лепестки и жабер-ные дуги

Осуществляют газо-обмен

Кровеносная система (замкнутая)

Сердце (двухкамерное)

Артерии

Капилляры

Снабжение всех кле-ток тела кислородом и питательными ве-ществами, отведение продуктов распада

Выделительная система

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук-тов распада

Система размно-жения

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб - наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

Основные отряды Рыб

Отряды рыб

Основные признаки отряда

Представители

Хрящевой скелет, отсутствует плава-тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Манта, скат-хвостокол

Осетровые

Костно-хрящевый скелет, чешуя - пять рядов крупных кост-ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Двоякодышащие

Имеют легкие и мо-гут дышать атмо-сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан-ский чешуйчатник

Кистеперые

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы-ростов тела

Латимерия (един-ственный предста-витель)

Карпообразные

В основном пресно-водные рыбы, на че-люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Сельдеобразные

Большинство - стай-ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Тресковые

Отличительный при-знак - наличие усика на подбородке; большинство - хо-лодноводные мор-ские рыбы

Пикша, салака, на-вага, налим, трес-ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Основные признаки

Пресноводные рыбы

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Проходные рыбы

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Солоноватые рыбы

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Морские рыбы

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Статьи по теме