Группы стран входящих в асеан. Ассоциация государств юго-восточной азии

Справочный материал

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. с подписанием в Бангкоке Декларации АСЕАН. В настоящее время ее членами являются десять стран: Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. Председательство в АСЕАН сменяется ежегодно на ротационной основе (2016 г. – Лаос).

Юридическую основу взаимоотношений «десятки» составляют три Декларации согласия АСЕАН – 1976, 2003 и 2011 гг., а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. На данный момент к нему присоединились 31 государство (Россия ‑ в 2004 г.) и Евросоюз. В декабре 2008 г. вступил в силу Устав АСЕАН.

Высший орган АСЕАН – ежегодные встречи глав государств и правительств (саммиты). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. Регулярно созываются встречи отраслевых министров и старших должностных лиц, функционирует более 20 механизмов (комитетов, рабочих групп и пр.) по конкретным направлениям взаимодействия.

Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем расположен в Джакарте. На период 2013-2017 гг. этот пост занимает бывший заммининдел Вьетнама Ле Лыонг Минь. В столице Индонезии также действует Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначает своего постпреда в ранге посла.

По состоянию на конец 2014 г. население стран АСЕАН - 630 млн. чел. (3-е место в мире). Совокупный ВВП - 2,57 трлн.долл.США (7-е место в мире). Темпы экономического роста - 4,6%. Внешнеторговый оборот - 2,5 трлн.долл.США. Прямые зарубежные инвестиции – 136 млрд.долл.США. Объем внутренней торговли – 608 млрд.долл.США.

В 2002 г. вступило в силу Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА). На 17-м саммите АСЕАН (Ханой, 2010 г.) утвержден Генеральный план взаимосвязанности АСЕАН, направленный на углубление интеграции «десятки» за счет объединения ее транспортной, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры.

С 1 января 2016 г. в соответствии с Декларацией о создании Сообщества АСЕАН (подписана в ноябре 2015 г. на 27-м саммите Ассоциации в Куала-Лумпуре) запущено триединое Сообщество АСЕАН в политической, экономической и социо-культурной сферах. В качестве высших координационных органов совместной работы «десятки» по этим направлениям функционируют Советы трех Сообществ АСЕАН в составе профильных министров.

Программными документами дальнейшего развития Ассоциации считаются одобренные на 27-м саммите Декларация «АСЕАН-2025: вместе в будущее», а также концепция «Видение АСЕАН-2025». В 2016 г. этот пакет планируется дополнить документом «Взаимосвязанность АСЕАН-2025» и новым Рабочим планом реализации Инициативы интеграции АСЕАН (принята в 2000 г.).

В ряду внешнеполитических приоритетов АСЕАН – создание в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор был подписан в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г.).

Другое ключевое направление асеановской дипломатии – морская безопасность. С 2007 г. действует Морской форум АСЕАН – механизм диалога между представителями государственных ведомств и академических кругов «десятки» по широкому спектру вопросов обеспечения свободы судоходства. С 2012 г. в увязке с этим мероприятием проходит Расширенный морской форум АСЕАН с участием России, Австралии, Индии, Китая, Новой Зеландии, Республики Корея, США и Японии (последняя встреча состоялась в сентябре 2015 г. в Манадо, Индонезия).

Уделяется внимание проблематике прав человека: с 2009 г. действует Межправительственная комиссия АСЕАН по правам человека; на 21-м саммите «десятки» (Пномпень, 2012 г.) одобрена Декларация АСЕАН по правам человека.

Вокруг «десятки» концентрируется ряд многосторонних региональных механизмов и структур, осуществляющих взаимодействие в сфере безопасности, экономического сотрудничества и либерализации торговых режимов в АТР. В его основе лежит зародившаяся в 1970-е гг. система «диалогов» АСЕАН с ведущими государствами мира. Полноформатными диалоговыми партнерами Ассоциации являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония, а также Евросоюз. «Секторальный» партнер АСЕАН по диалогу – Пакистан.

На этой основе в 1999 г. был сформирован механизм углубленного взаимодействия Ассоциации с Китаем, Японией и РК в формате «АСЕАН плюс 3». В его рамках в 2000 г. запущена «Чиангмайская инициатива» (выстраивание системы своп-соглашений по взаимной поддержке национальных валют), послужившая базой для создания в 2010 г. своего рода «азиатского валютного резервного фонда» в размере 120 млрд.долл.США для борьбы с финансовыми кризисами. В настоящее время объем средств Чиангмайского фонда (на 80% финансируется восточноазиатской «тройкой») достигает 240 млрд.долл.США.

Одновременно АСЕАН движется по пути либерализации торговли с крупнейшими внерегиональными партнерами. На 21-м саммите «десятки» (Пномпень, 2012 г.) принято решение о запуске переговоров о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) с участием АСЕАН и тех государств, с которыми у Ассоциации уже заключены соглашения о свободной торговле: КНР, Японией, РК, Индией, а также Австралией и Новой Зеландией. 10-й раунд этих переговоров прошел в октябре 2015 г. (Пусан, РК). Ставится цель завершить формирование ВРЭП до конца 2016 года.

Многосторонний диалог в области политики и безопасности с 2005 г. осуществляется в рамках организуемых в привязке к встречам лидеров АСЕАН Восточноазиатских саммитов (ВАС) с участием «десятки» и шести ее зарубежных партнеров: КНР, Японии, РК, Индии, Австралии и Новой Зеландии. На 5-м саммите в 2010 г. было принято решение о присоединении к этому механизму России и США, а первый саммит ВАС в обновленном формате «АСЕАН плюс 8» состоялся в 2011 г. (о.Бали, Индонезия).

На министерском уровне с 1994 г. действует Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), охватывающий 27 стран, включая «десятку», ее диалоговых партнеров и ряд других государств АТР. Министерские сессии ВАС и АРФ проводятся ежегодно.

В 2010 г. по инициативе Вьетнама создан механизм Совещаний министров обороны стран-членов АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию («СМОА плюс»).

АСЕАН; англ. Association of South East Asian Nations - ASEAN )

основана в 1967 в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 принят Бруней. Цели - экономическое, социальное, культурное и политическое сотрудничество. С сер. 80-х гг. предпринимаются шаги по созданию в регионе зоны мира и нейтралитета, а также безъядерной зоны. В 1990-е в организацию вступили Мьянма, Камбоджа, Лаос и Вьетнам. АСЕАН занимается проблемами экономического и социального развития региона, привлечения инвестиций в бедные страны, развития новейших технологий, борьбой с наркомафией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН)

(Association of South-East Asia Nations – ASEAN) – образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа – Новая Гвинея.

1) Нормативно-правовая база. Основными документами АСЕАН являются Бангкокская декларация АСЕАН 8 августа 1967 г., Декларация «Согласия АСЕАН» 24 февраля 1976 г., Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 24 февраля 1976 г. и два дополнительных Протокола к нему. В настоящее время в АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА) внерегиональных держав, включая Россию, путем подключения ко II Протоколу Договора.

В основе экономической деятельности Ассоциации лежат Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) 1992 г., программа «АСЕАН – видение в 2020 г.: партнерство в динамичном развитии» 1997 г., Ханойский план действий 1998 г., рамочное соглашение о Зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) 1998 г. и схема промышленного сотрудничества (АИКО), Ханойская декларация «О сокращении отставания в развитии в целях осуществления более тесной интеграции в рамках АСЕАН» 23 июля 2001 г.

Важное место в деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА Зоны, свободной от ядерного оружия, на основе Декларации о Зоне, свободной от ядерного оружия (27 ноября 1971 г.) и Договора о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (15 декабря 1995 г.). В ХХI веке государства АСЕАН ведут консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.

2) Уставными целями АСЕАН в Бангкокской декларации определено содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества государств-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА.

3) Основные органы. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, проводящиеся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты.

Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые проводятся по ротационному принципу. При необходимости могут созываться специальные СМИД. Каждый год проводятся также совещания министров экономики.

Текущее руководство АСЕАН осуществляется постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел государства-устроителя очередного СМИД. Членами Постоянного комитета, помимо министра иностранных дел государства-устроителя или его представителя, являются аккредитованные в государстве послы государств-членов АСЕАН. Задачей Постоянного комитета является осуществление работы Ассоциации в период между СМИД. Одновременно действуют комитеты ad hoc («к случаю») и постоянные комитеты экспертов и официальных представителей по специальным вопросам.

В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Секретариат осуществляет координацию деятельности механизмов и структур АСЕАН. Генеральный секретарь избирается на 5 лет. Он обязан присутствовать лично или через своих представителей на всех мероприятиях, проводимых в рамках АСЕАН, обладает полномочиями выступать от имени АСЕАН и контактировать с другими международными организациями и правительствами. Через генерального секретаря осуществляются также контакты и координация между различными органами АСЕАН. В его ведении находятся контроль за реализацией решений и принятых инициатив, разъяснение директив Постоянного комитета. Он выступает в роли депозитария документов АСЕАН, представляет ежегодный доклад на совещание министров иностранных дел и т.д.

Секретариат АСЕАН координирует деятельность 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий.

В каждом государстве-участнике функционирует Национальный секретариат, который ведет работу Ассоциации от имени своего государства и помогает в проведении ежегодных или специальных встреч министров иностранных дел, деятельности Постоянного комитета и иных комитетов, которые могут быть организованы по специальным вопросам.

В последние годы в АСЕАН усиливаются призывы к отходу от некоторых основополагающих принципов Ассоциации. В частности, это касается снятия «запрета» на обсуждение тех внутриполитических проблем отдельных членов «десятки», которые затрагивают интересы всей группировки (т.н. «конструктивное вмешательство»). Под давлением таких настроений на Манильском (1999 г.) саммите АСЕАН было принято решение о создании «тройки» АСЕАН на уровне министров иностранных дел по содействию урегулированию внутриполитических проблем государств-членов. Однако ни состав «тройки», ни механизм ее деятельности пока не определены.

В рамках Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, направленного на урегулирование споров и конфликтных ситуаций в регионе, создан Высший совет. Согласно принятым в июле 2001 г. в ходе мероприятий АСЕАН Правилам Процедуры Высшего совета в его состав должны входить представители на министерском уровне от каждого государства АСЕАН, а также по одному представителю на министерском уровне от государств вне региона Юго-Восточной Азии, напрямую участвующих в споре (в случае присоединения таких государств к Балийскому договору). Возглавляет Высший совет Председатель, избирающийся только из представителей государств АСЕАН. В обязанности Высшего совета входит изучение спора или конфликтной ситуации и выработка рекомендаций относительно способов их урегулирования, таких как добрые услуги, посредничество, расследование или согласительная процедура. В соответствии с Правилами процедуры механизм урегулирования запускается только государством, напрямую вовлеченным в спор, посредством направления по дипломатическим каналам письменного сообщения Председателю Высшего совета и другим государствам-участникам Договора. Председатель Высшего совета должен получить от всех сторон, участвующих в споре, согласие на применение процедуры Высшего совета. Получив согласие сторон, Председатель проводит заседание Высшего совета, на котором принимается соответствующее решение.

Высший совет Договора о дружбе и сотрудничестве в ЮВА в начале ХХI века не действует.

В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса.

4) Диалоговые отношения. В 70-е годы ХХ века зародилась система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). Они координируют деятельность различных рабочих групп, создаваемых в рамках диалога. Регулярно проходят совещания старших должностных лиц (СДЛ) – на уровне заместителей министров иностранных дел) по политическим вопросам. Кроме того, в каждом государстве действуют комитеты АСЕАН, объединяющие асеановских послов в государстве пребывания. Такие комитеты АСЕАН имеют консультативную функцию и предназначены для обмена информацией и осуществления контактов с государственными органами.

Практика диалогового партнерства предусматривает также создание Фонда сотрудничества за счет государства-партнера по диалогу, средства которого предназначаются для финансирования совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технического, инвестиционного, культурного и иного взаимодействия, одобренных соответствующим комитетом сотрудничества.

5) Диалог Россия-АСЕАН. С 1996 г. Россия является полномасштабным партнером АСЕАН по диалогу. К механизмам диалога Россия-АСЕАН относятся:

Совместный комитет сотрудничества (СКС), заседания которого прошли в 1997 г. (Москва) и в 2000 г. (Джакарта);

Рабочая группа СКС по научно-технологическому сотрудничеству (первая сессия проведена в Москве 9-10 июня 1997 г.);

Институт регулярных совещаний старших должностных лиц (на уровне заместителей министров иностранных дел) по политическим вопросам. Первое совещание состоялось в июне 1998 г. в Москве, второе – в октябре 1999 г. в Хошимине, третье – в апреле 2002 г. в Москве.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАСС-ДОСЬЕ. 19-20 мая 2016 года в Сочи состоится 3-й саммит Россия - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Он ознаменует 20-летие установления отношений диалогового партнерства между РФ и организацией.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории создания АСЕАН, ее структуре, о сферах сотрудничества и об интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии.

История создания

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) - региональная межправительственная организация. Создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) пятью странами - Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами, подписавшими Декларацию АСЕАН (более известна как Бангкокская декларация).

Целью ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. В 1984 году к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 году - Вьетнам, в 1997 году - Лаос и Мьянма, в 1999 году - Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются "десяткой" АСЕАН. Статус наблюдателя имеют Папуа Новая Гвинея и Восточный Тимор (подал заявку на вступление в 2011 году).

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация о мире, свободе и нейтралитете (1971); Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, или Балийский договор; Декларация согласия АСЕАН (1976); Вторая Декларация согласия АСЕАН, или "Балийское согласие-2" (2003). 15 декабря 2008 году вступил в силу устав, подписанный лидерами "десятки" 20 ноября 2007 года в Сингапуре.

Структура организации

Высший орган АСЕАН - встречи глав государств и правительств стран-членов, которые проводятся дважды в год. Координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Также регулярно проходят совещания министров финансов, экономики, энергетики, сельского хозяйства и туризма, однако их решения подлежат утверждению главами МИД. Повседневное руководство осуществляет Постоянный комитет в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Председательство в Ассоциации переходит в порядке ротации раз в год. С 1 января 2016 года АСЕАН возглавляет Лаос.

Работа также ведется в комитетах и рабочих группах, что позволяет ежегодно проводить более 300 мероприятий. Секретариат расположен в Джакарте (Индонезия). Его возглавляет генеральный секретарь, который назначается на саммите АСЕАН сроком на пять лет (без права переизбрания на второй срок). С 1 января 2013 года этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).

Эмблема АСЕАН представляет собой круг из десяти связанных рисовых колосьев, что олицетворяет стабильную, мирную, единую и динамично развивающуюся организацию.

Сферы сотрудничества

В сфере экономики государства-члены АСЕАН развивают главным образом торгово-инвестиционное сотрудничество. В 1992 году участники объединения приняли решение о создании Зоны свободной торговли (ASEAN Free Trade Area, АФТА; соглашение вступило в силу в январе 1993 году). Инструментом реализации АФТА стало соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе, подписанное в 1992 году.

С этого времени началось поэтапное расширение номенклатуры товаров, попадающих под тарифную либерализацию. В настоящее время фактически вся торговля между странами "десятки" стала беспошлинной. В 2009 году стороны подписали Всеобъемлющее инвестиционное соглашение АСЕАН, которое предусматривает постепенную либерализацию притока инвестиций во все виды производства.

Осуществляя сотрудничество в области безопасности, члены ассоциации руководствуются пятью основными принципами: неприсоединение к военным блокам; урегулирование конфликтов ненасильственными методами; формирование позиций стран-членов, исходя из мирного подхода к международным проблемам; отказ от ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также недопущение гонки вооружений в Юго-Восточной Азии; отказ от применения силы или угрозы ее применения.

В 1995 году стороны подписали договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор, вступил в силу в 1997 году). В 2001 году в ответ на активизацию деятельности террористических групп в мире и регионе была подписана декларация АСЕАН о совместных действиях по противодействию терроризму.

Основными целями сотрудничества АСЕАН также является продвижение единой "региональной идентичности", формирование общих ценностей в рамках группировки, а также обеспечение равных прав для граждан всех стран ассоциации. Одним из шагов в этом направлении стало подписание в 2006 году соглашения о безвизовом режиме на территории АСЕАН, что способствовало увеличению числа культурных и образовательных обменов.

22 ноября 2015 года лидеры "десятки" подписали Декларацию о создании Сообщества АСЕАН, которое начало функционировать 31 декабря того же года. Форма сообщества предполагает более высокую ступень интеграции в трех сферах: экономической, социокультурной, сфере политики и безопасности.

Взаимодействие АСЕАН с другими странами

АСЕАН является ядром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее сформировано несколько многосторонних объединений. Среди них - Региональный форум АСЕАН по безопасности, в котором также участвуют Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, Индия, Канада, Китай, КНДР, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Республика Корея, Россия, США, Шри-Ланка, Япония, ЕС.

Для укрепления существующих связей с Китаем, Японией и Южной Кореей был создан формат АСЕАН+3.

Взаимодействие между АСЕАН и Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Австралией, Новой Зеландией, Россией и США осуществляется в рамках Восточноазиатского сообщества.

Помимо этого, функционирует региональное диалоговое партнерство. В его рамках создаются совместные комитеты сотрудничества и проводятся встречи министров иностранных дел АСЕАН и страны-партнера. Такой статус имеют США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЕС, Республика Корея, Индия, Китай, Россия. С некоторыми партнерами по диалогу АСЕАН подписала соглашения о зонах свободной торговли (с Китаем в 2004 году; с Республикой Корея в 2007 году; с Австралией и Новой Зеландией в 2009 году; с Японией в 2009 году и Индией в 2010 году).

С 2012 года АСЕАН и страны, с которыми у Ассоциации подписаны соглашения о зоне свободной торговли, ведут переговоры о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, которое предполагает либерализацию торговых и инвестиционных режимов, технологические обмены, защиту интеллектуальной собственности, разрешение торговых споров.

Статистика

Сейчас на территории стран АСЕАН, площадь которой составляет 4,5 млн кв. км, проживают около 600 млн человек. Совокупный ВВП - около $3,5 трлн (по сравнению со $700 млрд в 2003 году). Планируется, что к 2020 году он достигнет $4 трлн. На Всемирном экономическом форуме в Джакарте 19-21 апреля 2015 года было заявлено, что экономика АСЕАН растет на 5% в год.

Это позволит Ассоциации к 2050 году стать четвертой экономикой мира (после Китая, США и ЕС). АСЕАН становится все более привлекательной зоной для иностранных инвестиций: в 2014 году их приток возрос на 16% по сравнению с предыдущим годом, превысив $136 млрд.

Первый саммит АСЕАН состоялся в феврале 1976 года на о. Бали (Индонезия). С этого момента прошло 27 встреч на высшем уровне, последняя - 18-22 ноября 2015 года в Куала-Лумпуре в Малайзии.

2. «Большая семерка » - это семь ведущих с рыночной экономикой. В эту. группу входят США, Япония, Франция, Италия и Канада.

«Большая семерка» проводит ежегодные экономические совещания на высшем уровне с участием представителей стран Европейского Союза. От рассмотрения относительно узких вопросов (обменных курсов валют, контроля над экспортом и импортом) руководители «семерки» перешли сегодня к общему анализу , поиску путей воздействия на темпы и пропорции ее развития. Более 50% мирового валового внутреннего продукта приходится на долю стран - членов «большой семерки».

3. Европейский Союз .

Это экономическая группировка, куда входят 12 западноевропейских стран: Франция, Германия, Бельгия, Великобритания, и (перечень стран по состоянию на 1992 г.).

Европейский Союз образован с целью создания общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы путем отмены таможенных пошлин в торговле между участниками сообщества, проведения согласованной торговой политики в отношении стран третьего мира, совместных мероприятий в области , энергетики, транспорта и координации общей экономической и социальной политики.

4. НАТО (Организация Североатлантического договора ).

Это военно-политический союз, возникший в 1949 году. В него входят: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Греция, Португалия, . Официальная цель НАТО - обеспечение безопасности миролюбивых государств и поддержание всеобщего мира. Очевидно, что с распадом Организации Варшавского Договора (военно-политического союза бывших социалистических государств) участники НАТО должны стремиться к созданию в Европе системы коллективной безопасности.

Штаб-квартира этого военно-политического блока находится в Брюсселе.

5. Организация американских государств (ОАГ ).

Это крупнейшая группировка государств в Западном полушарии. В нее входит около 30 государств Северной и .

Цели, которые ставит перед собой ОАГ, заключаются в укреплении мира и безопасности в регионе, предотвращении разногласий и мирном разрешении спорных вопросов, совместных действиях в случае агрессии, содействии решению политических, экономических и правовых проблем американских стран, объединении усилий в целях научно-технического и культурного прогресса.

Штаб-квартира ОАГ находится в .

6. Организация африканского единства (ОАЕ ).

Это крупнейшая и влиятельнейшая группировка независимых стран . По своему характеру это межгосударственная политическая организация. Она объединяет свыше 50 государств континента. Основные ее цели - развитие всестороннего политического и экономического сотрудничества между странами Африки, укрепление их солидарности и единства на международной арене, ликвидация всех видов колониализма, защита независимости, суверенитета и территориальной целостности стран. Штаб-квартира ОАЕ находится в .

7. Организация Объединенных Наций (ООН ).

Наиболее влиятельная международная организация, объединяющая на добровольной основе суверенные государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Важными направлениями деятельности ООН являются также борьба с колониализмом, с грубыми и массовыми нарушениями прав человека.
Название этой организации было предложено президентом США Франклином Рузвельтом. Официальной датой создания ООН является 1945 год, когда Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств. В Уставе записано, что ООН создана для того, чтобы избавить грядущее поколение от бедствий войны, развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, способствовать разрешению международных проблем экономического, социального и культурного характера.

Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, признающие его Устав и готовые его выполнять.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

В рамках ООН действуют множество специализированных учреждений, таких, как:

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ ).

Главная цель его заключается в том, чтобы достичь более широкого использования атомной энергии странами мира и следить за тем, чтобы ее использование не могло быть переключено на военные цели. Агентство консультирует и оказывает помощь в осуществлении национальных программ . Штаб-квартира агентства находится в .

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО ).

Задачами организации являются борьба с в мире, содействие улучшению питания и повышению уровня жизни людей; повышение продуктивности сельского хозяйства, рыбоводства и лесоводства; совершенствование системы распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства.

Штаб-квартира организации находится в Риме.

Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ).

Диапазон деятельности этой организации охватывает широкий круг вопросов: это борьба с неграмотностью, содержание и планирование образования, создание в развивающихся странах центров по подготовке квалифицированных кадров, мероприятия по развитию международного сотрудничества в области науки; исследования в области прав человека и по проблемам укрепления мира; использование космической связи в целях образования. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ).

Это тоже специализированное учреждение ООН, ставящее целью достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. ВОЗ организует борьбу с болезнями, их ликвидацию на международном уровне, оказывает помощь различным странам в борьбе с инфекционными и другими болезнями, проводит международный контроль за качеством лечебных препаратов, контроль за наркотиками, международные акции в области карантина и эпидемиологического надзора. Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) была образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Декларацию АСЕАН тогда подписали пять стран-основательниц (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

Целью создания новой ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной, культурной и других областях стран-участниц, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии.

В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году — Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году — Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются так называемой "десяткой" АСЕАН.

Статус наблюдателя АСЕАН имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии в ассоциацию Восточного Тимора.

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН ("Балийское согласие-2") 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения к ассоциации внерегиональных государств.

В октябре 2003 года к АСЕАН присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.

В 2004 году в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 года в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Этот документ фиксирует общие принципы деятельности ассоциации.

Тем не менее, его принятие стало отправной точкой нового этапа развития АСЕАН, ее трансформации из полуформального объединения в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. 15 декабря 2008 года Устав АСЕАН вступил в силу.

В АСЕАН сложилась структура руководящих механизмов, включающая саммиты, министерские встречи и совещания старших должностных лиц по отдельным направлениям сотрудничества, которые возглавляют представители страны, председательствующей в ассоциации. Они ежегодно сменяются в алфавитном порядке.

Высший орган АСЕАН — встречи глав государств и правительств, которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью).

В 2003 году лидерами объединения была одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена "Вьентьянская программа действий", принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 года. Документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности "десятки" на обозримую перспективу достижение более тесной интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития ее "старых" и "новых" членов. Для решения этой задачи в 2000 году была запущена "Инициатива интеграции АСЕАН" (ИАИ).

В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление внутриасеановской интеграции и торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 году и вступившего в силу 1 января 2002 года Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее ‑ с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 году планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония.

Важное место во внешнеполитической деятельности ассоциации занимают усилия по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. Страны АСЕАН добиваются гарантий соблюдения положений этого договора ядерными державами, включая Россию.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся системы безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее возникла система так называемых "диалогов". Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу.

Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН — КНР, Япония, РК — регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 года созываются саммиты АСЕАН-Индия. На разовой основе организовывались встречи в верхах ассоциации с Австралией, Новой Зеландией, Евросоюзом и ООН. 13 декабря 2005 году в Куала‑Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит Россия‑АСЕАН, вторая встреча прошла 30 октября 2010 года в Ханое (Вьетнам). С ноября 2009 года проводятся встречи на высшем уровне АСЕАН‑США.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия ассоциации с восточноазиатской "тройкой" (Китай, Япония, Казахстан) в формате "10 + 3". В ноябре 2008 года было принято решение (вступило в силу в марте 2010 года) о создании подобия "азиатского валютного резервного фонда" в размере 120 миллиардов долларов для борьбы с финансовыми кризисами. 80% из них финансируется восточноазиатской "тройкой".

С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам ассоциации на высшем уровне . ВАС объединяет на сегодняшний день 10 стран АСЕАН, а также Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Южную Корею, Россию, США и Японию. Официальное присоединение России к этому форуму (одновременно с США) состоялось в ходе 5-го Восточноазиатского саммита в Ханое в октябре 2010 года.

В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию ("СМОА плюс"), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 года в Ханое.

Несмотря на успешное функционирование, развитию АСЕАН между некоторыми государствами — членами ассоциации. Так, в 2012 году ежегодная неделя АСЕАН, (серия встреч на уровне министров иностранных дел стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их диалоговых партнеров), проходившая в этом году в столице Камбоджи Пномпене, завершилась без принятия совместного коммюнике. Это первый случай за 45 лет истории организации. Камнем преткновения стал конфликт Китая, диалогового партнера АСЕАН, с Филиппинами и Вьетнамом из-за спорных территорий в Южно-Китайском море.

США попытались в ходе мероприятий АСЕАН продвинуть процесс создания "Кодекса поведения в Южно-Китайском море", который бы обязал все страны, принявшие его, в том числе и Китай, мирно, и в некоторых случаях коллективно разрешать проблемы, порожденные территориальными спорами. Наблюдатели отмечают, что США в последние годы все больше внимания уделяют укреплению собственного влияния в Юго-Восточной Азии. Регион превращается в основную арену противостояния Китая и США. И АСЕАН играет все более важную роль в сохранении стабильности в Юго-Восточной Азии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Статьи по теме